Аккумуляторные шуруповёрты, причём весьма достойные, Stanley выпускает не первый год. Наконец-то дело дошло до выхода полноценной аккумуляторной системы, когда разные инструменты работают от общего аккумулятора. Представляем тест перфоратора, а в следующем выпуске (летом 2021 года) планируем провести и опубликовать тест сабельной пилы Stanley.
Stanley SBR20
Аккумуляторный трёхрежимный бесщёточный перфоратор SDS-Plus
АККУМУЛЯТОР И ЗУ
Как и многие аккумуляторные инструменты, перфоратор поставляется «тушкой», то есть без батарей и зарядного устройства. Мы использовали батарею с заявленной ёмкостью 4 А*ч, реальная ёмкость практически такая же — 3,97 А*ч. Из интересного стоит отметить ячейки Samsung (1) – это один из мировых лидеров в производстве элементов для аккумуляторов, но на недорогих инструментах их встретишь нечасто. Вот только индикатора заряда на самом аккумуляторе нет, это неудобно. И штатное зарядное устройство очень медленное, с током 1 А, соответственно заряжается аккумулятор четыре часа. Надеемся, скоро появятся и более быстрое ЗУ, и новые батареи со светодиодной «линейкой».
ВНЕШНИЙ ВИД
Классический перфоратор горизонтальной компоновки с аккумуляторной батареей, которую ставят в нижнюю часть задней рукоятки. Режимов работы три, поворотный переключатель с фиксирующей кнопкой расположен на боковине. Основной выключатель оснащён «сквозной кнопкой», перемещая её, устанавливают направление вращения.
Модель укомплектована бесщёточным двигателем. Об этом свидетельствуют надписи «brushless» на обеих сторонах гнезда для установки аккумулятора. Ещё одна такая же надпись выполнена на прямоугольной красной вставке на торце корпуса моторного блока. «Над аккумулятором» находится панель-индикатор остаточного заряда — кнопка и три светодиода.
В среднем положении кнопки выключатель блокируется. Задняя рукоятка — с нескользящим покрытием, форма удобная, «ухватистая». Покрытие есть и на передней рукоятке — у лёгких перфораторов оно встречается далеко не всегда. Тип крепления рукоятки к шейке — «ленточный хомут»: стальная лента, затягивающаяся при вращении рукоятки. Инструмент комплектуется шестигранным ограничителем глубины бурения, который ставят в отдельное отверстие на рукоятке и фиксируют отдельной кнопкой. На одну из сторон шестигранника нанесены риски, не позволяющие ему сдвигаться в зафиксированном положении. Но тут требуется уточнение. При установке ограничителя надо поставить его так, чтобы сторона с рисками оказалась напротив фиксатора внутри рукоятки. В других положениях при достаточно сильном нажатии на торец ограничителя он будет сдвигаться. Обращает на себя внимание исполнение гнезда для установки батареи (2). Тут сразу замечаешь три интересные особенности. Первая из них — пара небольших пружин, которые при отсоединении батареи немного выталкивают её из гнезда. Вторая — четыре резиновые вставки в гнезде. Они, как и пружины, при работе перфоратора играют роль амортизирующих элементов, исключая люфты между батареей и гнездом и не позволяя разбалтываться соединению. И третья особенность — металлическая окантовка выступа, за который зацепляется фиксатор батареи. В общем, и тут всё удобно и рассчитано на долгий срок службы даже в непростых условиях.
РАЗБОР И АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ
Резиновый пыльник патрона имеет два контура уплотнения и снабжён дополнительным резиновым кольцом. Основная задача этого кольца — пылезащита, чтобы не дать абразивной пыли попасть внутрь патрона. На фото (3) кольцо частично вынуто из канавки под него. Конструкция самого патрона вполне традиционна, его детали представлены на фото (4). Патрон автоматический — подпружиненное кольцо патрона оттягивают только при снятии оснастки, при установке оснастка просто «вщёлкивается».
Единственное, на что стоит обратить внимание тем, кто захочет разобрать подобный патрон самостоятельно, — установка пружины в него. На фото она стоит правильно, при сборке узкая часть конуса должна быть направлена «к инструменту». Желание поставить её другой стороной — известная и типичная ошибка «домашних сборщиков».
Далее пытаемся снять редуктор. Крышка снимается просто, достаточно отвернуть четыре винта. Сама крышка — армированный стекловолокном полиамид, при щелчке по ней издаёт чистый звонкий звук (щелчок — один из простых способов проверки, его можно применять ко многим деталям).
Отсоединяться от моторного блока редуктор со снятой крышкой не пожелал. В таких случаях, прежде чем пытаться прикладывать усилия, стоит посмотреть, не «держит» ли его ещё что-нибудь. Поэтому отвинчиваем винты крепления рукоятки… и заодно, не разбирая машину дальше, смотрим на её «электрическую часть» (5).
Весь электронный блок управления вместе с выходящими из него проводами залит компаундом. Это решение обеспечивает защиту и от пыли, и от вибраций. В случае порчи блока его не ремонтируют, а просто меняют целиком. Впрочем, отказ «электроники» — явление очень редкое.
