В рамках всеобщего тренда перехода на бесщёточные моторы производители инструмента выпускают с ними не только новые модели аккумуляторной техники, но и «брашлесс»-версии уже известных и проверенных продуктов. Один из таких — мощный бесшнуровой SDS+ перфоратор AEG BBH 18 BL. Мы провели тест, публикуем фото, характеристики и отзывы по результатам испытаний.
AEG BBH 18 BL
Трёхрежимный аккумуляторный перфоратор SDS-Plus
НИ ПРОВОДОВ, НИ ЩЁТОК… И ВЕДЬ РАБОТАЕТ
Аккумуляторный перфоратор SDS+ модели BBH 18 присутствует в ассортименте компании AEG уже несколько лет. Пришла пора обновиться — инструмент с индексом BBH 18 BL получил ряд улучшений, более динамичные, «стремительные» очертания и, главное, — модный бесколлекторный двигатель. Производитель позиционирует BBH 18 BL как представителя премиум-линейки инструмента AEG. Правда, новую модель не вполне верно называть рестайлинговой — она таковая по сути но, в отличие от традиционного понимания «рестайла», пока что не вытесняет предшественника (перфоратор BBH 18), а будет выпускаться и продаваться параллельно с ним.
BBH 18 BL, как и предыдущее поколение, позволяет бурить, долбить с предварительной установкой долота под нужным углом и сверлить без удара. Энергия удара в 2,5 джоуля (у BBH 18 это значение составляло 2,3 Дж) практически сравняла инструмент по мощности с сетевыми перфораторами средней производительности — у них этот параметр балансирует в диапазоне 2,5– 2,8 Дж. Новый перфоратор мощнее и производительнее предшественника за счёт повышенного числа оборотов brushless-мотора (число ударов в минуту возросло на 15 %). Это обещает прирост по времени работы, который производитель оценивает приблизительно в 15–20 % в сравнении с прежней моделью с той же батареей на наиболее популярных бурах «дюбельного формата» 6–10 мм.
Первое, что бросается в глаза у нового BBH 18BL, — динамичный облик, обусловленный наклоном моторного отсека в сторону патрона, тогда как на прежней версии «бочонок» двигателя был строго вертикальным, под 90 градусов к оси шпинделя.
Во внешней отделке инструмента — обилие резины, делающей хват цепким и ловким. Обрезинены основная рукоятка, «щёки» и «лоб» моторного отсека. При этом фрикционное покрытие хотелось бы видеть и на передней вспомогательной рукоятке. На ней — лишь накатка «в прыщик», и в сухих ладонях она слегка скользит с учётом изрядной массы инструмента. Кстати, о массе: с батареей и вспомогательной рукояткой перфоратор весит 3540 г. С установленным ограничителем глубины сверления — ровно 3600. Прежний BBH 18BL весил в сборе 3500 г, однако имел батарею ёмкостью 3 А*ч, а не 5.
Основная рукоятка, разумеется, сохранила эффективную виброразвязку через эластичный резиновый гофроблок. Вибрации подавляются очень хорошо, после непрерывной работы от заряда до разряда батареи в руках остаётся лишь некоторое утомление от веса, но практически нет характерного «гудения», свойственного работе с инструментом с высокой амплитудой колебаний.
Передняя вспомогательная рукоятка также имеет виброизоляцию от корпуса инструмента, хотя и не столь эффективную, как резиновый сайлентблок на основной рукоятке. Стальной омегообразный хомут, охватывающий «шею» под патроном, пружинит в точке схождения петли и неплохо развязывает ручку от колебаний корпуса.
Также, в сравнении с предшественником, стоит отметить появление диодной подсветки рабочей зоны в нижней части моторного отсека; этот фонарик зажигается на 10 секунд после нажатия на рабочую клавишу. Его можно зажечь отдельно, без запуска инструмента — касанием без фиксации дополнительной клавиши, расположенной в нижней части рукоятки, под мизинцем.
Важная мелочь — мощный откидной никелированный крюк для подвешивания инструмента на ступеньку лестницы или на монтажный пояс при работе, или на стену для хранения. Конструкция очень солидная и прочная, с пружинной фиксацией в закрытом и откинутом положениях. Правда, к ней есть небольшое замечание — торец прутка, из которого сделан крюк, всё же должен быть закруглённым или хотя бы со снятой фасочкой! Сейчас же он просто обрублен и, хотя не царапает руки, однако, выглядит грубовато.
Крупная оранжевая клавиша на передней вспомогательной рукоятке фиксирует ход стержня — ограничителя глубины сверления. Стержень солидный, шестигранного сечения, цельнометаллический (прежде был пластиковый), с глубокой насечкой для надёжной фиксации зубчиками в клавише. В идеале хотелось бы видеть на нем ещё и линейку глубины.
На верхней части основной рукоятки имеется направленный на работающего с перфоратором «хохолок» — для облегчения удержания инструмента. Этот «хохолок»-спойлер опирается на стык большого и указательного пальцев управляюще-удерживающей руки. С учётом немалой массы перфоратора, при продолжительной работе на весу возникает желание, чтобы этот «хохолок» был бы более развитым — как у спортивного пистолета.
Защита от случайного включения инструмента в нерабочем режиме реализована традиционно для аккумуляторных гаджетов — её роль выполняет среднее положение переключателя направления вращения шпинделя. Мощный пластиковый кожух вокруг металлического редуктора надёжно теплоизолирует последний — даже при интенсивной работе он не вызывает дискомфорта. Теплоотводящая продувка осуществляется с забором воздуха через прорези в нижней части моторного отсека и выдувом через отверстия в средней и верхней его частях, что минимизирует засос пыли внутрь корпуса. Как и у более ранней версии BBH 18, у новинки присутствует противозаклинивающая муфта, предупреждающая излом бура при попадании в арматуру.
