Наш первый «пациент» — Brait BR‑330. Это самое дешёвое предложение, которое нам удалось найти. В Москве они не продаются (как минимум в марте 2020 года не удалось найти ни одного предложения), а вот ближе к Уралу техникой Brait магазины буквально завалены. Так что мы заказали косу в Екатеринбурге по цене 4200 рублей, с доставкой она обошлась в 5515 рублей — всё равно недорого. Публикуем отзывы по результату проведённой экспертизы.
«Происхождение» косы очевидно — сделана в Китае по заказу российских владельцев торговой марки Brait. В этом ничего удивительного нет, абсолютно стандартная история. Вопрос в том, на чём удалось сэкономить при производстве, где именно сокращали расходы. Уже при получении заказа стало очевидно, что экономили не только на конструкции, но и на логистике. Коса поставляется в разобранном виде, в двух коробках. Это позволяет более плотно загружать транспортный контейнер, удельная стоимость доставки каждого экземпляра ниже. На самом деле это вполне разумное решение, цену оно реально снижает, а сборка не является чем- то сверхсложным. Точнее, не должна была бы являться… но тут обнаружились некоторые сюрпризы.
Сборка занимает длительное время, и штатными инструментами собрать именно эту косу не удалось. Некоторые элементы не совпадали, отсутствовало отверстие для центровки корпуса редуктора. Хотя винт под него есть, и отверстие пришлось просверлить по месту. Дрели и сверла, как вы уже наверняка догадались, в комплекте не было.
Защитный кожух крепится недостаточно жёстко (1), без фиксации к редуктору, только за счёт обжима штанги хомутом. Однако отверстие для фиксирующего кронштейна предусмотрено. Может, это и неплохо, поскольку там колоссальный перекос по плоскостям между двигателем, кожухом и плоскостью вращения катушки (2). На фото (3) также виден огромный зазор между верхней поверхностью катушки и чашкой лабиринтной защиты нижнего опорного подшипника редуктора (проще говоря, между катушкой и редуктором). Высокая трава при кошении леской будет наматываться на вал, и избежать этого можно лишь одним способом — стричь её по частям, по 10–15 см за один раз, не больше. Но многие ли знают о такой технологии?
Вал стальной, в цельной штанге в виде алюминиевой трубки с пластиковыми опорами внутри, соединение с обеих сторон шлицевое (4, 5). Угловой редуктор имеет красивую надпись «JAPAN» (6). Надпись эта может означать только, как говорят англоязычные источники, «японский дизайн». Мы скорее бы предположили, что конструкция редуктора когда-то была разработана в Японии и скопирована китайскими производителями… причём совершенно не обязательно, что с такой же точностью.
Катушка (7) стандартной для недорогих кос конструкции. Точки выхода лески с металлическими втулками, это «плюс». Но без прорезей, после наматывания лески (указателя направления нет, а направление намотки очевидно далеко не каждому пользователю) попасть в отверстия двумя усиками сразу — то ещё развлечение. Но это характерно не только для Brait, а вообще для всех кос с такими катушками.
Ещё один любопытный момент, который важен при условии, что вы работаете попеременно ножом и леской. Режущий диск в комплекте есть (8), так что такой режим у Brait BR‑330 предусмотрен. Но при работе ножом надо снимать «юбку» с защитного кожуха (а для лески, наоборот, ставить её на место). «Юбка» крепится клипсами, и всё очень жёсткое — и сама «юбка», и клипсы. Очень велик риск выломать крепёжные проушины. Мы знаем, что подавляющее большинство пользователей не то что не заморачиваются по поводу «юбки» — они вообще не в курсе, что это такое и зачем на кожухе отдельная деталь. Но работать ножом без неё гораздо удобнее, рекомендуем попробовать. После этого вы поймёте, что жёсткие клипсы — это на самом деле недостаток.
Рукоятки разборные, точка крепления выполнена в виде алюминиевой детали (9), никаких демпферов или резиновых втулок нет. Из «плюсов» такой конструкции отметим возможность поворачивать рукоятки по оси в разные стороны независимо друг от друга, выбирая наиболее удобное положение. Сами рукоятки изготовлены из жёсткого пластика. Неожиданным сюрпризом стала кнопка фиксации газа, которая отделилась от посадочного места практически сразу после начала манипуляций с инструментом (10, 11) во время подготовки к запуску.
Точка крепления разгрузки и его фиксаторы пластиковые. В комплекте есть наплечный ремень, который понравится разве что самому неприхотливому пользователю. Подавляющее большинство меняют такой ремень на полноценную ременную подвеску, пусть даже самую дешёвую, сразу же после кошения нескольких «соток».
Это мы только собрали бензокосу — напоминаем, что продаётся она в разобранном виде. Завелась она достаточно легко, двигатель работает — здесь придраться не к чему. Жаль, что нечем было измерить уровень вибрации, органолептический метод измерения в данном случае чрезвычайно субъективен. Однако у четырёх пользователей эти субъективные ощущения полностью совпали — вибрация очень высокая.
