Гайковёрт, вопреки устоявшемуся стереотипу, не просто инструмент для шиномонтажа. Многие из нас больше нигде с ним не сталкиваются, поэтому даже не подозревают, что он бывает не только пневматическим. Пневматика уместна в сервисной или шиномонтажной мастерской, там применение стационарное и есть компрессор. А вот на стройплощадке намного удобнее аккумуляторный вариант, дающий полную свободу передвижения.
НАМ БЫ ГАЕЧКУ НАВЕРНУТЬ
Вариантов применения гайковёрта на самом деле гораздо больше, чем кажется. Он помогает практически с любым крепежом, в том числе предназначенным для установки в дерево или бетон. Но главное всё-таки — это резьбовый крепёж, причём старшие модели справляются с гайками такого размера, которые вручную можно затянуть разве что с помощью двухметровой трубы.
Впечатляет ассортимент гайковёртов у компании Makita — в каталоге 2019 года их 13 штук, от маленьких до больших, с очень разными возможностями. Мы испытали три модели (условно назовём их «младшей», «средней» и «старшей»), а также разобрали и изучили особенности их конструкции. Публикуем отзывы по результатам теста. Подробности о не вошедших в тест моделях приведены в конце статьи.
Makita TW140DWAE
Аккумуляторный ударный гайковёрт
Этот инструмент — представитель относительно новой линейки Makita, под слайдерный аккумулятор 12 В. Слайдер постепенно вытесняет все остальные типы, исключение составляют разве что аккумуляторные отвёртки.
При беглом знакомстве прежде всего обращаешь внимание на компактные размеры, лёгкость и на то, насколько удобно инструмент лежит в руке. Тут инженеры Makita постарались выдержать фирменный стиль, в том числе общую для всех линеек удобную рукоятку. Разумеется, есть и крюк для крепления на пояс, и точка для крепления ременной петли. Подсветка зоны работы точечная, светодиод расположен снизу редуктора, работает с задержкой по времени. На корпусе редуктора установлено чёрное резиновое кольцо для защиты от скользящих ударов шляпкой крепежа при соскальзывании.
Квадрат 3/8’’ — не самый распространённый, наверняка найдутся пользователи, желающие иметь подобный инструмент с более привычным квадратом 1/4’’. Но если оценивать этот вопрос с позиции инженера, то становится ясно, что «переваривать» в течение длительного времени крутящий момент до 140 Н*м маленькому квадрату будет весьма затруднительно. Обычно подобное недовольство обусловлено наличием расходников неподходящего размера… но это совсем не проблема. Существуют переходники как с 3/8” на 1/4”, так и с 3/8” на 1/2”, они есть и у меня в арсенале. Получается, что при наличии весьма компактных переходников можно закрыть вообще все типы встречающихся квадратов! Я у себя нашёл даже переходник на автоматический патрон 6,35 мм, под биту, что заставило посмотреть на инструмент как на универсальный, способный заменить почти все в мастерской и на выезде. Ударные винтовёрты показывают более слабые результаты при работе с крупным крепежом, даже 18-вольтовые, это связано с передачей крутящего момента через относительно тонкий шестигранник 6,35 мм, который в этом случае начинает играть роль торсионного ограничителя крутящего момента. Поэтому такой компактный гайковёрт в ряде работ выиграет у более «взрослых» ударных винтовёртов.
Кстати, у компании Makita есть свёрла с шестигранным хвостовиком для ударного сверления, и они в ударном винтовёрте весьма бодро сверлят кирпичные стены. Единственной небольшой ложкой дегтя является крепление головки только на пружину. Фирменные головки имеют проточку и отверстие под шпильку, но в квадрате конкретно этого гайковёрта соответствующего отверстия нет. Понятно почему — инженеры подстраховались от возможного излома. Самое время вспомнить, насколько грамотно с инженерной точки зрения обработаны отверстия в других гайковёртах Makita. Они все со шлифованным внутренним радиусом — во избежание напряжений.
