Основной узел любой моторной техники — двигатель. И он же чаще всего является и самым сложным и дорогостоящим её узлом, от уровня его исполнения нередко зависит и ресурс всего агрегата, на котором он установлен. Хотя зависимость тут не прямая. Если двигатель на технике вышел из строя и его ремонт признан нецелесообразным, перед пользователем встаёт вопрос или о покупке новой техники, или о смене только двигателя. И тут уже на первый план выходит вопрос целесообразности затрат. Если речь идёт о какой-то простой и недорогой технике, вроде газонокосилки, большинство (но не все) предпочтут «обновить» её целиком. Другое дело — мощный и технически сложный аппарат — вроде мощной мини-электростанции, мотоблока, садового трактора или другой самоходной машины. Тут, наоборот, большинство предпочтёт сменить мотор, а не всю машину.
В общем, бензиновые двигатели всех типоразмеров являются весьма востребованными «запчастями» для многих видов моторной техники малой и средней мощности — как для замены, так и для конструирования различных самодельных машин.
Производителей подобных моторов (их называют двигателями общего назначения) на рынке представлено довольно много, хотя и меньше, чем производителей конечной продукции. Но большинство из них ограничиваются выпуском только «массовых» моделей — невысокой мощности (в 10–15 «заявленных» лошадиных сил), с небольшой стоимостью и соответствующим ресурсом.
Более мощные двигатели в основном ставятся на технику профессионального назначения, поэтому «упрощённое» исполнение для них не годится. Подобное расширение производства требует значительных вложений в разработку и выпуск, большой ответственности и высокого уровня качества. И чтобы удерживаться на этом рынке, производителю необходимо прикладывать очень много усилий: обеспечивать соответствие постоянно ужесточающимся экологическим требованиям, разрабатывать и выпускать новые модификации под различные модели техники. При том что количество продаж таких моторов значительно меньше. Как следствие — и «игроков» на этом рынке гораздо меньше. Позволить себе такое расширение номенклатуры могут только те, кто уже добился успехов в выпуске «малых» моторов и заработал себе хорошую репутацию.
Надо отметить, что мощные двигатели общего назначения отличаются не только высоким уровнем качества, но и высокой технической сложностью. Большинство из них, за редкими исключениями, выпускается в двухцилиндровом исполнении. Также очень многие новые технические решения «обкатываются» сначала именно при производстве мощных двигателей. В частности, в последнее время эти моторы всё чаще оснащают системой электронного впрыска топлива («инжектором») вместо традиционного карбюраторного питания.
Далее мы рассмотрим несколько разновидностей бензиновых двухцилиндровых двигателей, предлагаемых тремя наиболее известными мировыми производителями: японской компанией Honda, американской Briggs&Stratton и китайской Zongshen. Все они выпускают широкий ассортимент двигателей общего назначения как для бытовых нужд, так и для профессиональных целей, а их официальным представителем является компания «Астари», более 20 лет успешно работающая на российском рынке. И разработка, и выпуск моделей осуществляются собственными силами этих производителей. Несмотря на сходство ассортимента, у продукции каждой из этих компаний есть свои особенности: по техническим характеристикам, назначению и, разумеется, стоимости они «не совпадают». Но совместно предлагаемый ими ассортимент моделей полностью перекрывает все существующие потребности современного рынка двигателей, как по разнообразию модельного ряда, так и по ценовому предложению.
Стоит заметить — далее речь пойдёт именно о разновидностях двигателей: каждая модель может выпускаться во множестве модификаций, предназначенных для разных типов техники или адаптированных под конкретные условия эксплуатации. И ещё — отдельно отметим наличие в их линейках инжекторных моторов. Хотя на небольших двигателях «инжекторы» начали появляться всего несколько лет назад, очевидно, что их со временем будет становиться всё больше. В обзорах представлено по одной модели «инжектора» для каждого производителя.
