Мы провели тест трёхрежимного бесщёточного аккумуляторного перфоратора SDS-Plus ПА 18 БЛМ от Elitech (это часть большого редакционного теста аккумуляторных перфораторов SDS-Plus). Публикуем отзывы.
Elitech ПА 18 БЛМ
Аккумуляторный трёхрежимный бесщёточный перфоратор SDS-Plus
Аккумулятор и ЗУ
Зарядное устройство (1) стандартной для инструментов такого типа конструкции, заявленная мощность 60 Вт, на выходе ток 3,5 А при напряжении 10,8–18 В. Индикация состояния — в виде двух светодиодов красного и зелёного цвета. Основной цикл заряда идёт примерно 65 минут, полный — почти 80 минут, после чего устройство полностью отключается.
Мы проводили тест на батареях с заявленной ёмкостью 4 А*ч (2), у одной из батарей после измерения с током разряда 10 А она оказалась на уровне 4,05 А*ч, у второй — 4,08 А*ч. То есть с ёмкостью всё честно.
Элементы внутри батареи упакованы так, что производителя не видно (3). Основной транзистор платы управления — Mosfet CRSS038N08N (4), рассеивающей мощностью до 208 Вт. Вся плата залита прозрачным силиконом, для защиты. Плата универсальная и вполне современная.
Результаты испытаний
Перфоратор не быстрый — производительность у него меньше, чем у остальных участников теста. Но есть у этой медали и обратная сторона — «Элитек» оказался удивительно экономичным: на одно отверстие диаметром 12 мм тратит меньше всего энергии. Интересно, что с ростом диаметра бурения тенденция экономить заряд явно нарастает. На малых диаметрах (6 мм) «Элитек» отстаёт от, к примеру, Crown — на одинаковом заявленном объёме энергии они делают 31 и 40 отверстий соответственно. На средних (12 мм) картина меняется, «Элитек» вырывается вперёд. А на диаметрах, близких к максимальным (22 мм), Elitech сравнялся с DeWALT DCH263, хотя у того ёмкость батареи выше — 5 А*ч. Низкая производительность означает малый потребляемый ток, а чем меньше ток разряда, тем выше ёмкость аккумулятора. И вот вам предельно наглядное подтверждение этому факту.
А вот уровень вибрации не порадовал — ощутимо сильный, рука устаёт даже в пределах разряда одного аккумулятора. Понятно, что вибрация для перфоратора абсолютно естественна и что в бюджетной модели прогрессивной антивибрационной системы ждать не надо, иначе ценник вырастет очень ощутимо. Хотя… передняя рукоятка — с антивибрационной вставкой (5). Но в основном вибрация досаждает той руке, что держит заднюю рукоятку, а там защиты нет. Однако простое и недорогое решение существует, это антивибрационные перчатки. Здесь они будут весьма кстати.
Разбор и анализ конструкции
Компоновка узлов отлично просматривается на фото (6). В нижней части основной рукоятки есть место для продевания ременной петли для защиты инструмента от падения при производстве высотных монтажных работ. Есть подсветка зоны работы — теперь это тоже обычное явление.
Переключатель режимов четырёхпозиционный, возможность позиционирования долота при долблении здесь предусмотрена. Для лёгких отбойных работ этот инструмент подходит.
Перфоратор начинают разбирать со снятия патрона, в патроне обнаружилось, что деталь, которая отвечает за положение блокирующего шарика при смене оснастки, изготовлена из пластика (7). В ходе теста несколько раз отмечали подклинивание бура, когда его не удавалось быстро вставить в зажим. Полагаем, что всё-таки пластик — не самое удачное решение в данной ситуации.
При дальнейшем разборе обратили внимание на пыльник ствола. Эта деталь, изготовленная из резины, меняется чаще других, особенно при интенсивной работе, но здесь снять её очень сложно, особенно по сравнению с системами, где пыльник фиксируется за проточку на внешней части ствола. Тут внешняя часть более тонкая и проточку сделать физически невозможно, поэтому фиксация — за стопорное кольцо на стволе.