Стык между корпусом и крышкой рукоятки — с лабиринтным уплотнением, для предотвращения попадания пыли внутрь корпуса. В нижней части ручки имеется светодиод подсветки рабочей зоны. Он расположен под углом к оси вращения машины и направлен так, чтобы центр светового пучка оказывался как раз перед перфоратором, по центру бура. Светодиод, красный шильдик «brushless» и блок-индикатор заряда батареи вставляются в корпус с натягом, пыль через них тоже не пройдёт. В общем, единственное место, где у пыли есть хоть какие-то шансы проникнуть внутрь корпуса, — кнопка выключения. Но и там зазоры минимальны.
Задний подшипник якоря прикрыт пылезащитной крышкой на двух винтах. При снятой крышке становится понятно, что якорь притянут к подшипнику гайкой (6). На этой фотографии хорошо видно то, что можно назвать «культурой проектирования». Сверху на крышке имеется небольшой выступ, а в корпусе — прорезь. Поставить крышку другой стороной не удастся. Силовые провода припаяны, пучок из фиолетового и четырёх чёрных проводов заканчивается разъёмом (провода идут к небольшой электронной плате с датчиками положения якоря двигателя). Заливать здесь провода герметиком не стали — вместо этого на всё той же крышке предусмотрен их держатель. В итоге крышка и «придерживает» провода, и защищает соединение от вибрации.
После отворачивания гайки ротора (на ней оказалась левая резьба, на электродвигателях такое случается нередко) перфоратор удалось разобрать на составляющие.
Статор машины — с шестью катушками (7), вставлен в корпус с натягом и дополнительно закреплён в нём парой винтов с широкими шляпками. Собственно, кроме статора и платы с датчиками положения якоря, на этой стороне ничего нет. Отметим, что эти датчики используются далеко не на всех моделях, а именно они «отвечают» за работу электроники, поддерживающей постоянные обороты под нагрузкой. Схема с датчиками Холла на данный момент наиболее прогрессивная, она повсеместно используется в дорогих профессиональных инструментах.
Ротор (8). Первое впечатление — сделан красиво. Здесь нет никакой экономии, такой уровень исполнения можно встретить скорее на технике более высоких ценовых категорий. Подшипники — марки CW, это предприятие входит в первую тройку китайских производителей. Поскольку машина реверсивная, якорь может вращаться в обе стороны, крыльчатка здесь обычная — не направленная. За крыльчаткой находится второй подшипник и белая пластиковая шестерня. Её функция — «маслоотбойная», при вращении шестерня отбрасывает наружу смазку, которая находится в редукторе.
Крышка редуктора — с сапуном (отверстием, соединяющим полости двигателя и редуктора). В него вставлен фильтрующий элемент из волокнистого материала (9).
Переходим к редуктору. На фото (10) он представлен в частично разобранном виде. Узел слева — корпус редуктора с промежуточным валом и цилиндром, справа — ствол (ударный механизм), посередине — боёк с уплотнительным кольцом. Внизу — переключатель с фиксирующей кнопкой. Конструкция — «классическая», хорошо известная. Смазки — достаточное количество, в общем, оценивать визуально тут нечего. Но стоит обратить внимание на ещё одну особенность. Резиновое уплотнительное кольцо по периметру корпуса редуктора снабжено выступами, которые помогают его правильному позиционированию при сборке и удерживают его от «выдавливания» в процессе эксплуатации. Такое исполнение встречается не всегда, кольцо без выступов проще в производстве. Это тоже «мелочь», из множества которых и складывается общее впечатление. А оно здесь таково: всё скомпоновано с умом, хорошо продумано, для недорогой машины исполнение весьма достойное. Ресурс у этого перфоратора должен быть достаточным и для работы на стройке.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Производительность оказалась ниже, чем мы ожидали от перфоратора с энергией удара 2 Дж и довольно высокими оборотами. Объём выполняемой работы тоже не очень большой, меньше, чем у конкурентов при такой же ёмкости батарей. Однако это было бы мелочью, но время полной зарядки — 4 часа. Зарядное устройство выдаёт максимальный ток 1 А, и заряжается аккумулятор очень долго. Вот это, действительно, «минус». Ждём появления новых зарядных устройств, есть неподтверждённая пока что официально информация, что они будут. Тогда аккумуляторная линейка Stanley, очевидно, начнёт работать уже на совершенно другом уровне. Надеемся также, что новые аккумуляторы будут с индикаторами заряда на корпусе, потому что нынешний вариант не очень удобен. Нужна возможность моментальной проверки заряда батареи без поиска инструмента, в котором есть соответствующая индикация.
Вот ограничительный упор очень порадовал — держится на месте как влитой, фиксируется очень надёжно. У большинства современных перфораторов этот полезный на самом деле элемент уже превратился в декоративное украшение — его невозможно зафиксировать, он уползает, когда упирается в стену. Или вовсе выпадает от вибрации. У Stanley этого не наблюдается.
Тест аккумуляторных перфораторов
Тест провели Максим Грибоедов, Алексей Меснянкин и Артём Сальников
Статья опубликована в объединённом выпуске « Весна 2021» (№1’2021)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Май 2021 года