Zongshen GB680FE
Бензиновый двигатель для силовой техники
Zongshen — китайская компания, образованная 30 лет назад и за это время прошедшая путь от «гаражной мастерской» до крупнейшего в Китае и одного из крупнейших в мире производителей двигателей общего назначения и другой моторной техники. Сейчас Zongshen, наряду с Briggs&Stratton и Honda, входит в «большую тройку» по объёмам выпуска двигателей и ассортименту. Основное конкурентное преимущество Zongshen — невысокая цена при весьма высоком уровне качества.
Zongshen GB680FE — двухцилиндровый двигатель с горизонтально расположенным коленвалом, рассчитанный на профессиональное использование — например, для работы на тракторах, снегоходах, затирочных машинах, пилорамах. «Два цилиндра» — далеко не единственное техническое отличие таких двигателей от одноцилиндровых. Все подобные модели имеют систему смазки «автомобильного» типа, то есть со встроенным масляным насосом и сменным масляным фильтром. Для охлаждения масла предусмотрен небольшой «выносной» радиатор. Подобные меры позволяют увеличить ресурс самого двигателя и реже проводить замену масла.
Из характерных особенностей этой модификации отметим наличие и электрического, и ручного запуска, а также глушителя. Модель укомплектована «катушкой» — альтернатором, вырабатывающим электроэнергию (постоянный ток, 12 В) для зарядки аккумулятора и питания бортовой сети техники, на которую установлен этот двигатель.
Zongshen GB750FE
Бензиновый двигатель для садовой, самоходной и силовой техники
Основные особенности и область применения у этого двигателя такие же, как и у Zongshen GB680FE: он тоже рекомендуется для установки на самоходную технику, некоторые виды строительного оборудования, пилорамы… И точно так же этот двигатель оборудован «автомобильной» системой смазки под давлением: с насосом, сменным масляным фильтром и радиатором охлаждения масла. Но эта модель отличается ещё одной «автомобильной» особенностью — сменными коренными и шатунными вкладышами коленвала. Износ посадочных мест («постелей») и шеек коленвала при работе — естественный процесс, а применение вкладышей позволяет с минимальными затратами продлить ресурс всего двигателя.
Двигатель укомплектован альтернатором, «выдающим» ток 20 А,— для подзарядки аккумулятора и питания бортовой сети техники. Заметим, что оригинальной особенностью представленных здесь Zongshen GB680FE и Zongshen GB750FE является наличие не только электрического, от стартёра, но и ручного запуска — посредством тягового троса. У сходных по параметрам двигателей других производителей ручной запуск обычно не предусмотрен. Считается, что завести такой мотор вручную будет слишком тяжело. Но, с другой стороны, пуск вручную — полезная особенность: в случае разряда батареи у пользователя остаётся возможность завести двигатель, к тому же такой мотор можно поставить на технику, вообще не имеющую аккумулятора.
Zongshen GB750EFI
Бензиновый двигатель для садовой, самоходной и силовой техники
Для всех двигателей общего назначения, вне зависимости от размеров и производителей, характерно исполнение одной модели во множестве разновидностей. Различия могут быть как небольшими, так и существенными — они касаются, к примеру, типа установленного воздушного фильтра, наличия или отсутствия электрозапуска, исполнения цапфы выходного вала… Эта модель — модификация Zongshen GB750, отличающаяся от неё весьма серьёзно, причём даже внешне. Основное отличие — тип системы питания. Здесь установлена система впрыска топлива (EFI, или, проще говоря, «инжектор») с электронным управлением и топливным насосом высокого давления. Подобные двигатели даже у именитых производителей начали появляться только в последние годы. Их преимущество — более устойчивая работа на переходных режимах, при смене нагрузки или частоты вращения вала двигателя. Механическому карбюратору требуется время, чтобы «отреагировать» на изменение условий работы. Электроника справляется с этой задачей гораздо быстрее. Заодно «инжектор» требует меньших затрат на техническое обслуживание и обеспечивает более точное дозирование и в конечном счёте экономию топлива. Данная модификация двигателя укомплектована катушкой 20 ампер и рассчитана на электрический запуск — от встроенного электростартёра. Единственный недостаток «инжекторных» двигателей — более высокая стоимость в сравнении с карбюраторными. Но уже очевидно, что число и ассортимент «инжекторов» будет только возрастать: ужесточение экологических норм во многих странах приведёт к тому, что технику с устаревшими карбюраторными моторами там просто прекратят продавать.