Редуктор у этой модели традиционно герметичный, а вот открыть его неопытному мастеру не очень просто. На крышке есть гайка, да только нужно знать, что резьба на ней левая и, если крутить в неправильную сторону, можно повредить инструмент. Внутри нет ничего необычного: втулка на основном валу, сальник, шариковый задний опорный подшипник в алюминиевой крышке корпуса редуктора. Те же прямозубые сателлиты в планетарном понижающем редукторе, только их две, а не три, как у старших моделей. Коронная шестерня съёмная, такое решение можно часто увидеть, например, в редукторах аккумуляторных дрелей-шуруповёртов.
Любопытно наличие внутри всех корпусов редукторов относительно новых гайковёртов фторопластового кольца вокруг зоны работы кулачков ударной муфты. Раньше в этих местах была разве что полость, заполненная смазкой. Это очень интересное инженерное решение, дело всё в том, что при работе, когда пользователь давит на инструмент, лепестки вала не способны достать до корпуса даже теоретически. А вот при недостаточном нажатии, характерном при работе на весу, при соударении они вполне могут достать, особенно по мере выработки упора на втулке и валу. При наличии этого кольца износ механизма будет сильно замедлен в описанных условиях работы.
Кнопка «пуск» силовая, контакты припаяны к контактам токосъёмника батареи. Вся электроника находится внутри кнопки. А вот контакты двигателя к кнопке крепятся клипсами, поэтому их замена не составит никакого труда. К кнопке также идёт светодиод подсветки зоны работы.
Двигатель тут можно узнать по едва различимой маркировке одного из лучших мировых производителей электромоторов такого класса. То есть можно смело рассчитывать на максимально возможный ресурс для двигателей такого типа — до 200 рабочих часов. По поводу цифр: из всех инструментов, так или иначе попадающих в сервис на замену двигателя, стёртые в хлам щётки наблюдаются примерно в 5% случаев. В остальных пользователи умудряются своими действиями прикончить его намного раньше, чем закончится гарантия.
Страховочную ременную петлю, точно так же, как и на других моделях, устанавливают и снимают без разборки всего корпуса. Достаточно отвинтить четыре самореза, два на основной рукоятке и два на корпусе в районе крепления аккумулятора, и развести половинки корпуса, как показано на фотографии.
В целом TW140DWAE — крайне интересный инструмент с большим потенциалом по работе с различными типами крепежей: лёгкий, очень удобный, грамотно спроектированный. Как и остальные инструменты компании Makita, его можно компоновать в собственную линейку на базе одной батареи. На сегодняшний день доступны десятки различных инструментов компактного класса, начиная от перфораторов, шуруповёртов и заканчивая пылесосами, радио, садовыми инструментами. Почти каждый доступен как в вариантах с линейкой аккумуляторов от 1,5 до 4,0 А*ч, так и без аккумуляторов и зарядного устройства.
Makita DTW285RME
Аккумуляторный ударный гайковёрт
Когда берёшь в руки подобный инструмент, сразу отмечаешь его хорошую балансировку, даже достаточно крупные головки её почти не меняют. Гайковёрт лёгкий, с самыми мощными и тяжёлыми аккумуляторами весит 1,7 кг, с компактными батареями вес снижается до 1,4 кг. И это для инструмента, крутящий момент которого достигает 280 Н*м для болта М16 прочностью 8,8 при ударном воздействии в течение 3 с.
Предусмотрено покрытие корпуса эластичным маслобензостойким эластомером по общему для линейки дизайну. Корпус редуктора защищён крышкой из прозрачного ударостойкого поликарбоната. Материал этот имеет интересные свойства, особенно необходимые в стандартных условия применения: высокую ударную вязкость в широком диапазоне температур. Прозрачную крышку при определённом навыке легко снять и заменить на новую, если старая получила повреждения в процессе эксплуатации.
