Европейские генераторы на фоне китайских моделей выглядят довольно скромно. У них нет множества индикаторов, лампочек, стрелочек, разъемов для питания гаджетов или просто дизайнерских «изысков». Выглядят как-то даже скучновато, и на первый взгляд совершенно непонятно, почему эти простоватые генераторы на открытых рамах так дорого стоят. Однако если вам нужен серьёзный ресурс и стабильная работа любых подключенных приборов, то выбирать технику по числу USB-разъемов – идея не самая удачная.
Всем хороши инверторные генераторы – но представлены они, как правило, в сегментах малой мощности и в начальном сегменте среднемощностных. В большинстве генераторов средней и высокой мощности инверторы устанавливать и конструктивно непросто, и недешево. Однако у ряда потребителей бытует мнение, что «безынверторные» генераторы не обеспечивают достаточного качества напряжения для бытовых нужд загородного дома или дачи, и пригодны лишь для строительной техники или иной коммерческой нагрузки, типа пищевого электрооборудования в фуд-траках. К сожалению, это мнение имеет под собой определённые основания. Оно сформировалось «благодаря» множеству недорогих моделей от китайских производителей, крайне безответственно подходящих к качеству намотки обмоток альтернаторов.
Любой генератор в плене механики достаточно прост – проще даже, чем садовый культиватор. Вал мотора напрямую соединен с валом непосредственно генерирующей машины – альтернатора. Если генератор инверторный, то переменный ток с выхода альтернатора идет сперва на инвертор, где преобразовывается и отправляется в розетки уже стабильным по напряжению и чистым в плане спектра – с почти идеальной синусоидой без посторонних частот (если инвертор качественный, разумеется!). И к альтернатору, и к двигателю в этом случае требования пониженные – у двигателя могут «плавать» обороты, альтернатор может выдавать на выходе грязный спектр с массой паразитных гармоник, да и сама форма напряжения может быть практически любой степени кривизны – ступенчатый синус, меандр, «пила» или нечто среднее между ними – непринципиально. Когда такой генератор не оснащен инвертором, то от него можно без опасений питать разве что дешевый чайник – все остальное в него включать просто страшно… Нам уже попадались на тест генераторы китайской сборки, в которых на выходе альтернатора был настолько «кривой» и зашумленный гармониками самых разных частот сигнал, что если к нему подключить на выход антенну, то можно было глушить дроны – получился бы натуральный генератор шумовых помех… Это, конечно, шутка, но лишь отчасти!
Однако повторимся – большинство мощных генераторов, рассчитанных не на выезд на рыбалку, а на серьезное аварийное электроснабжение загородного дома или коммерческое использование с высокой требуемой степенью надежности и ресурса, как правило, инверторов не имеют. В том числе и потому, что рассчитаны такие модели на более высокие пиковые нагрузки, нужные для старта мощных потребителей, а безынверторные модели переносят это гораздо лучше «электронных». В таких машинах выход энергии идет непосредственно с обмоток альтернатора, и вот тут к качеству его изготовления (правильности фазировки и точности намотки) предъявляются уже совершенно иные, куда более высокие требования! Ну и с двигателей, соответственно, также иной спрос – оно должны очень стабильно держать обороты и иметь большой ресурс.
Французские генераторы Caiman, как представители европейского семейства силовой техники, представляют собой тандем высококачественных альтернатора и двигателя. Альтернаторы в генераторах Caiman используются европейские – преимущественно итальянские и чаще всего бесщеточные – от брендов Sincro, Mecc Alte, NSM Generators. Их особенность – очень качественная намотка, обеспечивающая синусоидальную форму тока, близкую к инверторам. Вдобавок все альтернаторы генераторов Caiman обладают классом нагревостойкости «Н». Это подразумевает обмотки, лаковая изоляция которых выдерживает без повреждений нагрев до 180 градусов! У большинства китайских генераторов такая температура означала бы полную замену альтернатора…Ну и про материал обмотки, наверное, говорить даже не стоит – разумеется, только медь, и никакого алюминия, которым постоянно грешат китайцы.