У бензокос вибрацию могут создавать изготовленные с недостаточной точностью детали: коленвал двигателя, крыльчатка с магнитной меткой для катушки зажигания (она же — маховик), сцепление и его чашка, опоры вала внутри штанги (за счёт люфтов), элементы углового редуктора и даже установленная оснастка. Разумеется, налипающие трава и грязь только усилят дисбаланс, а с ним и вибрацию. Может также влиять плохой подгон деталей: как ни странно, некоторые детали в инструментах подгоняют по месту после их производства, например ротор двигателя, — сначала производят, потом балансируют. Балансировка и есть операция подгонки после производства. Вибрацию снижают с помощью установки различных демпферов и эластичных проставок в местах, за которые пользователь удерживает инструмент в процессе работы. Здесь их нет — видимо, сэкономили. Понятно, что вся вибрация неминуемо передаётся на рукоятки, и тут вопрос только в том, готов ли пользователь с ней мириться, утешаясь низкой ценой? Пока здоровье позволяет, большинство никаких проблем в этом не видят. При нечастом применении можно надеяться, что серьёзных последствий не будет и до «болезни белых пальцев» (вибрационная болезнь, синдром Рейно) дело не дойдёт. Но тем, у кого профессиональная деятельность связана с повышенной вибрацией, мы бы рекомендовали очень тщательно взвесить все риски — чем дольше неблагоприятное воздействие, тем выше шансы заболеть, и стоит ли их увеличивать?
Переходим обратно к разбору и видим, что список недорогих решений ещё не исчерпан. Конструкция стартёра оказалась крайне незамысловатой (12). Стальная штампованная чашка и два пружинных усика из довольно тонкой проволоки, сами усики ходят в продольных пазах внутри пластикового корпуса. Над пазами настолько тонкая пластиковая перемычка, что риск разрушить всё это великолепие, особенно при энергичном запуске двигателя, весьма велик. Кроме того, сама чашка стартёра штампована с крупными заусенцами, и некоторые из них настолько острые, что ими можно резать толстые нитки. Да и порезаться очень легко!
Не поленитесь — посмотрите, как выглядит стартёр у других моделей в этой статье. Вот здесь, на наш взгляд, производители явно перегнули палку, у Brait BR‑330 стартёр смотрится очень хлипким. Тем не менее нельзя не признать, что подобная конструкция попадается и у других моделей с низкой ценой. И по отзывам специалистов, в том числе работающих в сервисных центрах, она в целом работоспособна даже на двигателях большего объёма, особенно если не допускать типичную ошибку малоопытного пользователя, который заводит двигатель резким рывком, не выбрав слабину.
При дальнейшем знакомстве с конструкцией мы ожидали увидеть ещё какие-то инженерные решения, объясняющие глубокую «оптимизацию» цены, но их оказалось намного меньше, чем предполагалось. Колодки сцепления сделаны стандартно для моделей низкой и средней ценовой категории, вполне добротные и работоспособные (13). Глушитель (14) имеет внутренние стенки для отражения потока отработанных газов и снижения уровня шума. Теплового отражателя между глушителем и баком нет (15). Единственное, что защищает пользователя от риска воспламенения топлива — это зазор в пару сантиметров. Система фильтрации самая простая, в виде коробки (16) — фильтрующий элемент норовит выпасть, когда снимаешь крышку. Но под крышкой держится надёжно.
Карбюратор (17) имеет распространённую конструкцию с цилиндрической заслонкой. Тут нужно сказать, что к карбюраторам претензии предъявлять вообще сложно. По мнению сервисных специалистов, некоторые китайские производители карбюраторов уже много лет выпускают продукцию вполне достойного качества. Карбюратор — вещь очень сложная, по внешнему виду о нём мало что можно сказать. «Обратка» в топливный бак есть (18), вроде бы всё выглядит как положено.
Корпус цилиндра крепится четырьмя винтами (19), разделить корпусы цилиндра и коленвала удалось без повреждения прокладки (забегая вперёд, скажем, что потом всё это мы собрали, завели — работает). Внутренняя стенка цилиндра имеет стандартный для таких двигателей рисунок хонингования (20). Цилиндр с покрытием, оно нанесено, судя по всему, по технологии PVD — напылением в вакууме или в газовой среде. Тип покрытия выяснить «подручными» методами исследования не получилось.
Коленвал закреплён на двух шариковых подшипниках без какой-либо маркировки (возможно, здесь тоже сэкономили) (21), за подшипниками стоят традиционные пружинные сальники (22). Сам коленвал кованый (23), состоит из трёх отдельных деталей, включая палец. Шатун тоже кованый, омеднённый (24), снизу имеет проточку для смазки игольчатого опорного подшипника. Подшипник пальца поршня тоже игольчатый. Поршень c двумя поршневыми кольцами, кольца стальные — это самый простой и дешёвый вариант.
Выводы
Бензокоса Brait BR‑330 оказалась как минимум работоспособной. Те удешевления, которые мы обнаружили, влияют в первую очередь на комфорт и удобство эксплуатации. На ресурс, конечно, тоже, наиболее «слабым звеном» выглядит стартёр. Заметна довольно низкая культура производства в виде плохо обработанных деталей с заусенцами и высокой вибрации. И к безопасности есть претензии, из которых главная — это отсутствие теплозащитного экрана между топливным баком и глушителем.
Двигатель имеет ещё потенциал в сторону удешевления, однако этого делать не стали. Китайские производители уже не соглашаются выпускать товар сколь угодно низкого качества, даже у малоизвестных производителей есть некая планка, ниже которой они просто не готовы работать. Вероятно поэтому двигатель у Brait оказался именно такой — шумный, с сильной вибрацией, но заводится нормально и работает. На один-два сезона обычной эксплуатации на даче его ресурса явно должно хватить. Возможно, что хватит и на более долгий срок службы, прогнозировать тут очень сложно.
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Экспертиза бензокос. Дорого или дёшево: в чём разница?
Бензокоса Yanis BC42‑ES
Бензокоса Hyundai Z450
Бензокоса Caiman WX21 | WX24
Автор: Дмитрий Сидоров.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Весна 2020» (№1’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.