Сегодня 28 апреля 2017 года компания De Dietrich отмечает 333 года со дня основания. А как всё начиналось, расскажет эта статья. У компаний, как у империй, или у политических партий, есть своя история, даже если время, прошедшее с их создания до окончательного исчезновения, совсем невелико. Обычно такие компании не интересны историкам, но история существования компании De Dietrich гораздо длиннее многих других — она начинается с 1684 года, с покупки Жаном Дитриш кузницы во французской деревне Ягерталь.
На самом деле, деятельность семьи Дитриш началась задолго до этого (фамилия «Дитриш» появилась в Страсбурге в 1578 году), но мы выбрали началом своей истории 1684-й, когда фамилия Дитриш стала ассоциироваться с определенной местностью и первым сталелитейным производством.
1684
28 апреля 1684 года Жан Дитриш приобрел 20% долю в полуразрушенной кузнице в Ягертале, французской деревне в одном дне пути от Страсбурга, провинция Эльзас.
Эльзас в то время был регионом, обеспечивающим королевскую армию Людовика XIV. В этой провинции активно развивалась металлообработка – войска необходимо было снабжать подковами, ободьями для колесных повозок и боеприпасами.
Кузница, о которой наш рассказ, была основана в 1602 году на месторождении железа, с одной стороны находился лес, с другой – ручей для паровых машин. В 1631-м она подверглась нападению шведских солдат, разрушивших плавильные печи. Никто из прежних владельцев не хотел и не мог их восстанавливать.
Осенью 1684-го Жан Дитриш выкупил остальные 80% кузницы, потратив 10 тысяч флоринов, и еще больше вложил в реконструкцию и переоборудование производства. Он нанял квалифицированных рабочих, среди которых были иностранцы, и, следуя научным консультациям профессора Боклера из Университета Страсбурга, 5 апреля 1685 запустил плавильную печь в Ягертале.
Новое предприятие удовлетворяло нужды армии Людовика XIV. Также в Ягертале изготавливались гвозди, заготовки для лезвий, кухонная утварь, части замков, и просто железные бруски различных диаметров – для ремесленников.
Жан Дитриш и его сын преуспевают в роли банкира и основного поставщика королевской армии в Войне за испанское наследство (1701-1714гг), в войне за австрийское наследство (1741-1748), и в семилетней войне (1756-1763гг).
В первой половине XVIII века качество Ягертальских товаров стало известно по всему Эльзасу. Даже французский флот заказывает в Ягертале корабельные якоря.
1761
Внук основателя Жан Дитриш получает дворянский титул из рук Людовика XV, и титул барона Священной Римской империи от императора Франциска I, а вместе с этим – частицу “de” к фамилии, что определило дальнейшую концентрацию семьи именно на производстве, поскольку знати заниматься коммерцией не полагалось.
Вблизи Ягерталя открываются и приобретаются другие заводы и фабрики – кузница в Зенсвиллере, которую Жан переоборудовал для производства кухонных плит, фабрики в Рейшсоффене, Раушендвассере и Нидербронне.
1778
С самого начала на всей продукции, выпускаемой в Ягертале, размещался знак в виде охотничьего горна (“jaeger” по-немецки «охотник»). С ростом известности многие предприимчивые купцы и ремесленники стали его подделывать, что заставило Жана де Дитриш обратиться в королевский совет за официальным признанием горна в качестве торговой марки и наказанием фальсификаторов. 7 июля 1778 г этот запрос был удовлетворен Людовиком XVI, а на изготовителей подделок наложили штраф с конфискацией.
Этот знак и сейчас остается нашим логотипом, и это самая старая из всех известных промышленных торговых марок.
1790
В 1790 году Филипп Фредерик де Дитриш назначен мэром Страсбурга. В 1792 году он заказывает своему другу офицеру Руже де Лилю «Военный марш Рейнской армии». Под этот гимн 30 июля 1792 года в Париж вошёл Марсельский добровольческий батальон, и гимн стал известен под названием «Марсельеза».