Zongshen GB1000FE
Бензиновый двигатель для садовой, самоходной и силовой техники
Наиболее мощная на сегодняшний день модель в линейке бензиновых двигателей серии Zongshen GB. И вообще — один из самых мощных в этой категории двигателей во всём мире. Запуск у Zongshen GB1000 — только электрический. Модификаций с ручным пуском нет. Альтернатор — встроенный, с выходным током 20 А.
Основные особенности у этой модели такие же, как и у менее мощных двигателей в линейке. Система смазки — под давлением, со сменным масляным фильтром и радиатором охлаждения масла, коленчатый вал — с вкладышами. Основные органы управления выведены на небольшую панель, крепящуюся на боковине корпуса. Отдельно стоит отметить, что двигатель поставляется в сборе с глушителем. Эта особенность выгодно отличает двигатели Zongshen GB от аналогов других представленных здесь производителей. Те предлагают глушители только в качестве опции.
Для подачи топлива из бака все представленные здесь карбюраторные двигатели комплектуются вакуумным топливным насосом. Сам бензобак в комплект поставки не входит. В этой категории выпускать моторы с установленным баком практически бессмысленно: у техники, на которой применяются подобные двигатели, бак практически всегда располагается отдельно и может иметь разнообразные формы и размеры.
Кроме ряда перечисленных в этом обзоре параметров, при подборе двигателя пользователю необходимо указывать и ещё некоторые. В частности — уточнить присоединительные размеры для крепления двигателя на технику, а также размеры и особенности исполнения выходного вала. Впрочем, это несложно, необходимые данные всегда можно уточнить в документации на технику.
Briggs&Stratton Vanguard 17.2 Gross kW (23 л.с.)
Бензиновый двигатель для садовой, самоходной и силовой техники
По объёмам производства двигателей малой и средней мощности компания Briggs&Stratton занимает первое место в мире. Основную часть продукции составляют небольшие моторы бытового назначения, но в ассортименте есть двигатели буквально всех типов. Briggs&Stratton Vanguard — общее название для серии двигателей промышленного назначения. В неё входят как одноцилиндровые, так и двухцилиндровые модели. Вторые относятся к серии V-twin.
Конструктивные особенности Vanguard можно перечислять очень долго. Или просто сказать, что эти моторы рассчитаны на длительную работу в самых сложных условиях.
Сейчас в серию V-twin входит более 15 разновидностей двигателей, различающихся мощностью. Кроме этого, каждую разновидность реально дооснастить различными опциями. К примеру, данная модель оборудована электрическим стартёром и «низкопрофильным» воздушным фильтром, но может быть оснащена и дополнительной системой ручного пуска, и циклонным фильтром (для работ в условиях сильного запыления). Также имеется возможность комплектации мотора альтернаторами различной мощности, установки топливного бака, глушителей различных типов… В общем, и по части ассортимента, и по возможности доукомплектации двухцилиндровые двигатели Briggs&Stratton тоже являются лидерами.
Основная область применения Briggs&Stratton Vanguard — работа в составе строительного оборудования и техники премиального класса, самоходных машин (тракторов, снегоходов, колёсной и гусеничной техники). Некоторые модификации специально предназначены для работы на водной технике, например различных моторных лодках и болотоходах.
Briggs&Stratton Vanguard 26,1 Gross kW (35 л.с.)
Бензиновый двигатель для садовой, самоходной и силовой техники
Несмотря на разнообразие модельного ряда, все двухцилиндровые двигатели Briggs&Stratton Vanguard делятся всего на две размерные группы: Small Block и Big Block — по размеру блока цилиндров. В первую входят моторы мощностью от 10,4 до 17,2 кВт (14–23 л. с.). Во вторую — от 18,7 до 29,9 кВт (25–41 л. с.). А остальные их параметры и особенности зависят от «начинки» блока и его «обвеса».