Мы протестировали (с методикой текста можно ознакомиться по этой ссылке) пять генераторов разных типов из достаточно широкого ассортимента Caiman, чтобы оценить качество силовой техники европейской сборки – редкой по нынешним временам на российском рынке, забитом азиатскими генераторами, преимущественно от брендов третьего и более низких «эшелонов». Техника изучалась с точки зрения конструктива, проверялась на соответствие заявленной мощности и реальной, качество электричества, расход топлива и уровень шума. Мощностные характеристики тестировались с помощью активной нагрузки из набора 500-ваттных ламп накаливания, качество энергии оценивалось осциллографом, расход замерялся под номинальной нагрузкой при питании карбюраторов из отдельных емкостей с отмеренными дозами топлива.
ВИДЕО
СТАТЬЯ
Caiman Explorer 7510XL27
Однофазная бензиновая мини-электростанция
Это одна из наиболее мощных из компактных моделей Caiman. Она оптимальна для системы аварийного электропитания частного дома, поскольку оснащена огромным 27-литровым бензобаком, позволяющим не подливать постоянно топливо. Также, что очень важно, Explorer 7510XL27 имеет электростартер и поставляется в комплекте с выносным блоком автоматического ввода резерва. То есть генератор готов к интеграции в энергосистему дома, он сам запустится при аварии на электросетях и сам выключится при появлении напряжения в розетках, исключая работу «навстречу», когда напряжение в розетки могло бы одновременно пойти и от электросети, и от генератора. 7510XL27 в этом плане полностью самостоятелен, и к нему не нужно искать дополнительно нештатную электронику – все уже идет в коробке!
Explorer 7510XL27 оснащен мощным 400-кубовым двигателем Caiman EX40DH, с чугунным цилиндром и коленвалом, цепным приводом ГРМ.
Альтернатор итальянский, от известного бренда Mecc Alte, флагманской линейки S (S20W), бесщеточный, обеспечивающий за счет качества изготовления и намотки обмоток чистое напряжение 220 В без регулятора AVR — только за счет характеристик самого альтернатора и двигателя, поддерживающего стабильные обороты 3000 об/мин. вне зависимости от меняющейся нагрузки.
Caiman Tristar 6510EX
Трехфазная бензиновая мини-электростанция
Еще одна мощная модель – Caiman Tristar 6510EX. Это полноценный трехфазный генератор, построенный на столь же высокоресурсном двигателе, что и в Explorer 7510XL27; там применялся 12-сильный EX40, а тут – 12-сильный EX35, но с тем же рабочим объемом, 404 см³. Запуск мотора только тросовый, но, вопреки существенному объему цилиндра очень легкий.
От двигателя тут приводится в движение опять же итальянский альтернатор Z100 SC от компании NSM: высококачественная силовая машина с обмотками H-класса термостойкости. Качество намотки альтернатора таково, что синусоида на экране осциллографа имела минимальные искажения даже при работе с перекосом фаз – с подключением номинальной по мощности нагрузки лишь к одной фазе!
Caiman Explorer 5010XL12
Однофазная бензиновая мини-электростанция
Caiman Explorer 5010XL12 – генератор среднемощностного класса, пригодный как для работы в качестве аварийного электроснабжения дома, так и в качестве мобильного источника энергии для профессионального коммерческого использования. Долговечный 265-кубовый 9-сильный двигатель EX27 с большим объемом масла в картере рассчитан на интенсивную и регулярную эксплуатацию. Для длительной работы предназначен и итальянский бесщеточный альтернатор K100 от компании NSM, с развитым охлаждающим оребрением. Для мобильного использования есть вариант комплектации колесами и рукояткой, которые можно снять, если агрегат ставится, как стационарный.
Caiman Mixtes 4500
Однофазный бензиновый сварочный генератор
Помимо классических генераторов, в ассортименте Caiman есть и линейка сварочных генераторов. Это силовые машины с особыми альтернаторами, которые можно переключать в один из двух режимов – 220 В средней мощности для питания потребителей, и пониженного напряжения с током до 200 А – для сварки.
Двухрежимный альтернатор – опять же итальянский, от авторитетнейшего бренда Linz Electric. Сварка ведется переменным током и поэтому надежность такого аппарата очень высока за счет отсутствия выпрямителей и тем более – инверторного преобразователя. В альтернатор встроен токостабилизирующий дроссель, облегчающий розжиг дуги, увеличивающий глубину проварки и «смягчающий» процесс сварки за счет оптимизации характеристики взаимозависимости тока и напряжения. Доступный пользователю выходной ток позволяет уверенно работать электродами 2 и 3 мм диаметром. Когда сварка не нужна, Caiman Mixtes 4500 превращается в универсальный генератор, с большим ресурсом и качественным спектром выходного напряжения без паразитных гармоник.