В 1793 году Конвент утвердил «Марсельезу» в качестве государственного гимна Франции, а после событий 1848 года «Марсельеза» становится песней революционеров всего мира.
1806
Амели де Дитриш, оставшись после смерти Жана-Альберта-Фредерика де Дитриш 28-летней вдовой с четырьмя детьми, с долгами, в три раза превышающими существующие активы, преобразовывает кузницы в металлургические и механические цеха. Начинается выпуск оборудования для железных дорог и аксессуаров из стали и железа. Особое внимание уделяется дизайну продукции. De Dietrich изготавливает чугунные мосты и колонны (мост Святого Фомы в Страсбурге, перестроенный De Dietrich с использованием чугунных конструкций, до сих пор соединяет берега реки Иль и является историческим памятником).
1862
Альберт де Дитриш (первый в Европе) покупает недавно изобретенный в Англии Бессемеровский конвертер (для продувки чугуна в три раза быстрее лужения), отправляет управляющего директора учиться в Шеффилд, тратит почти 2 млн франков на модернизацию, и через три года качество и скорость производства на заводах De Dietrich значительно возрастают и опережают всех конкурентов.
Бессемеровский конвертер работал до 1887 года, когда был заменен на Мартеновскую печь, которую в XXI веке вытеснили кислородно-конвертерный способ и электроплавка.
1896
Эжен де Дитриш развивает автомобилестроение и выпускает автомашины совместно с известными изобретателями XIX века – семьей Болле. В 1899 году De Dietrich уже выпускает один мотор в день. Четыре автомобиля De Dietrich-Bollee принимали участие в крупной международной гонке Париж – Амстердам.
В 1901 году Эжен знакомится с инженером Этторе Бугатти, и в 1903 году автомобиль De Dietrich-Bugatti выигрывает гонку в Берлине.
В 1907 году француз А. Дюре выиграл на «Лорен-Дитрихе» гонку «Москва — Санкт-Петербург», благодаря чему автомобили «Лорен-Дитрих» получили известность и в России. Всем известная «Антилопа Гну» из «Золотого теленка», по словам ее шофера Козлевича, была марки именно «Лорен-Дитрих» .
1932
Начало XX века компания встретила производством машиностроительного оборудования, аппаратов для химической промышленности, приборов для индивидуального и центрального отопления. В 1932 году завод в Нидербронне запускает в производство бытовые отопительные котлы, известную серию “Diamant”, а в 1952 производится первый жидкотопливный котел D6.
Первый чугунный котел мощностью более 1 млн ккал/час был произведен именно на заводе De Dietrich. С 1962 года уже 21% произведенных котлов шел на экспорт. De Dietrich занимает второе место по производству котлов во Франции.
1970
Производство отопительной техники De Dietrich Thermique окончательно сформировалось в отдельную компанию в 1970 году, с главным заводом в Нидербронне, и первыми газовыми котлами – Dietrigaz. В 1970-1975 гг, вследствие нефтяного кризиса, продажи жидкотопливных котлов упали в два раза, но De Dietrich не перестает модернизировать производство и с 1978 года запускает серийное производство тепловых насосов и солнечных нагревательных установок, а в 1986 году производит первый конденсационный котел.
Реклама 80-х
В 2001 году De Dietrich Thermique открывает Представительство в России, а в 2004 — объединяется с Remeha – крупным голландским производителем конденсационного оборудования. Концерн «De Dietrich-Remeha» становится главным экспертом по энергосберегающему оборудованию — конденсационным котлам, солнечным отопительным установкам и тепловым насосам.
2009
De Dietrich объединяется с Baxi в группу BDR Thermea (Baxi-De Dietrich-Remeha), а с 2017 года оборудование De Dietrich в России распространяется официальной торговой компанией ООО «БДР Термия Рус».
В 2017 году De Dietrich исполнилось 333 года!
Информация: ООО «БДР Термия Рус»
28 апреля 2017 г.