По своим потребительским качествам Briggs&Stratton Vanguard практически не имеют конкурентов. Вернее, конкурент у них, по большому счёту, всего один: японская Honda с серией моторов Honda GX. Но модельные ряды этих компаний не совпадают. Максимальная мощность у Honda GX составляет примерно 25 л. с., то есть соответствует линейке Small Block. Сопоставимые по мощности аналоги, конечно, есть и у «китайцев», в частности ранее здесь рассматривалось несколько мощных моторов от компании Zongshen. Но до выпуска двигателей промышленного класса Китай пока что «не дотягивает».
Стоит ещё заметить, что все двигатели Big Block фактически созданы на основе двух «базовых» моделей. Рабочий объём цилиндров двигателей мощностью 25–31 л. с. составляет 896 см3, мощностью 33–41 л. с. — 993 см3. Такая унификация характерна вообще для всех видов двигателей Briggs&Stratton. Она упрощает и производство, и обслуживание, и ремонт.
Данная модель, разумеется, относится к группе Big Block. «В базе» она оснащается электрическим стартёром (ручной пуск в этой серии не применяется) и циклонным воздушным фильтром. Отметим также, что мощность альтернатора у всех двигателей в серии как минимум не ниже, чем у конкурентов — на этой версии двигателя она составляет 20 А (есть варианты и с ещё большей мощностью).
Briggs&Stratton Vanguard 29,9 Gross kW EFI/ETC (41 л.с.)
Бензиновый двигатель для садовой, самоходной и силовой техники
Сегодня это наиболее мощный двигатель во всей линейке Briggs&Stratton Vanguard. Кстати, полная мощность двигателя у Vanguard указывается в названии модели — либо в киловаттах, либо в лошадиных силах (Gross kW или Gross HP). Для моторов Briggs&Stratton других серий характерно иное обозначение — цифры в их названиях указывают на максимальный крутящий момент (в фунтах на фут).
Данная модель — новинка, появилась на рынке в январе 2021 года. Основная её особенность — инжекторное исполнение (EFI) — тоже указана в её названии. «Инжекторы» давно применяются, к примеру, на автомобилях, но на двигателях общего назначения они до сих пор мало распространены и предлагаются очень небольшим количеством компаний. Впрочем, инжекторные разновидности Briggs&Stratton выпускаются уже далеко не первый год и, несмотря на более высокую цену, пользуются спросом у покупателей. Применение «инжектора» особенно актуально, когда техника работает с высокими и переменными нагрузками, в некоторых режимах эксплуатации оно позволяет сэкономить до 25 процентов топлива. И вопрос тут не только в цене бензина (хотя и она имеет значение), но и в «запасе хода» техники — особенно самоходной и внедорожной.
Вторая и тоже очень существенная особенность данной модели тоже указана в её названии. «ETC» — Electronic Throttle Control. Это система электронного управления дроссельной заслонкой двигателя: блок управления с помощью датчика у маховика отслеживает частоту его вращения и при обнаружении её изменения корректирует положение заслонки. Эта система обеспечивает ещё более точное поддержание параметров работы двигателя.
Honda GX 630 QZE4
Бензиновый двигатель для садовой, самоходной и силовой техники
Среди всех моделей двигателей, предлагаемых компанией Honda, серия Honda GX — наиболее «продвинутая» и узнаваемая. Все модели GX рассчитаны на профессиональное использование, предназначены для установки на технику строительного назначения коммерческого и премиального уровней. Эти двигатели отличаются компактностью, высочайшим ресурсом и простотой технического обслуживания. И разумеется, они соответствуют всем современным мировым требованиям в части экологических параметров, шума и вибрации.
Двухцилиндровые двигатели Honda GX относятся к серии Honda V-twin, имеют максимальную мощность от 20 до 25 л. с. и выпускаются в нескольких группах: у GX 630, GX 690 и GX 700 общий объём цилиндров составляет 688 см3, GX 800 — объёмом 779 см3. Все двигатели Honda V-twin оборудованы системой смазки под давлением и сменным масляным фильтром, оснащаются электрическим запуском от встроенного электростартёра, двойным воздушным фильтром, топливным насосом и топливным фильтром, а также катушкой, вырабатывающей энергию для подзарядки аккумулятора и иных потребителей, установленных на конечном оборудовании.