Caiman Expert 3010X
Однофазная бензиновая мини-электростанция
Последний участник теста – компактный мини-генератор Caiman Expert 3010X. Несмотря на небольшую мощность, он является масштабированной версией более старших моделей, и в нем нет никаких упрощающих компромиссов! Двигатель EX17 использует все те же инженерные решения, что и у EX27/ 35/ 40, а альтернатор – Mecc Alte, бесщеточный, флагманской линейки S (S15W). Expert 3010X – небольшой генератор, который легко перемещать (есть версия с транспортными колесами и рукояткой) и перевозить в багажнике любого легкового автомобиля, разгружая силами одного человека.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Качество электричества
Все модели Caiman выдают очень чистую синусоиду. Визуально она отличается от идеальной, небольшие искажения все-таки есть, но по меркам генератором они малозначительны. Напряжение и частота стабильны, так что каких-либо ограничений на применение для питания любой бытовой техники или строительных инструментов не просматривается. Эти генераторы прекрасно подходят для газовых котлов, от них должны уверенно работать ИБП, не говоря уж о менее «привередливых» устройствах.
Соответствие заявленной и реальной мощности
Все генераторы успешно выдержали заявленную в инструкциях и на шильдиках номинальную нагрузку в киловаттах – на ней они способны работать долговременно и регулярно, и, что важно, с высоким качеством чистоты напряжения. Возможно, медицинскую и научную аппаратуру от них питать не стоит (собственно, для этого они и не предназначены), но для любых бытовых электроприборов или строительных инструментов они обеспечивают качественное питание, и в этих областях никаких ограничений на их применение нет.
В таблице приведены результаты проверки заявленной номинальной мощности по всем генераторам, которые мы уже успели испытать к моменту публикации данного материала:
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ СООТВЕТСТВИЯ ЗАЯВЛЕННОЙ И РЕАЛЬНОЙ НОМИНАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ | ||
Модель генератора | Заявленная номинальная мощность, кВА | Измеренная номинальная мощность, кВА |
Champion IGG950 | 0,8 | 0,8 |
Daewoo GDA 2600i | 2,0 | 1,86 |
Huter DY3000L | 2,5 | 2,2 |
Интерскол ЭБ-3500 | 2,5 | 2,5 |
Huter DY6500L | 5,0 | 5,0 |
Интерскол ЭБ-7500Э | 6,0 | 6,0 |
Steviman GR-7500 | 7,0 | 7,0 |
Caiman Explorer 7510xl27 | 5,0 | 5,0 |
Caiman Tristar 6510EX | 5,0 | 5,0 |
Caiman Explorer 5010XL12 | 3,4 | 3,4 |
Caiman Mixtres 4500 | 3,3 | 3,3 |
Caiman Expert 3010X | 1,9 | 1,9 |
Расход топлива под нагрузкой
Для измерения расхода топлива мы отключаем входные штуцеры карбюраторов от баков, и подключаем их к выносной емкости, в которую наливаем точно отмеренные 100 мл бензина. В таблице приведены результаты по всем испытанным нами ранее генераторам:
ИЗМЕРЕННЫЙ УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА | |||||
Модель генератора | Заявленный объём двигателя, куб. см | Удельный съём энергии с единицы объёма двигателя, кВА/ 10 куб.см | Измеренный расход топлива на номинальной мощности, г/кВт*ч | Заявленный объём топливного бака, л | Расчётное время непрерывной работы на полном баке топлива при номинальной нагрузке, ч |
Интерскол ЭБ-3500 | 212 | 0,12 | 176 | 15 | 26 |
Steviman GR-7500 | 445 | 0,16 | 204 | 25 | 13 |
Huter DY6500L | Не указан* | Нет данных | 223 | 22 | 15 |
Интерскол ЭБ-7500Э | 420 | 0,14 | 228 | 25 | 14 |
Huter DY3000L | Не указан* | Нет данных | 234 | 15 | 22 |
Champion IGG950 | 63 | 0,13 | 243 | 2,2 | 9 |
Daewoo GDA 2600i | 138 | 0,13 | 255 | 10 | 16 |
Caiman Explorer 7510xl27 | 404 | 0,12 | 300 | 27 | 13,5 |
Caiman Tristar 6510EX | 404 | 0,12 | 375 | 7 | 2,8 |
Caiman Explorer 5010XL12 | 265 | 0,13 | 274 | 12 | 9,7 |
Caiman Mixtres 4500 | 265 | 0,12 | 268 | 6,1 | 5,2 |
Caiman Expert 3010X | 169 | 0,11 | 260 | 3,6 | 5,5 |
* производитель не указывает эти данные, информация в Интернет противоречива |
Мы видим, что у Caiman удельный расход топлива выше, чем у конкурентов. Предполагаем, что это связано с более высокой мощностью используемых двигателей. Это предположение подтверждается двумя фактами. Во-первых, если посмотреть объём цилиндра и посчитать, какую итоговую электрическую мощность можно снять с единицы объёма (например, с 10 «кубиков», как в таблице выше), то у Caiman это значение меньше, чем у других. По аналогии с автомобилями Caiman – это скорее «атмосферники» с большим объёмом и более высоким расходом топлива, но с уверенной тягой в широком диапазоне оборотов и, что более важно в данном случае, высоким ресурсом. Чем выше цифра удельной снимаемой электрической мощности в нашей таблице, тем двигатель в этой аналогии ближе к современным бензиновым «турбинникам», у которых какая-то невероятная мощность при очень небольшом объёме. Вот только ресурс этих двигателей крайне мал.
