Редакция выражает благодарность
компаниям «Астари» и «Артизан» —
за предоставленный для проведения испытаний
сельскохозяйственной и садовой техники
участок на Осташковском шоссе
Мотобур — это один из основных инструментов заборостроителей. Как минимум в России это именно так. Используют эту технику и для установки столбов освещения (не всех, конечно, а только относительно лёгких конструкций), а также для посадки деревьев и кустарников. Ещё одна сфера деятельности мотобура — зимняя рыбалка, для которой применяют специальные «ледовые» шнеки.
Efco TR 1551
Механический мотобур для одного оператора
Efco TR 1551 — мотобур премиального класса, этим обусловлена его относительно высокая цена (впрочем, на фоне конкурентов такого же «люксового» уровня она выглядит скорее даже низкой). Вообще визуально оценить «премиальность» мотобура довольно сложно: внешне он выглядит как и другие, никаких дизайнерских решений в нём нет, потому что и дизайна как такового здесь практически нет. Как naked-мотоциклы — минимум пластика, в основном металл, притом функциональный, типа рамы. Кстати, немного удивительно, что итальянцы не озаботились в том числе и дизайном, они ведь считаются признанными лидерами в этой сфере — а мотобур Efco сделан как раз в Италии, на заводе компании Emak. Впрочем, на наш взгляд, не нужен ему ни пластиковый обвес, ни какой-то особенный дизайн… нужен качественный двигатель, надёжный редуктор и приличный моторесурс. Ну и ещё качественный пластик рукояток не помешает — и с этим как раз всё в порядке. А что касается двигателя, редуктора и прочего — здесь тоже всё отлично, но к этому моменту перейдём чуть позже.
Мотобур Efco рассчитан на работу одним оператором и бурение в грунтах до II категории (лёгкие глинистые почвы, в том числе с щебнем или галькой). Конструкция в целом обычная: двухтактный двигатель, рама с рукоятками и редуктор с передаточным отношением 40:1. Из «необычного» отметим кран на топливном шланге — раньше с подобным не сталкивались. Обнаружили кран только после того, как не удалось завести двигатель. Точнее, когда поняли, что праймер не подкачивает топливо в карбюратор — это легко определить по пустому, прозрачному, шлангу «обратки». Начали разбираться и вдруг обнаружили кран (понятное дело, закрытый). Как только открыли его, праймер заработал и двигатель завёлся с второго рывка — как и положено качественному двухтактному мотору.
К мотобуру Efco предлагает буры диаметром 80, 100, 150 и 200 мм, а также удлинители шнеков длиной 330 мм. Допустимо использование не более двух удлинителей одновременно, максимальная глубина бурения составляет 1,6 м.
Управление разделено на две группы. Группа запуска — это ручной стартёр, праймер и рычаг воздушной заслонки карбюратора, расположенные на корпусе двигателя. На правую рукоятку вынесены кнопка зажигания, рычаг дроссельной заслонки (газ) и фиксатор «полугаза», с его помощью можно зафиксировать обороты двигателя и работать, не касаясь рычага дроссельной заслонки. Польза от такого решения ощутима при длительной работе — как круиз-контроль в автомобиле, который позволяет дать отдых правой ноге, сняв её с педали газа.
Результаты испытаний: отзывы
В работе Efco TR 1551 запомнился в первую очередь невысокой вибрацией на рукоятках (вот как проявляет себя хорошо изготовленный мотор — и это одна из причин, почему TR 1551 стоит дороже конкурентов). Мотобур, в отличие от бензопилы, антивибрационной системы не имеет, и вся вибрация от довольно мощного двухтактного двигателя передаётся на руки оператора. Так что метод борьбы с ней заключается в снижении самой вибрации. А это подразумевает высокое качество изготовления самого двигателя, чтобы он работал максимально равномерно. Похоже, что производителю удалось этого добиться — во всяком случае, во время испытаний мотобур показал себя вполне комфортным в работе. Это очень важно, ведь бурение под столбы, как правило, осуществляется сериями из десятков, а то и сотен ям — то есть работать приходится много и долго.
Двигатель запускается легко, стабильно (если открыть топливный кран, который на двухтактной технике скорее исключение, нежели правило), как холодный, так и горячий.
Испытывали мотобур с шнеком диаметром 100 мм на очень плотной песчано-глинистой почве. Пару лет назад на этом участке мы пробовали пахать тяжёлым дизельным мотоблоком — плуг с огромным трудом брал фактически закаменевший грунт. Мотобуру тоже было нелегко, но он работал, хотя и не быстро. Запаса мощности явно достаточно, чтобы использовать бур максимального диаметра (200 мм).
И ещё один момент, показывающий уровень качества — шнек вращается, не подавая ни малейших признаков «циркуляции» (представьте кривое сверло в дрели — вот что мы назвали «циркуляцией»). Это значит, что и сам шнек прямой, и у редуктора нет лишнего люфта — и на рукоятках нет лишней вибрации.
В качестве заключения: Efco TR 1551 внешне неотличим от конкурентов, но по характеру его работы (лёгкость запуска, низкий уровень вибрации, высокая производительность) чувствуется, что это действительно техника премиального класса.
Тест провёл Алексей Меснянкин
Август 2021 года