Чаще всего бензиновые мотобуры используют для установки заборов — бурят ими ямы под столбы. Следующая по популярности область применения — массовая высадка саженцев, в этом деле тоже не обойтись без выкапывания большого количества ям, пусть и не настолько глубоких. Всё это можно делать и вручную, но бензобуром в разы быстрее. А ещё они популярны среди любителей зимней рыбалки. К мотобурам продаются специальные шнеки для льда, с их помощью реально пробурить много лунок во льду, причём очень быстро. Сейчас для этого нередко используют аккумуляторные шуруповёрты, но если шуруповёрт с одной батареей может сделать определённое количество лунок, то мотобур с запасом топлива вообще ничем не ограничен.
Бренд Elitech предлагает широкий ассортимент бензиновых мотобуров. Осенью мы протестировали четыре модели и можем рассказать, в чём отличия и на что обращать внимание при выборе. Публикуем наши отзывы.
Elitech БМ 52 Е Про | БМ 52 ЕН
Мотобуры для одного оператора
Elitech БМ 64 В Про
Мотобур для одного или двух операторов
Elitech БМ 70 Н
Мотобур для двух операторов
Бензиновые мотобуры Elitech БМ 52 Е Про и БМ 52 ЕН рассчитаны на одного оператора. Можно бурить и вдвоём, просто нажимать кнопку будет затруднительно — она оптимальна при одиночной работе. У них двухтактный двигатель мощностью 2,5 л. с., максимальный диаметр шнека — 200 мм. Внешне они очень похожи, но у БМ 52 ЕН выше уровень исполнения: двигатель здесь с более высоким ресурсом, кнопка зажигания включена постоянно (у БМ 52 Е Про она может фиксироваться в выключенном положении), форма органов управления более эргономичная. Да и комплектация у них отличается — у БМ 52 ЕН Про более удобная канистра.
Компоновка инструмента такова, чтобы можно было работать в наиболее эргономичной позе, с прямой спиной — как минимум в начале процесса, пока шнек ещё не заглубился в землю. Руки занимают естественное положение, управлять легко — жмёшь газ одним пальцем, и всё.
Шнеки в комплект не входят — это относится ко всем бурам Elitech. Производитель заранее не знает, какой конкретно шнек вам понадобится. Статистики, которая бы показала «самый популярный диаметр шнека», тоже нет — покупают разные. Поэтому шнек надо приобретать отдельно, и это разумно — тратишь деньги только на то, что действительно необходимо.
Мотобур — это инструмент, способный в любой момент «преподнести сюрприз», в том смысле, что в любой момент надо быть готовым к тому, что шнек заклинит в грунте. Никогда ведь не знаешь, нет ли на пути достаточно крупного камня. Поэтому держать его надо крепко, стоять на ногах устойчиво — иначе при первом же рывке можно упасть. Отчасти снизить риск помогает амортизатор шнека. Этот аксессуар приобретают отдельно, он представляет собой мощную спиральную пружину с разъёмами на концах. Ставится между мотобуром и шнеком и гасит резкие колебания, неминуемо возникающие при работе. Амортизатор желательно использовать со шнеками любого диаметра, даже малого — и вам работать легче, и на редуктор ударная нагрузка меньше.
Elitech БМ 64 В Про мощнее — здесь уже 3 л. с., а не 2,5. И работать им можно как в одиночку, так и вдвоём благодаря форме рукояток. Но максимальный диаметр шнека здесь тот же, что и у «пятьдесят вторых», 200 мм. На обычном более или менее мягком грунте можно спокойно работать одному, а вот на твёрдом или мёрзлом помощник очень пригодится. Так что возможность работы вдвоём, даже если в данном случае не увеличивает диаметр бурения, зато расширяет сферу применения техники.
Рукоятки покрыты шершавым пластиком — чтобы не скользили в руках. Для мотобуров это не лишняя деталь — чем надёжнее хват, тем лучше.
Более мощная модель в линейке — Elitech БМ 70 Н. Это машина для двух операторов, в одиночку ею работать невозможно — такова форма рукояток. Максимальный диаметр шнека здесь 300 мм. Обороты у этой модели ниже, чем у предыдущих, — чуть меньше 190 в минуту. Вроде бы небольшая разница (у тех — 215), но она показывает отличие в конструкции. Двигатель здесь не намного мощнее, чем у «шестьдесят четвёртой», всего-то на 0,3 л. с., это около 10%. А вот разница в объёме цилиндра уже больше — 20%. И крутящий момент на валу здесь гораздо выше, что и позволяет бурить 300‑миллиметровым шнеком. Ещё у этого бура усиленная рама, чтобы выдерживала повышенную нагрузку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Мы испытывали все мотобуры на относительно лёгкой почве, преимущественно песчаной, без крупных камней. Бурили отверстия под столбы для забора. Общее впечатление таково: мотобур, безусловно, крайне полезный инструмент, и даже если вам нужен забор всего лишь на один ваш участок, то гораздо проще и легче набурить скважины мотобуром, чем копать их лопатой. Это не только быстрее, но ещё и выгоднее, потому что можно сэкономить много материала при бетонировании столбов. Лопатой никак нельзя выкопать такую узкую и глубокую скважину, как мотобуром, соответственно, придётся заливать больший объём бетона и чем-то его бутовать — просто чтобы заполнить большую яму, выкопанную лопатой.
Мотобуры оказались неприхотливыми: легко заводятся, работают уверенно, нагрузку держат отлично. И стоят недорого, особенно «базовая» модель БМ 52 Е Про.
Официальный сайт Elitech: elitech-tools.ru
Тест провёл Алексей Меснянкин.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Зима 2020/2021» (№4’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Декабрь 2020 года