2020 год ведущие игроки российского рынка DIY называют сложным, но успешным – выручка первой десятки компаний, по данным INFOLine, выросла более чем на 12%. Но в 2021-й эксперты смотрят с осторожностью. Причина тому – рост цен на сырьё и, как следствие, отпускных цен на товары на фоне падения доходов населения. О работе с производителями, новых каналах коммуникации с покупателем, форматах торговли и многом другом говорили участники IX форума «Рынок строительно-отделочных материалов и торговли DIY — новая реальность» (или, если коротко, DIY-форума), прошедшего 30 марта в рамках выставки MosBuild 2021. Предлагаем Вашему вниманию официальный пост-релиз об этом мероприятии.
По словам Ивана Федякова, генерального директора INFOLine, соорганизатора DIY-форума, что в целом по итогам прошедшего года отрасль потеряла 3%. Падение могло быть еще больше, но второе полугодие поддержало спрос. По данным исследования, проведённого специалистами INFOLine, обвал произошёл в категории мебели и товаров для дома, в то время как hard и soft DIY показали прирост в 2%. Пандемия и вызванный ею локдаун привели к смене покупательского поведения. Если раньше покупатели предпочитали приобретать строительные и отделочные материалы, а также инструменты офлайн, то в 2020 году они показали готовность к онлайн-покупкам в этой сфере, в то время как мебель осталась категорией, которую нужно оценить визуально и тактильно. Ведущая десятка DIY-ритейлеров, возглавляемая Leroy Merlin, показала рост в 12,2% в 2020 году. Серьёзно выросла и доля интернет-площадок Wildberries и Ozon, главное конкурентное преимущество которых – самый широкий ассортимент в некоторых категориях товаров.
Именно баланс онлайн- и офлайн-каналов продаж стал одной из главных тем обсуждения на форуме. И здесь также видна смена приоритетов, но уже со стороны ритейлеров. Если несколько лет назад игроки рынка обсуждали, нужен ли онлайн и если да, то какую долю ему отвести, то сегодня многие компании всерьёз сомневаются, нужны ли офлайн-магазины. Евгений Мовчан, генеральный директор СТД «Петрович», отметил, что время больших коробок ушло, и эксперты компании говорили об этом ещё в 2016 году, но, конечно, никто не мог представить, что пандемия на много лет вперед усилит цифровой скачок. При этом в СТД «Петрович» не считают, что эпоха «каменных» магазинов прошла, но офлайн будет модифицироваться, а участникам рынка предстоит следить за предпочтениями покупателей и угадывать тренды.
Не отказываться от офлайн-ритейла призвал и Джон Херберт, генеральный секретарь EDRA (Европейской ассоциации DIY-ритейлеров), который выступил на форуме в онлайн-формате. Он уверен, что наличие физического магазина будет играть всё большую роль, потому что люди устали ждать курьеров, которые следуют один за другим, и от необходимости оставаться в это время дома. По мнению г-на Херберта, большое будущее у самовывоза, когда человек может сделать заказ по телефону или на сайте, а забрать товар самостоятельно. Но в тоже время, считает эксперт, такие площадки, как Ozon, также будут успешны в дальнейшем.
Между тем, сам Ozon продолжает развивать продажу товаров DIY, но также ищет новые форматы. Иван Мельников, коммерческий директор Ozon, рассказал, что компания сегодня выступает для производителей витриной, которая генерирует покупательский траффик, а на последнюю милю поставщик товара работает сам, доставляя товары непосредственно клиенту или в точку выдачи компании.
В целом, говоря об онлайн-торговле и маркетплейсах, участники форума согласились, что не только в офлайн-каналах, но и на интернет-площадках компании модифицируют процесс сотрудничества с поставщиками товаров и ищут новые способы коммуникации с покупателем. Так, лидер российского рынка DIY, компания Leroy Merlin, презентовала на форуме новую программу развития сети в России. Егор Ваганов, директор омниканальной концепции магазинов Leroy Merlin, рассказал, что сегодня в 64 городах РФ работает 111 магазинов сети, 71,8% городского населения страны проживает в часе езды от одного из магазинов компании. Такой охват диктует изменение стратегии. В 2020 году 149,2 млн покупок было сделано в магазинах Leroy Merlin и 304,7 млн транзакций совершено на сайте. Сегодня компания переходит на полный цикл услуг для клиента, включающий выбор строительных и отделочных материалов, возможность составить план расстановки мебели, консультационные услуги, доставку, установку и монтаж на одной платформе Leroy Merlin, к которой будут подключены производители и частные матера, предлагающие свои услуги. Такая масштабная коллаборация требует быстрого реагирования и внутренних изменений в структуре компании, о которых и рассказал эксперт на форуме.
В целом же эксперты отметили, что российский ритейл переходит от логики «от производителя» или «от логистики», к логике «от клиента», и это позитивный курс, хотя его поддержка будет сопряжена с рядом вызовов в ближайшем будущем. В первую очередь, с ростом цен. «Ножницы» удорожания товаров и падения доходов населения будут одной из ключевых проблем отрасли, которую предстоит решать производителям и ритейлерам сообща.
DIY-форум на MosBuild 2021 вызвал большой интерес и прошёл при полном зале. Впервые на форуме был представлен специальный доклад Яндекса и INFOLine о развитии онлайн-рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY, а также первый реальный индикатор динамики цен «Индекс российского ремонта».
Как обычно, на форуме выступили ведущие участники рынка, в том числе:
Следующий DIY-форум пройдёт через год на выставке MosBuild, которая состоится 29 марта – 1 апреля 2022 года в московском «Крокус Экспо».
Краткая справка о выставке MosBuild
Выставка MosBuild – крупнейшая выставка строительных и отделочных материалов в России, на которой представлены практически все секторы рынка. В общей сложности – 15 тематических секторов, а также насыщенная деловая программа.
MosBuild позволяет каждому участнику рынка решать свои бизнес-задачи наиболее эффективно.
Официальный сайт выставки MosBuild (МосБилд): mosbuild.com/Ru
Апрель 2021 года