Материал пластика, из которого изготовлен корпус, определить не удалось — соответствующей маркировки нет. На наш запрос в компанию «ЛИТ Трейдинг», которой принадлежит бренд Elitech, получили ответ, что здесь используется пластик нового типа — полиамид-акрил, который тоньше, легче и прочнее обычного полиамида. Вместо нитей стекловолокна, которое применяется массово, нити акрила. Маркировки внутри (8) нет (она обязательна, если инструмент поставляется в Европу, в России такого требования нет — эта информация нужна для утилизации), поэтому мы на всякий случай проконсультировались с химиками, и нам подтвердили, что такой материал возможен.
Блок электроники сделан в виде отдельного корпуса, герметичен (9), корпус выполняет функцию радиатора охлаждения (10). Похоже, что статор можно отсоединить от платы: провода управления идут через контактный разъём, силовые провода соединённые, а стык закрыт термотрубками. Если так, то не исключено, что при ремонте блок управления и двигатель можно менять независимо друг от друга, а значит, ремонт будет дешевле. Кнопку «Пуск» тоже реально отсоединить, разъединив контактный разъём, объединённый с питанием светодиода, и отпаяв силовые провода — один в районе кнопки, второй в районе колодки аккумулятора, такая возможность явно предусмотрена конструкцией.
Кнопка рассчитана на напряжение 36 В и ток до 15 А, мощностью до 540 Вт (11). На плате статора установлены три датчика Холла (12) для определения положения ротора. Сам ротор обычный, для бесщёточных типов двигателей (13), опирается на два шариковых подшипника: сзади — C&U 625Z (14), впереди — C&U 625RZ. Проточки на крыльчатке (15), видимо, являются признаком балансировки ротора — это явно не случайные повреждения.
Подшипники не имеют специализированной защиты от пыли (16). Механизм переключения сделан в виде отдельного блока (17), он крепится тремя саморезами к корпусу. Там же установлен фиксатор ведущей шестерни вторичного вала (18) из четырёх зубьев, входящих в зацепление с ведомой шестернёй.
Понижающий редуктор планетарного типа, на четыре сателлита (19). Задний опорный подшипник ведомого вала шариковый 6002RS, на вторичном валу шлицы с закруглением, это нужно для более мягкого переключения режимов. Детали крутятся на достаточно высокой скорости, и даже небольшие соударения при переключении могут нанести конструкции ущерб — здесь сход муфты со шлицов происходит в три приёма, поэтому узел будет работать дольше при всех прочих равных.
Ствол перфоратора (20) опирается на шариковый спецподшипник впереди, он имеет проточку на внешней части обоймы для кольца уплотнения. В задней части ствол обычно опирается на цельную втулку, тут же втулка разрезана внизу на добрую четверть (21), ствол из-за такой особенности имеет непривычный люфт. Втулку принесли в жертву с целью уменьшения объёма внутренней части редуктора. Сомнительное, на наш взгляд, решение. Такая жертва была бы оправдана, если бы ствол можно было полностью вытащить из перфоратора, не разбирая его целиком, например через переднюю часть, как у некоторых более мощных моделей с вертикальной компоновкой.
На стволе установлена традиционная кулачковая муфта защиты от заклинивания (22). Внутренняя часть ствола хонингованная (23), видны следы вытаскивания хона из детали, что недопустимо в такой операции.
В целом — вполне нормальный инструмент с неплохими аккумуляторами, не быстрый, но экономичный. Отличный вариант для бытового применения, но, по словам представителей компании «ЛИТ Трейдинг», этими перфораторами отделывали фасады строящихся высоток в Москве, и инструменты выдержали такую эксплуатацию. Они считают, что это более высокий уровень в сравнении с бытовым. Спорить тут не о чем, позиционирование «бытовой/профессиональный» целиком находится в компетенции компаний, нет никаких регламентов, которые бы объясняли, чем различаются инструменты разного уровня.
Официальный сайт Elitech: elitech-tools.ru
Тест провели Алексей Меснянкин и Дмитрий Сидоров.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Зима 2020/2021» (№4’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Январь 2021 года