Мировая потребность в небольших автономных двигателях для разнообразной техники и оборудования составляет десятки миллионов единиц в год. И подавляющее большинство из них — простые по конструкции модели, их нельзя назвать «оптимальными» с точки зрения топливной экономичности, экологичности, удобства эксплуатации. Основное их преимущество — невысокая цена. Улучшить подобные конструкции можно, но для этого нужно проводить разработки и испытания, перестраивать производство, вводить дополнительные элементы в сами двигатели — в общем, это очень затратный процесс. Такое могут позволить себе только крупные компании, которые и обеспечивают прогресс в этой области. Они же в итоге выводят на рынок высококачественную инновационную продукцию. Один из немногих таких производителей, «задающих тон» на рынке двигателей для малой моторной техники, — японская компания Honda. Её продукция в основном рассчитана на профессиональное и коммерческое использование, а в этой области покупатели учитывают не только цену, но и возможность применения техники в различных условиях, в том числе для сложных и «нетиповых» задач.
В настоящее время Honda предлагает множество видов и разновидностей двигателей, постоянно улучшая и модернизируя имеющиеся модели, а также выпуская новые линейки. Здесь представлены два новых типа двигателей, чей выпуск запланирован компанией на самое ближайшее время.
Основная новинка 2019 года у компании Honda — презентация серии двигателей Honda eGX. Прототип модели был показан весной 2019-го на международной выставке машин, оборудования и инновационных технологий для строительной и горной промышленности Bauma‑2019 (Мюнхен).
Двигатели Honda GX — семейство профессиональных двигателей общего назначения, выпускающихся уже более 30 лет. Собственно, именно серия GX и является «визитной карточкой» Honda Motor Company. Они широко используются в садовой и силовой технике, Многие двигатели Honda разрабатываются с учётом возможности применения на тяжелонагруженном строительном оборудовании, таком как трамбовки и виброплиты.
Honda eGX — не просто новинка. Ранее компания выпускала бензиновые двигатели, eGX — электрический, с питанием от аккумулятора. Фактически это совершенно новое направление у Hondа. При этом новая модель позиционируется как рассчитанная на применение и на строительной технике — тех же виброплитах и трамбовках. Это значит, что все компоненты нового двигателя заточены на работу в особо тяжёлых условиях — постоянной вибрации, возможных ударных нагрузках, повышенной температуры, высокой влажности и запылённости. То есть Honda eGX должны «соответствовать уровню» бензиновых Honda GX и заодно иметь все преимущества аккумуляторных моделей.
Поскольку компания показала не готовую пока к производству модель, а только прототип, многие технические характеристики нового двигателя ещё не озвучены. Известно, что силовой агрегат — бесщёточный мотор постоянного тока, специально разработанный компанией именно для этой модели на основе технологий, применяемых при производстве новых видов мини-электростанций Honda (ближайший аналог — модель EU22i). Для питания будет использован сменный литиево‑ионный аккумулятор, заряжающийся от быстрозарядного устройства, тоже разработанного Honda. Заявленная мощность двигателя — 2 кВт.
Аккумуляторные версии двигателей и техники с ними актуальны в целом ряде случаев: при работе внутри помещений и на территориях, где важным требованием является минимум шумовых и вибрационных нагрузок, а также вредных выбросов при работе. К тому же таким двигателям не нужны топливо, масло и «расходники» вроде фильтров и свечей, они практически не требуют сложного технического обслуживания, следовательно, эксплуатационные расходы минимальны.
Новый двигатель будет выпускаться в двух разновидностях — с интегрированным и раздельным источниками питания. В интегрированной версии аккумуляторный блок будет установлен над электродвигателем. Вторая разновидность — «раздельная», в ней двигатель и аккумуляторный блок представляют собой два отдельных узла, соединённых электрическим кабелем. Первая версия предназначена для установки на виброплиты, вторая — на трамбовки (см. фото). «Модульная компоновка» удобна с точки зрения адаптации аккумуляторного блока к раме оборудования.
Размеры выходного вала и крепёжные отверстия на фланце двигателей обеих модификаций соответствуют аналогичным на бензиновых двигателях Honda GX100, GX120 и GXR120. Для «интегрированной» версии общие габаритные размеры тоже сходны с размерами бензиновых аналогов. То есть фактически эти моторы взаимозаменяемы. Это удобно и при производстве оборудования, и при замене двигателей на действующей технике. С точки зрения дизайна новый двигатель сходен с Honda GX — «выполнен в том же стиле».
Разумеется, аккумуляторные версии двигателей по сравнению с бензиновыми имеют и ещё одно преимущество — простота запуска и отсутствие необходимости в каких-либо манипуляциях перед пуском и постановкой на хранение.
Массовый выпуск новых моделей двигателей Honda eGX запланирован на весну 2020 года. Производство будет осуществляться на заводе компании Honda в Кумамото (Япония).
Автор: Максим Грибоедов
Сентябрь 2019 года