Когда речь заходит о кошении действительно серьезных травяных пространств, типа парков, стадионов или городских территорий в ведении коммунальщиков, рассуждать о достоинствах ротационных косилок, даже самых мощных – бессмысленно… Такую работу берет на себя принципиально иная по производительности техника – садовые трактора!
«Садовый трактор» – понятие не слишком четкое… У некоторых производителей под ним понимается многофункциональная машина, которая с помощью сменного навесного оборудования способна выполнять массу задач, от вспашки до уборки снега, включая и кошение травы. Однако такой подход встречается не так уж часто – большинство производителей «садовки» вполне обоснованно считает, что узкоспециализированные машины всегда лучше универсальных, и назначает садовым тракторам, по сути, единственную функцию – эффективно и качественно косить траву (ну и буксировать прицеп в виде вспомогательной задачи). Именно таково семейство садовых тракторов от Villartec – профессиональных сверхмощных газонокосилок для огромных площадей.
Садовые трактора у Villartec представлены тремя моделями, построенными на общей базе. Все оснащены гидростатической трансмиссией, у них идентичны органы и алгоритмы управления и работы (присутствует и задний ход, и возможность кошения при движении задом), широкие двухножевые деки и 320-литровые травосборники. Разница – в мощности двигателей и, соответственно, ширине кошения и итоговой производительности:
Villartec MR 1284H — двигатель 12 л.с., ширина кошения 900 мм;
Villartec MR 1592H — двигатель 15 л.с., ширина кошения 970 мм;
Villartec MR 1702H — двигатель 17 л.с., ширина кошения 1070 мм.
Для нашего теста мы взяли среднюю модель — Villartec MR 1592H
ВИДЕО
СТАТЬЯ
Villartec MR 1592H
Садовый трактор
Крупный ЖК-дисплей в качестве приборной панели, где наглядно отображаются все необходимые параметры машины – особая гордость линейки садовых тракторов семейства Villartec MR. Дисплей хорошо виден даже на солнце, а важные индикаторы, типа переполнения травосборника или его открытия, продублированы звуковыми сигналами.
Кресло водителя представляет собой мощный пластиковый каркас, оборудованный очень удобными подушкой и спинкой, а также дополнительными виброразвязывающими пружинными амортизаторами. Кресло откидное: под ним находится аккумулятор для стартера двигателя, работы электропривода муфты ножей, освещения и дисплея, а также датчик наличия водителя. Завести двигатель трактора, не сидя за рулем, и, тем более, поехать – невозможно!
Органы управления движением трактора – это удобный эргономичный руль, «гашетка» дросселя (контролирующая обороты двигателя и в положении максимума одновременно перекрывающая воздушную заслонку для холодного пуска), и две педали – под правую и левую ногу. Слева – тормоз, а справа – педаль-качалка, нажатие на переднюю часть которой управляет гидростатической трансмиссией для движения вперед, с высокой точностью дозируя скорость. Нажатием же на заднюю часть педали включается задний ход.
Органы управления процессом кошения – это рычаг подъема деки для выбора высоты стрижки и крупная вытяжная кнопка электромагнитного привода включения ножей. Ножей, к слову, два – дека имеет форму восьмерки, что обеспечивает большую ширину кошения без избыточного удлинения рамы трактора. Также возле рукоятки дросселя есть еще дополнительная кнопка, позволяющая ножам не прекращать кошение при движении задним ходом. Кнопка эта – без фиксации, и чтобы косить, пятясь, ее нужно постоянно удерживать – такой алгоритм реализован для безопасности.
Травосборник опустошается одним движением, для чего водителю трактора не нужно вставать с кресла – как и на аналогичных моделях садовых тракторов, достаточно вытянуть вверх выдвижную рукоятку и просто потянуть ее на себя.
Травосборник — легкосъемный, и снимать его приходится для смены режима работы. В режиме мульчирования сопло деки закрывается специальной заглушкой. Поскольку сопло находится глубоко ввиду немалых габаритов трактора, заглушка оснащена длинной рукояткой и отчасти напоминает лопату. Эта «лопата» вставляется в канал выброса, а рукоятка, чтобы не дребезжала от вибрации, растягивается резино-жгутовыми тросиками с крючками на концах.
Все тракторы Villartec оснащены весьма «литражными» для садовой техники двигателями марки Loncin – это очень солидный китайский бренд, который поставляет моторы, в том числе и для Husqvarna. И применительно к двигателю интересен в первую очередь безынструментальный процесс смены масла.