У Huter, кстати, объём двигателя в официальной инструкции не указан, а информация в Интернете, которую публикуют различные дилеры, противоречива – кто-то указывает 163 «кубика», кто-то – 169, а кто-то и вовсе 196. Не исключаем, что модели из разных партий могли быть укомплектованы разными движками, но с той же степенью вероятности этот разброс может объясняться отсутствием контроля распространяемой технической информации со стороны бренда.
Второй факт — генераторы Caiman по характеру своей работы резко отличаются от остальных указанных в таблице моделей. Даже на номинальной нагрузке они работают без сильной вибрации. Возможных причин две – это уже упомянутый больший объём двигателя, и в целом более качественная конструкция с аккуратно намотанным и точно сбалансированным альтернатором, и высококачественным двигателем, не склонным к излишней «тряске» в принципе.
Уровень шума
Наша методика измерения уровня шума очень далека от стандартной, поэтому расхождение с данными производителя абсолютно закономерно. Более того, уже стало понятно, что даже эту методику стоит существенно модернизировать. Мы измеряем уровень шума прямо напротив глушителя, на расстоянии 1,5 м. Но никто обычно не ставит генератор глушителем к себе. Чаще всего – лицевой панелью, и в дальнейшем мы будем измерять уровень шума в двух направлениях – и напротив глушителя, и напротив лицевой панели. В таблице приведены данные только по варианту с глушителем:
ИЗМЕРЕННЫЙ УРОВЕНЬ ШУМА, дБ | |
Модель генератора | Измеренный уровень шума, дБ |
Интерскол ЭБ-3500 | 90 |
Steviman GR-7500 | 90 |
Huter DY6500L | 90 |
Интерскол ЭБ-7500Э | 90 |
Huter DY3000L | 85 |
Champion IGG950 | 87 |
Daewoo GDA 2600i | 87 |
Caiman Explorer 7510xl27 | 90 |
Caiman Tristar 6510EX | 90 |
Caiman Explorer 5010XL12 | 90 |
Caiman Mixtres 4500 | 97 |
Caiman Expert 3010X | 90 |
Выводы
Итак, что же мы видим по итогам испытаний? Европейская «школа генераторостроения» принципиально отличается от китайской – машины проще конструктивно, без кучи необязательных элементов, с очень свободной компоновкой узлов и агрегатов. Это увеличивает габариты, но улучшает охлаждение, так что машины спокойно работают в нормальном тепловом режиме, и перегрев или подплавление пластика, какое мы наблюдали на генераторе Daewoo, здесь исключены. Европейские альтернаторы выдают очень чистую синусоиду, без паразитных гармоник. Напряжение и частота полностью соответствуют стандартам и стабильны при любом уровне нагрузки. Естественно, все заявленные параметры эти генераторы полностью выдерживают. Удельный расход топлива чуть выше, чем у испытанных ранее моделей – похоже, это связано с более серьезным запасом мощности двигателей. Об этом можно судить по очень низкому уровню вибрации даже при номинальной нагрузке – китайские аналоги в таком режиме аж подпрыгивают, модели Caiman работают ровно.
Авторы: Алексей Меснянкин и Евгений Балабас
Июль 2025 года