Husqvarna – один из лидеров мирового производства бензопил. Именно эта компания представила в 1973 году модель Husqvarna-140, впервые оснастив её инерционным тормозом цепи, который теперь уже стал неотъемлемой частью как бензиновых, так и электрических цепных пил практически всех мировых производителей.
Продолжая разработки технологий обеспечения более безопасных условий работы, в 2006 году Husqvarna вывела на рынки стран Европы, где действует обязательный регламент снижения степени риска при работе инструментом, модели бензопил с усовершенствованной конструкцией привода тормоза цепи, получившей название Triobrake. Сегодня этот технологический прорыв добрался и до России. Husqvarna 445e Triobrake – первая, официально поставляемая бензопила, с «тормозом цепи тройного действия».
Чисто технически это не такое уж сложное решение – над задней рукояткой поставили еще один рычажный привод тормоза, который имеет общий привод с передним рычагом. В итоге получилось, что тормоз активируется тремя способами:
1) касанием передней рукояткой тормоза левой руки;
2) по инерции при срабатывании передней рукоятки тормоза, когда корпус пилы резко отскакивает в сторону;
3) касанием задней рукоятки тормоза правой руки.
На первый взгляд, не так уж всё удобно и на технологический «прорыв» это не очень похоже. Однако на практике выяснилось, что новая конструкция влечет за собой гораздо больше преимуществ, чем это кажется.
Тормоз включается от контакта с левой рукой |
Тормоз включается по инерции |
Тормоз включается от контакта с правой рукой |
Пожалуй, более точно охарактеризовать новинку можно так: «Это пила, которая учит пользователя работать правильно». Это не пустые слова – в самом деле, Triobrake блокирует движение цепи именно тогда, когда работник находится в «неправильной» позе. При небольшом отклонении от «эталона» включается тормоз. Хочешь – не хочешь, а приходится учиться работать так, как более безопасно.
Правильная поза при валке дерева | Неправильная поза при валке дерева |
Сразу возникает вопрос: «Что означает «безопасно»? Ответить на него не так уж сложно – профессионалы давно выработали приемы работы бензопилой, которые максимально снижают нагрузку на позвоночник, риск травмы и утомляемость. Но вот «любителям» эти приемы, как правило, не знакомы, и в итоге практически все «частники» пилят так, как им кажется удобным. Например, лежащее на земле бревно распиливают, сгибая спину, вместо того чтобы согнуть колени и присесть. Или другой пример – возможность активировать тормоз, не отпуская рукояток, что намного безопаснее, чем «обычным» способом.
Еще пример – валка дерева, когда пилить приходится в горизонтальной плоскости. Положение рук при этом таково, что в случае обратного удара тормоз может сработать только по инерции, касания с рукой не произойдет. «Триобрейк», благодаря дополнительному рычагу, сработает и от «контакта», то есть подобная конструкция обеспечивает более высокий уровень безопасности. Это как езда на автомобиле в автошколе с инструктором. Есть полная уверенность, что в экстренном случае опытный наставник среагирует раньше неискушенного автолюбителя, предотвратив создания аварийной ситуации.
Самое интересное заключается в том, на цене инструмента наличие в нём функции Triobrake не отразится никак. Потребитель выбирает сам, нужен ему «инструктор», предотвращающий опасные моменты в работе, или нет. Стоимость моделей Husqvarna 445e с Triobrake и без него – одинакова.
Triobrake всегда «подскажет» правильную позу при обрезке сучьев… | … и при раскряжевке |
декабрь 2009 года