Наш мир крайне динамичен, и с каждым годом всё сложнее представить себе, как может выглядеть даже ближайшее наше будущее. Появляются новые материалы и технологии, на их основе — новые устройства, а там уже возникают и новые потребности. И это влечёт за собой глобальное изменение всего жизненного уклада, причём за очень короткое время. Новые сервисы проникают во все сферы нашей жизни.
Однако есть люди, которые лучше других знают, каким оно будет, наше грядущее. По крайней мере в тех областях, в которых они считаются специалистами. Один из них — Александр Гончаров, продакт-менеджер дивизионов Husqvarna, Consumer компании Husqvarna (Хускварна). По нашей просьбе он рассказал о том, какими Husqvarna (Хускварна) видит перспективы своих пользователей. Причём для российского рынка речь идёт о ближайшем будущем, а для европейского — уже о настоящем.
В 1995 году шведская компания Husqvarna создала концепт газонокосилки-робота. Это послужило толчком к разработке инструментов на альтернативных источниках топлива и систем оптимизации контроля выполнения работ. В процессе продвижения продукта специалисты Husqvarna, общаясь с пользователями, выяснили, что их интересуют некоторые ключевые вопросы: может ли газонокосилка-робот исполнять свои функции полностью автономно; можно ли контролировать процесс кошения; как именно обрабатывать участки, особенно сложной формы; можно ли менять настройки исходя из климатических условий и т. п.?
Так, 11 лет назад появилась технология удалённого контроля газонокосилок-роботов Husqvarna Automower и двухстороннего обмена данными с ними с помощью смартфона. Время и технический прогресс не стоят на месте. Специалисты Husqvarna собрали внушительную базу данных, изучили текущие запросы пользователей и, систематизировав полученные знания, озадачились вопросом: «Что если аналогичную систему контроля внедрить и в сферу эксплуатации бензомоторного инструмента?»
Речь идёт в первую очередь об инструменте для профессионального использования. Раньше любое оборудование, такое как бензопила, триммер, кусторез, газонокосилка и т. п., находилось «в тени», не было практической возможности установить, насколько интенсивно в реальных условиях эксплуатируется техника, где и каким образом. А статистические данные на темы: «Сколько единиц техники сегодня работоспособно и эксплуатируется на объектах? сколько времени техника на определённую дату отработала в моточасах? какая была производительность? какой должен быть график обслуживания техники исходя из наработки?» — были из разряда фантастики. И вот в 2012 году компания Husqvarna предложила специальную программу и облачный сервис Husqvarna Fleet Service, что на русский можно перевести как «Система контроля за эксплуатацией парка машин от производителя Husqvarna». На данный момент пользователям предлагают уже версию 2.0 (1.0 и 1.5 уже пройдены).
Вся система организована следующим образом. На любой из инструментов устанавливается датчик, который «записывает» всю историю работы техники и передаёт её или на смартфон, если тот имеется у оператора, или на другой специальный датчик, называемый базовой станцией, — он поставляется отдельно. Датчики аккумулируют данные и отправляют их в виртуальный облачный сервис. Там специальная программа, настроенная на контакт с оборудованием пользователя, подготавливает по запросу отчёты специалистам различных уровней, обеспечивая абсолютное понимание статуса и объёма произведённых работ по каждой единице техники.
Программа Husqvarna Fleet Service уже давно общедоступна, бесплатна и может быть установлена на смартфон пользователя в РФ через операционные системы iOS и Android, которыми многие сейчас пользуются при инсталляции необходимых программ и компьютерных «игрушек». И здесь возникает главный вопрос: «Почему пользователи в РФ до сих пор не перешли массово на использование Husqvarna Fleet Service?» Речь в первую очередь о профессиональных пользователях, чей парк включает не одну машину. Главный ответ — это недостаток информации у самих пользователей. Многие даже и не догадываются о существовании подобного ресурса. Работы ведутся по старинке, по технологическим схемам, активно используемым со времён развитого социализма.
Рассмотрим, к примеру, алгоритм работы типичной российской организации, занимающейся ландшафтными работами в структуре коммунального хозяйства. Предприятие имеет и бензопилы, и травокосилки, и газонокосилки, и прочее оборудование. И сотрудников, из которых кто-то работает с техникой на объектах, кто-то постоянно контролирует, выполнен ли требуемый объём работ, и докладывает руководству о ходе деятельности предприятия. А если что-то ломается, то инструмент ремонтируют уже по факту выхода его из строя либо своими силами, либо отправляя в мастерскую дилеру.
В России профессиональные пользователи обычно рассматривают возможности Husqvarna Fleet Service как «научную фантастику», но понемногу с каждым сезоном присматриваются всё внимательнее, так как речь идёт не только о каких-то датчиках и программах, а о реальной оптимизации затрат и увеличении эффективности работы предприятия. Это не пустые слова, есть реальные подтверждения, но на рынках Европы. Husqvarna Fleet Service используют многие муниципальные «горзеленхозы» и частные организации — подрядчики в сфере ЖКХ европейских городов, например, одна из крупнейших ландшафтных организаций в Каунасе (Литва), где парк машин и оборудования составляет более 600 единиц техники. Причём программа обслуживает инструмент не только Husqvarna, но и любого иного производителя, что важно!