Конечно, все эти модели производятся во множестве модификаций, на которые указывают символы после «основного» их названия. В частности, представленная модель оборудована цилиндрическим выходным валом с отверстием «под крепёжный болт» и катушкой с выходной силой тока 3 А (мощность 36 Вт). Этого вполне достаточно для подзарядки аккумуляторной батареи, установленной на технике. Для запуска используется ключ, его вставляют в расположенный на панели управления двигателем замок зажигания.
Honda GX 690 TXF4
Бензиновый двигатель для садовой, самоходной и силовой техники
По присоединительным размерам, объёму цилиндров и большинству иных основных параметров двигатели Honda GX 630 и Honda GX 690 сходны. Отличия касаются в основном «настроек системы»: увеличенная мощность заодно означает и увеличение расхода топлива. Впрочем, если сравнить две представленные здесь модели (Honda GX 630 и GX 690), у второй из них отметим ещё и увеличенный диаметр выходного вала, а также более высокую мощность катушки, вырабатывающей электрический ток: при работе она «выдаёт» 20 А, то есть 240 Вт. Такой мощности достаточно не только для подзарядки батареи, но и для питания бортового оборудования самоходной или строительной машины, на которую установлен подобный двигатель, — включая фары и другие приборы световой сигнализации.
Ещё одна хорошо заметная «фирменная» особенность, присущая всем двухцилиндровым «горизонтальным» двигателям Honda GX — отдельно выполненная панель управления, закреплённая на их боковине. На этой панели находятся замок зажигания, рычаг регулировки оборотов двигателя, контрольная лампа-сигнализатор низкого уровня масла, а также электронный счётчик моточасов, работающий только при запущенном двигателе. Это обычное исполнение для двигателей данной серии, хотя некоторые особенности элементов панели управления у разных модификаций могут немного различаться.
Глушитель и топливный бак в штатную комплектацию двигателей этой серии не входят — слишком различается техника, на которую могут быть поставлены эти силовые агрегаты. Кстати, все двухцилиндровые двигатели Honda GX имеют и модификации с вертикальным валом (Honda GXV) — в некоторых видах техники, особенно самоходной, чаще применяют именно «вертикальные» моторы.
Honda iGX 800 TXF4
Бензиновый двигатель для садовой, самоходной и силовой техники
В настоящее время этот двигатель — наиболее мощный в линейке двухцилиндровых двигателей Honda GX. И наиболее «продвинутой» конфигурации. Двигатель оснащён электронной системой впрыска топлива (EFI), то есть топливным насосом высокого давления и «инжектором» с электронным управлением. Как и все другие моторы Honda GX, этот двигатель предназначен для техники профессионального класса и коммерческого назначения, например строительной, силовой, самоходной. Применение инжекторных двигателей особенно оправданно в тех случаях, когда техника и оборудование работают в сложных условиях и при высоких нагрузках. Электронное управление быстрее и точнее «отрабатывает» переходные режимы, возникающие при изменении частоты вращения вала двигателя или резкой смене нагрузки. Заодно «инжектор» надёжнее карбюратора — а это тоже преимущество: меньше проблем при запуске, эксплуатации и обслуживании. Блок управления двигателя программируется исходя из особенностей его работы на конкретных моделях оборудования.
Как и другие представленные здесь двигатели Honda V-twin, этот мотор укомплектован небольшой панелью управления с выключателем двигателя, рычажком-регулятором частоты вращения вала, счётчиком моточасов и контрольной лампой низкого давления масла. На данной модификации установлена зарядная катушка 17 А — для подзарядки аккумулятора и питания бортовой сети техники, на которую установлен двигатель.
Напоследок стоит ещё раз отметить, что «для примера» в этом обзоре были взяты отдельные модификации двигателей: у компаний-производителей есть и другие их разновидности, незначительно различающиеся по отдельным параметрам и комплектации.
Автор: Максим Грибоедов
Август 2021 года