Ещё один любопытный элемент корпуса — резиновое кольцо, которое также выполняет защитные функции. Это кольцо флуоресцентное: когда заносишь инструмент с улицы в тёмный ангар, оно светится и хорошо различимо в темноте. Однажды на выставке выключился свет, но витрина с инструментами Makita была отчетливо видна благодаря этим кольцам.
Помимо крюка для крепления инструмента на пояс, монтажники на высоте часто используют всевозможные ременные петли, и для этой петли есть место на задней части основного корпуса в районе крепления аккумулятора. Для установки петли совсем не обязательно разбирать весь инструмент, достаточно открутить два самореза на рукоятке и два на месте крепления аккумулятора, чтобы развести половинки корпуса на нужное расстояние. Аналогично можно заменить и декоративную панель, закрывающую светодиоды индикации и кнопку управления режимами, не разбирая весь инструмент. Всё это делается обычной крестовой отвёрткой с самым распространённым шлицем PH2.
Редуктор обслуживаемый. Чтобы снять его, например, для замены смазки, необходимо удалить флуоресцентное резиновое кольцо, потом прозрачную защитную крышку, а уже после, отвернув четыре винта, снять внешний корпус. Винты — с внутренним шестигранником, стандартным для мебельных евровинтов (4 мм).
Сам редуктор герметичный, основной вал традиционно на длинной втулке с дополнительным сальником. Такая схема является общепринятой в подобных инструментах, благодаря ей элемент хорошо выдерживает ударные нагрузки. Понижающий редуктор планетарный, на трёх сателлитах, все шестерни прямозубые. Задней частью подвижные элементы опираются на шариковый подшипник, расположенный также в алюминиевой задней крышке корпуса редуктора, в ней же — передний опорный шариковый подшипник вала ротора двигателя.
Двигатель инструмента очень компактный, бесщёточный, современной схемы, без дополнительного датчика Холла, его роль играет сама электроника, которая «видит» возмущения магнитного поля в незадействованных катушках. В двигателях такого типа их обычно шесть штук. Любопытно наследие опять же промышленного применения таких инструментов: для снятия ротора с инструмента для профилактического осмотра достаточно отвернуть два винта на торце корпуса и снять крышку. В этой же крышке сформировано и место для заднего опорного шарикового подшипника вала ротора двигателя. Аккуратно потяните рукой за крыльчатку — и ротор у вас в руках!
Электроника представлена полностью герметичной платой управления, в которой установлена в том числе индикация состояний и кнопка управления режимами. От платы отходят силовые провода и провода управления статором бесщёточного мотора. Возле платы в дополнение ко всем возможным электронным средствам защиты стоит обычный плавкий автомобильный предохранитель на 40 А. Кнопка «пуск» современного типа, без элементов для силовой регулировки тока, она только даёт команду для регулировки на плату управления. Все соединения на клипсах.
Светодиодом освещения рабочей зоны можно управлять, он светит или с задержкой по времени, или вообще отключён. Кнопка выбора режима работы светодиода тоже находится на панели управления внизу рукоятки.
У этой модели четыре режима работы, три из них с фиксированной скоростью и дополнительный режим (о нём чуть позже). Первая скорость — самая низкая, для работы с крепежом малых диаметров, с возможностью остановиться буквально после первого удара муфты. Вторая скорость достаточна для выполнения большинства задач, характерных для такого инструмента. «Плюсом» данного режима является максимально эффективный разряд аккумулятора по отношению к объёму выполненной работы. Это ещё один привет от промышленных предков — экономичность ценилась всегда.
Третий режим — высокие крутящий момент и скорость для выполнения монтажных работ с крупными крепёжными элементами. Наконец, четвёртый режим — активируется только при реверсивном вращении, у него максимальные показатели по скорости и крутящему моменту. Особенность данного р ежима в а втоматической остановке после окончания работы ударной муфты. То есть когда пользователь откручивает серийно гайки, после их срывания двигатель автоматически отключается. Этот режим особенно полезен при демонтажных работах на высоте, чтобы крепёж случайно не упал вниз. Да и в мастерской собирать их с пола не так удобно, как с зоны крепления.