Villartec MR 1592H – техника недешевая, покупаемая не на один год использования. И экономить на замене масла или вовсе наплевательски относиться к регламенту замены нельзя, тем более, что все малолитражные воздушники работают априори в куда более тяжелых условиях, нежели любой автомобильный мотор. Процедуру эту следует проводить строго своевременно, а лучше и почаще, чем сказано в инструкции – двигатель скажет спасибо, благо масла нужно чуть больше литра. Да и процесс этот прост настолько, что является скорее удовольствием, чем обузой: для замены масла не нужен ни один инструмент! Подняв капот, вы сливаете отработку через специальный длинный гибкий шланг с винтовой пробочкой, расположенный выше уровня масла и закрепленный в кронштейне-держателе. Наклоняете шланг к земле, подставляете бутылку – и масло сливается идеально чисто, даже не запачкаете рук! Затем шланг ставится на место, в свой держатель, откручивается фильтр (высокоэффективный, по размерам ненамного меньше автомобильного!), заменяется на новый, и свежее масло заливается через заправочную горловину под крупной желтой пробкой.
Заливается моторное масло через удобную и широкую горловину под капотом – при должной аккуратности даже не нужна воронка! Там же рядом находится пробка 10-литрового бензобака.
Также под капотом легко получить доступ к топливному фильтру, который, к слову, можно спокойно заменить на автомобильный, от классических карбюраторных «жигулей» из любого автомагазина — он и прозрачный (удобнее контролировать наличие бензина, если что-то пошло не так) и с более развитой фильтрующей поверхностью, чем у штатного микро-фильтрика.
Охлаждение воздушного двигателя – вопрос ответственный! В Villartec MR 1592H (и других тракторах этой линейки) капот хорошо продувается через решетки и многочисленные вентиляционные прорези, а моторы оснащены крыльчатками принудительного высокоэффективного обдува, который усиливает специальный диффузор, не позволяющий воздуху проходить мимо оребрения цилиндра.
В задней части трактора, под снятым травосборником, прячется буксирная проушина, позволяющая цеплять к Villartec MR 1592H тележку с грузом или садовым инструментом. Также там находится интересный регулируемый датчик наполнения травосборника – ослабляя фиксатор шарнира лапки датчика и меняя его угол наклона, можно регулировать степень наполнения контейнера, при котором на приборной панели загорится сигнал о необходимости его опустошения. Настроить оповещение «на пораньше» полезно в случае использования техники не слишком ответственными операторами, которые ленятся лишний раз сбросить траву и торопятся пройти дополнительную дистанцию за один прием.
Результаты испытаний
Во время тестирования Villartec MR 1592H показал себя превосходно! Жесткая рама не «играет» на неровностях рельефа, мощный двигатель уверенно тянет и саму машину и нагруженный достаточно высокой травой косильный узел, в том числе и при въезде на уклоны. Управление острое и четкое, люфт в рулевой трапеции отсутствует – к маневренности нет никаких вопросов, тем более, что количество маневров в процессе кошения можно уменьшить за счет умения трактора косить и при движении задним ходом. Оптимальная эргономика не требует вырабатывания привычки – управление и обзорность интуитивны и, сев за руль впервые, можно сразу начинать полноценно работать, а не тратить время на тренировки и привыкание.
К слову, о рулении — рулевые тяги тут усиленные, их две и расположены они сверху, над условной осью переднего моста. Нередко бывает, что тяга – одна, и расположена она снизу, и в случае наезда на какое-то препятствие, такую тягу может согнуть или даже вырвать из рулевого наконечника, что приводит к складыванию колес «домиком» или расползанию их в разные стороны. И тот, и другой варианты начисто лишают трактор возможности передвигаться. Villartec MR 1592H (и его младший и старший братья) этого не боятся.
Кошение, даже избыточно высокой травы – чистейшее! Но, как и у любой косилки, вне зависимости от размеров и мощности, режим мульчирования требователен к высоте газона – если газон переросший, то при мульчировании могут возникать кучки травяной кашицы, и это нормально. В этом случае просто нужно переходить на работу с травосборником. Когда же кошение проводится своевременно и регулярно, не допуская перероста, Villartec MR 1592H распределяет мульчированную траву по газону с безупречной равномерностью.
Отдельно следует отметить вопрос безопасности. Алгоритмы управления трактором и блокировки безопасности абсолютно исключают какие-либо эксцессы – невозможно случайное движение трактора без водителя и даже запуск мотора без посадки в кресло, невозможен вылет камней, стекол или иного газонного мусора через сопло деки, встать с кресла без автоматического глушения двигателя можно, лишь строго поставив машину на ручник, и так далее. Реализованы все мыслимые сценарии «защиты от дурака».
Как и ожидалось, трактор продемонстрировал очень высокую продуктивность. На тестовом участке с сильно переросшей травой мы выкосили 21,5 сотку примерно за 20 минут, то есть, фактически, по сотке в минуту. Очевидно, что никакая ротационная косилка, из тех, которые оператору приходится сопровождать пешком, не способна на такие подвиги – для серьезных газонных площадей альтернативой Villartec MR 1592H может быть только напалм или асфальтоукладчик!
Авторы: Евгений БАЛАБАС, Алексей МЕСНЯНКИН
Сентябрь 2025 года