АККУМУЛЯТОР И ЗАРЯД
Батарея L1850R, стандартная для многих инструментов марки AEG, имеет так называемый слайдерный формат (устанавливается на инструмент, скользя по салазкам в горизонтальном направлении) и ёмкость 5 А*ч (или 90 Вт*ч) при напряжении 18 В. Масса аккумулятора — 740 г. Фиксируется батарея сдвоенным язычком-защёлкой, управляемым двумя клавишами. Батарея отделана резиновыми вставками — противоскользящей на подошве и противоударными по бокам, которые защищают кнопки фиксатора. В корпусе аккумулятора имеются вентиляционные прорези в пластиковом корпусе, затянутые изнутри ещё и металлической сеточкой. Через них осуществляется лёгкая естественная циркуляция воздуха при нагреве в процессе работы. В задней части, в «пятке» аккумулятора, располагается четырёхсегментный светодиодный индикатор, показывающий степень заряженности.
Перфоратор AEG BBH 18 BL попал на тест в паре с многофункциональным зарядным устройством модели BLK‑1218. Эти позиции не составляют комплекта в ритейле (в поставке с перфоратором идёт сетевое однослотовое зарядное устройство BL‑1218), однако, пользуясь случаем, стоит сказать про BLK‑1218 пару слов, ибо прибор небезынтересен.
BLK‑1218 — зарядная станция, мотивирующая владельца к приобретению нескольких единиц аккумуляторной техники одного бренда, ибо оснащена она двумя слотами для батарей как слайдерного, так и погружного формфактора всех напряжений (12, 14, 18 вольт) и всех разновидностей химии, от никель-кадмиевых до литиево‑ионных. Чтобы не перегружать сеть, установлен поочерёдный порядок зарядки аккумуляторов: заряжаться будет первый установленный, а второй — ждать своей очереди.
Очень важное преимущество зарядного устройства — «двухсистемность», позволяющая ему работать как от электросети 220 вольт, так и от постоянного тока напряжением 12 вольт через автомобильный прикуриватель. Иным функционал автомобильной зарядки не пригодится ни разу в жизни, но кто-то с восторгом оценит возможность работы при отсутствии иных источников энергии, кроме своего авто. Особенно это удобно на тех машинах, где прикуриватель или 12‑вольтовая розетка не завязаны на замок зажигания.
Третий сегмент из четырёх начал мигать на батарее уже спустя 25 минут с начала заряда — то есть менее чем через полчаса аккумулятор заправлен наполовину и можно бежать завершать прерванную работу. Полной ёмкости разряженная в ноль батарея достигла через 1 час 35 минут.
При входном напряжении 11,9– 12,0 В (а именно такое напряжение присутствует в бортсети заглушённого автомобиля) зарядное устройство брало от прикуривателя 4,2–4,3 А. К концу заряда ток повысился приблизительно до 5,8 А. В целом ток от бортсети авто потребляется весьма умеренный. Можно пару раз за день смело заряжать перфоратор даже зимой при заглушённом моторе без риска посадить автомобильный АКБ.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
Аккумулятор перфоратора сам по себе — весьма ёмкий и мощный. Однако нужно принимать во внимание, что сегодня точно такими же батареями снабжаются многие шуруповёрты, обладающие вдвое меньшими по габаритам и мощности двигателями. Поэтому в паре с BBH 18 BL батарея ёмкостью 5 А*ч не выглядит солидным хранилищем энергии, тем более что у AEG уже есть аккумуляторы ёмкостью 9 А*ч. «Пятерка», которой будет штатно комплектоваться новый перфоратор, — вынужденный компромисс, обусловленный изрядным весом самого инструмента.
Режим — сверление с ударом, используем SDS-бур диаметром 6 мм. Глубина глухого сверления — 50 мм. Материал — бетонная плита средней твёрдости (как в дешёвых новостройках по программе реновации или у халтурщиков с космодрома Восточный). Cверлим отверстия одно за одним, практически без пауз. Инструмент выключается лишь на пару секунд на время установки бура на новую точку. Снижение мощности субъективно было замечено после того, как аккумулятор разменял вторую половину заряда (по индикатору), но это снижение можно честно назвать несущественным. Время непрерывной работы до самоотключения составило 18 минут. За этот период удалось сделать 84 отверстия.
На следующем заряде батареи и на бетоне, субъективно имеющем более высокую твёрдость, «шестёркой» удалось сделать 63 отверстия на глубину 70 мм. Проработал инструмент в этом случае 16 минут. Если же работать по кирпичу, то можно легко сделать полторы-две сотни сверлений под широко распространённый 50‑миллиметровый дюбель.
Много это или мало? К примеру, установщику натяжных потолков без второго аккумулятора не обойтись — даже на комнатёнку площадью 16 кв. м отверстий в бетоне для монтажа потолочного багета нужно будет сделать минимум на четверть больше, чем позволяет полный заряд одного аккумулятора. Однако ж для работ по установке светильников, внешних розеток, «пристрелке» к стенам небольшого количества внешних кабель-каналов для прокладки проводки BBH 18 BL чрезвычайно удобен. Применяя перфоратор как вспомогательный инструмент электрик или монтажник систем видеонаблюдения может спокойно проработать с ним весь день без смены батарей. Тем более что его работа предполагает не высаживание батареи за один приём, а периодическое бурение с перерывами.
Аккумуляторный мультитул AEG BMT12C: тест
Тест провёл Евгений Балабас
Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2018»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.