При покупке такого инструмента очень часто задают вопрос, можно ли им открутить колесо легкового автомобиля? Хочется сказать, что инструмент для подобного вообще не предназначен, хотя и способен открутить приблизительно 80% таких болтов. А вот для закручивания с требуемым крутящим моментом по времени воздействия вполне годится, мало того, для этого и придуман. Предназначен он в первую очередь для промышленных работ, а не для шиномонтажа, и всё необходимое для такой работы у него есть. Это конструкция с предельно лёгким обслуживанием, высокий ресурс, изначально заложенный в основные узлы и агрегаты, и система быстрой зарядки с возможностью обслуживания аккумуляторов.
Makita DTW1001RTJ
Аккумуляторный ударный гайковёрт
Первое, что замечаешь, — невероятная мощность. Да и крутящий момент 1050 Н*м, мягко говоря, впечатляет! Достижение максимального крутящего момента, согласно данным приведённого графика, происходит при воздействии в режиме удара на болт М30 прочностью 8,8 в течение 3,5 с. При этом благодаря бесщёточному двигателю есть возможность регулировать скорость вращения в пределах трёх фиксированных диапазонов, что значительно расширяет возможности инструмента по нижней границе диапазона. Так, стандартные болты прочностью 8,8 можно применять размером от М12 до М30, а высокопрочные (с прочностью от 10,9 и выше) — от М10 до М24.
Корпус инструмента традиционно покрыт эластомером в нужных местах и повторяет основной дизайн всех инструментов компании Makita. Корпус редуктора изготовлен из алюминиевого сплава, сверху закрыт резиновым съёмным кожухом для защиты от случайных ударов о металлические конструкции в процессе работы.
Что любопытно, корпус тут фактически состоит из трёх отдельных элементов: редуктор, рукоятка удержания и блок электроники, куда вставляется аккумулятор. Последний отделён от основного резиновым демпфером, предотвращающим передачу вибрации с основного корпуса. Сделано это для защиты электронных компонентов. Эта часть корпуса собрана отдельно на двух саморезах, что даёт возможность установить темляк (ременную петлю) без разборки всего инструмента. И к тому же есть возможность заменить оперативно панель регулировки скорости с кнопкой. На старых инструментах этот элемент бывает стёрт полностью, и хотя плата герметична, да и диоды расположены глубоко и не повреждены, но эстетика всё-таки «не та». Тут это можно устранить буквально за минуту.
Редуктор, как уже сказано, в корпусе из алюминиевого сплава, держится на четырёх метрических винтах с внутренним шестигранником, вал находится внутри стальной втулки, запрессованной в сам корпус. Вал отшлифован, есть проточка для масла и дополнительный сальник. Ударная часть состоит из традиционной пары: два ударника, два бойка на тяжёлом, для мощного удара, корпусе. Тут же пружина для формирования момента удара и планетарный редуктор из трёх прямозубых шестерён. Все это добро находится внутри герметичного корпуса. Ударная часть дополнительно опирается сзади на герметичный шариковый подшипник большого диаметра. Из-за наличия бесщёточного двигателя это, по сути, единственная часть, которую нужно периодически обслуживать. Делать это легко при помощи одного-единственного шестигранного ключа на 4, точно такого же, как для любых мебельных евровинтов или конфирматов.
Внутри основного корпуса расположен сам двигатель. Считаю, что это просто произведение инженерного искусства, одни латунные балансирные элементы чего стоят. Заслуживает внимания и крыльчатка охлаждения, она тоже сделана из алюминиевого сплава и проточена для балансировки. В роторе четыре мощных неодимовых магнита, статор из трёх пар катушек. Датчика Холла в современных BLDC-моторах давно нет, тут его заменяет электроника, которая считывает возмущения от магнитов в неактивных катушках. Ротор опирается на два герметичных шариковых подшипника.