Что касается самой работы инструментом, то всё, «как у нас». Составляется план, сотрудники косят траву, обрабатывают километры живых изгородей, валят сухие и опасные деревья. Разница в том, что в компаниях, использующих Husqvarna Fleet Service, давно уже нет персонала, следящего за выходом операторов «в поле». Нет и тех, кто проверяет, действительно ли площадь обработана и дневное задание выполнено. А значит, нет необходимости в затратах на сотрудников контролирующего звена, перевозящего их транспорта, приобретаемого для этих целей топлива.
«Топливный вопрос» заслуживает более пристального внимания. Husqvarna Fleet Service чётко отслеживает, сколько сотрудников и на каком участке расставлены и работают, сколько времени на самом деле отработал каждый агрегат в часах и, к примеру, в квадратных метрах площади, из чего калькулируется расход топлива. Опыт показывает, что после начала применения Husqvarna Fleet Service расход топлива снижается примерно на 50%. Теперь сотруднику, не выполняющему «норму», очень трудно объяснить, на что он израсходовал топливо. В итоге значительно снижаются общие затраты предприятия.
Всё вышесказанное означает, что оператор всегда имеет точные данные, сколько именно он «обработал» площади, что есть главный критерий начисления зарплаты. Мастер получает адекватную информацию о том, где именно люди работают и какова их производительность. При этом датчик на инструменте автоматически контролирует уровень вибрации, полученной оператором за рабочую смену, а также считывает уровень выхлопа углекислого газа, который двигатель производит. Помимо этого, датчик следит за наработкой инструмента в моточасах, а это уже ценная информация для специалиста отдела сервиса, помогающая строить график своевременного техобслуживания, что исключает работу инструмента на износ и затраты на экстренное приобретение оборудования взамен сломавшегося. При этом сервисные данные получает одновременно и техническая служба предприятия, и сервисная служба дилера, который составляет план замены запчастей. Поломки «врасплох» исключаются, а затраты на обслуживание техники снижаются. Даже генеральный директор или владелец компании может контролировать ход работы предприятия. Сидя в кресле в своём кабинете, он систематически получает оперативные сводки: где и что было сделано, каков уровень использования рабочего времени, включая простои по различным причинам, каков уровень затрат, как текущих, так и в перспективе, с учётом технического обслуживания техники. Выглядит всё фантастически, но всё это уже работает!
Конечно, есть определённые «но». И первое из них связано с тем, что заканчивается эра «покуривания в кустах» с «перегазовкой» оборотов двигателя в качестве имитации процесса усердной работы. Труд оператора начинает оцениваться персонально и по заслугам, что, вероятно, понравится на первых порах не всем. Второе — сам по себе комплект Husqvarna Fleet Service имеет цену, которая рассчитывается как абонентская плата исходя из типа двигателя, количества датчиков и абонентской платы за использование трафика и облачного сервиса. Но когда речь идёт о бизнесе, то практика показывает, что уровень снижения затрат действительно значительный и эффективность работы предприятия в целом растёт.
А что по поводу набирающей популярность у озеленителей аккумуляторной техники? Ведь там электродвигатели — бесщёточные, вращение узлов и агрегатов не сопряжено с тактами двигателя или количеством замыканий контактов, которые датчик обязан «считывать». И на это Husqvarna Fleet Service даёт ответ! Аккумуляторные цепные пилы, триммеры, высоторезы, газонокосилки и т. п. используются с аккумуляторами Husqvarna BLi с функцией передачи данных по каналу Bluetooth, которая и позволяет оперативно контролировать процесс эксплуатации именно аккумуляторной техники. С прошлого года система получения оперативных данных и статуса работоспособности инструмента, в первую очередь аккумуляторного, доступна и частным пользователям. Используя программу Husqvarna Connect с цепными пилами или, к примеру, с аккумуляторной газонокосилкой, пользователь имеет точные данные о том, сколько циклов «зарядки-разрядки» аккумулятор уже пережил. Коммуникация ведётся через имеющийся у пользователя смартфон любого производителя.
Помимо этого, Husqvarna Connect может быть адаптирована к сервисам а‑ля «умный дом» — они сейчас начинают пользоваться безумной популярностью среди частных пользователей, таких как «Алекса» от Amazon или аналогичный сервис от Google, которые способны организовывать работу бытовой техники как в доме, так и на приусадебном участке.
ВИДЕО: инновации Husqvarna — технологии будущего
В 2018 году компании Husqvarna исполнилось 329 лет. И весь путь её развития можно охарактеризовать одной фразой: «Инновации в действии!»
Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2018»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Октябрь 2018 года