Кнопка «пуск» тоже герметичная, всё управление идёт через залитый компаундом блок электроники, он расположен внизу в отдельном защищённом от вибрации корпусе. Все соединения на клипсах, легко отсоединить как пусковую кнопку, так и светодиод подсветки рабочей зоны. Светодиод работает с задержкой выключения, его можно отключить и принудительно, нажав и удерживая в течение одной секунды кнопку выбора скоростей внизу рукоятки.
Для этого мощного инструмента не просто было подобрать объект, где его возможности не были бы очевидно избыточными. После долгих поисков удалось найти нужный полигон — инструмент испытали на строительстве моста через канал им. Москвы, по которому должна пройти ЦКАД. Мостовые секции уже были полностью собраны, весь крепёж закручен с нужным моментом и почти весь уже прокрашен (то есть трогать его было нельзя). Но буквально несколько последних болтов оказались ещё не окрашены, и вот на них-то мы и провели тест. Фраза начальника участка, который вызвался испытать инструмент: «Ого! Он добивает!» — лучше всего характеризует способности DTW1001RTJ — он реально оказался в состоянии докрутить то, что уже было собрано. То есть момент здесь выше, чем у инструмента строителей. Знать бы ещё, чем они пользовались, но это так и осталось тайной.
После моста нам захотелось продолжить испытания, и тут уже пришлось направить взор в сторону авторемонтных и шиномонтажных мастерских. Первое испытание, провели, разумеется, на собственном автомобиле, и тут обнаружился нюанс. Торцевые головки хоть и удлинённые, но стенка у них очень толстая, рассчитанная на экстремальные ударные нагрузки в процессе работы. В колёсные диски легкового автомобиля они вошли с минимальным зазором, но не всем так повезёт. К слову, все головки имеют в комплекте резиновое кольцо, которое вставляется в проточку и закрывает штырь фиксации. Это необходимо для того, чтобы в процессе работы не ловить головку на крепеже. Конечно, все колёсные болты инструмент откручивает без проблем, буквально с нескольких ударов. После были упражнения на ржавых колёсных гайках старой «газели», и тут не возникло никаких проблем, кроме разве что одного срезанного болта, который остался в гайке. Впечатлили лица водителей, наблюдавших за процессом. Полагаю, что, увидев, насколько легко этот инструмент справился с задачей, они мгновенно представили злоумышленников, которые меньше чем за минуту могут открутить пять колёсных гаек. Если честно, я сам не ожидал такой ретивости.
Единственное что не обрадует профи всех мастей, это квадрат на 3/4”, или 19,05 мм, поскольку ни у кого не нашлось таких головок. Цена же фирменных, безусловно, очень хороших и надёжных, не самая демократичная. Правда, сейчас есть в наличии любые ударные переходники, как с 3/4” на 1/2”, так и с 3/4” на 1”, и стоят они вполне приемлемо.
Делаем вывод — перед нами инструмент, который применим как при монтаже тяжёлых металлоконструкций, так и в ремонте и обслуживании автомобилей, а также при завинчивании крупного крепежа в древесину при строительстве домов из дерева. Притом в последнем случае альтернатив ему почти нет. А ещё для этой модели выпускают земляные буры с твердосплавными напайками. Они разработаны для нужд фермеров и применяются, к примеру, для установки шпалер в больших теплицах или отбора проб грунта на кофейных плантациях.
Мы испытали три модели из тех 13, что сейчас составляют линейку аккумуляторных гайковёртов Makita. Эта выборка наглядно демонстрирует возможности и конструктивные особенности инструментов. Что касается остальных, то их технические параметры мы приводим здесь, чтобы не складывалось впечатления, будто эти три модели и составляют весь ассортимент.
Makita TW060Z | TW141Z | TW160Z | TW161Z
Аккумуляторные ударные гайковёрты
Makita DTW180Z | DTW190Z | DTW181Z | DTW251Z | DTW450Z
Аккумуляторные ударные гайковёрты
Makita DTW1002Z
Аккумуляторный ударный гайковёрт
Тест провёл Дмитрий Сидоров
Август 2019 года