Как работает аккумуляторный инструмент на морозе? Этот вопрос потребители задают регулярно. В инструкциях производителей обычно указан температурный диапазон, при котором допустима работа. Но в реальной жизни нередко возникают ситуации, когда работу нужно выполнить здесь и сейчас, любой ценой, заведомо пренебрегая гарантией, а то и самим инструментом, относясь к нему фактически как к расходному материалу. Каковы возможности инструмента при таком подходе? Ведь одно дело — теория и совершенно другое — практика.
Мы уже рассказывали ранее, что с целью исследования границ возможностей аккумуляторного инструмента компания Makita сотрудничает с историко-спортивным проектом по изучению Арктики (www.ec-arctic.ru). Его руководитель — Владимир Семёнович Чуков — уникальный путешественник, личность поистине легендарная. Количество его регалий впечатляет: президент «Экспедиционного центра «Арктика» РГО, действующий член «Русского географического общества», заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный путешественник России, почётный полярник…
Многолетний практический опыт Владимира Семёновича по использованию аккумуляторного инструмента Makita (Макита) в условиях Арктики подтверждает, что беспроводные технологии эффективны даже в самых экстремальных условиях.
В прошлом году мы дважды встречались с Владимиром Семёновичем в московском офисе компании Makita (Макита). В первый раз — когда ему передавали инструмент для очередной экспедиции «Великий северный путь», второй — для подведения итогов. Чтобы узнать, почему аккумуляторные УШМ и сабельная пила незаменимы, когда за бортом вездехода минус сорок, читайте статьи в выпусках нашего журнала «Весна 2016» и «Лето 2016» и на нашем сайте по ниже ссылкам.
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Аккумуляторный инструмент Makita: испытания холодом (статья «Весна 2016»)
Владимир Чуков, экспедиция «Великий северный путь». Makita: лучший друг полярника (статья «Лето 2016»)
Аккумуляторные технологии развиваются стремительными темпами, Makita (Макита) ежегодно демонстрирует новинки с характеристиками и возможностями, о которых совсем недавно нельзя было и мечтать. Естественно, очень интересно посмотреть, как проявят себя новые инструменты в условиях Арктики. В июле 2017 года мы снова встретились с Владимиром Семёновичем в офисе Makita (Макита), чтобы получить его отзывы и узнать, какие новые модели заинтересовали его в этот раз, а также расспросить о будущем походе.
Владимир Семёнович, какую экспедицию вы организовываете в этом году?
Начать хочется с того, что экспедициями мы занимаемся не первый десяток лет. Имея огромный практический опыт жизни в экстремальных условиях Арктики, мы всегда исходим из принципа, что в наших руках должно быть только надёжное снаряжение, оборудование и инструмент, который можно использовать в самом широком коридоре условий.
Арктика — это не только сверхнизкие температуры. Зимой не раз бывали морозы под 50, а то и 60 градусов. Но сейчас мы впервые идём в летний период, там не так холодно, но очень высокая влажность (до 100%!) плюс сложные условия для колёс.
На тех машинах, которые мы готовили для зимних условий, решено выехать в летний период. В чём разница? По снегу можно идти на колёсах сверхнизкого давления, не беспокоясь о возможных механических повреждениях резины. Сейчас ситуация совершенно другая. Летом на Чукотке грузовой «Урал» за один сезон истирает колёса в труху, потому что там камни. Этот момент нас чрезвычайно настораживает, но в то же время бросает интереснейший вызов с технической точки зрения — ведь ради такого рода исследований и проводятся экспедиции.
От своих камер сверхнизкого давления мы перешли на специально изготовленную бескамерную тонкую покрышку, но тоже сверхнизкого давления — 0,5 атмосферы. Полагаем, что это позволит нам снизить истирание на грунте и камнях. Мы сделали машины плавающими, но не за счёт объёма колёс и выталкивающей силы, а благодаря герметичности самого кузова. Наша техника позволяет переплывать реки и сплавляться по течению.
Расскажите о программе экспедиции. Какие цели ставите?
Сегодняшний маршрут по территории Чукотки привязан к точкам, которые мы выбрали как наиболее привлекательные с исторической и краеведческой точек зрения. Программа комплексная. Наша экспедиция традиционно не идёт с какой-то узкой задачей. Нам хочется своими глазами увидеть и своими ногами пройти как можно больше разных интересных мест. Научная программа составлена специалистами «Института географии РАН», «Института океанологии», «Росгидрометом» плюс «Институтом природного наследия».
Нас интересует история открытия и освоения Арктики, особенно в связи с юбилеем, связанным с именем Никиты Шалаурова (XVII век). Там есть места, где, по некоторым данным, он поставил со своей командой из сорока человек дом. Потом они погибли, следов не осталось. Мы не планируем организовывать серьёзные поиски, но хотим посетить места, связанные с именами этих мужественных путешественников, и почтить их память.
Ну и, конечно, нас интересует изучение истории 30–50 годов XX века — гулаговские лагеря, места, где добывали уран, руду. Там полегло очень много советских людей.
Наш маршрут проложен через реально труднодоступные места, мы увидим наскальные изображения, о которых мало что известно и они ещё никем детально не изучены. Мы посмотрим уникальные чукотские кекуры — результат естественного выветривания в скалах, в результате которого образуются совершенно необычные формы, столбовидные и конусообразные, напоминающие, например, замки.
На маршруте есть даже забавные точки, связанные с мифами. Например, озеро, где кто-то когда-то видел наше чукотское «лохнесское чудовище».
Вы говорили про высокую влажность. Это действительно настолько серьёзная проблема?
Знаете, что такое стопроцентная влажность? Это когда зимой на дрейфующих льдах даже спичку не зажечь, настолько плотный туман висит в воздухе. Летом в Арктике бывает ничуть не лучше. А мы туда с инструментом… по факту электрическим. Хоть он и от аккумулятора работает, но ведь всё-таки электрический. Благо у Makita всё герметично и защищено, эти инструменты способны работать и в таких условиях. В наших глазах это колоссальное преимущество. Инструмент в принципе может иметь сколь угодно привлекательные характеристики, но если он не работает на морозе или при сильной влажности, то для нас всё ясно, дальше уже не рассматриваем — нет смысла. «Макита» работает, проверено уже не в одной экспедиции.
А что с тем инструментом, который вы брали в предыдущий поход? Он ещё живой?
Весь отработал на отлично, без нареканий. Только в одной УШМ заменили смазку в редукторе, причём это случилось ещё до похода, когда мы готовились в Новом Уренгое к выходу. Техник сказал, что слышит посторонний шум в редукторе. Открыли и увидели, что застыла смазка. Заложили новую, консистентную, специально разработанную для сверхнизких температур, и машинка после этого активно отработала весь поход. При этом во второй УШМ Makita (та же самая модель) смазку вообще не меняли, и её тоже жёстко эксплуатировали. Вообще это несколько странная история, мы так и не смогли установить, какие отличия в условиях хранения и/или эксплуатации могли привести к тому, что одинаковые машинки повели себя по-разному… но в конце концов цель наших экспедиций — узнавать что-то новое об окружающем нас мире, и в том числе о том инструменте, что мы берём с собой. Полученные нами сведения помогают разработчикам сделать его ещё более надёжным.
Сейчас мы готовимся к новому походу, и наши техники продолжают эксплуатировать эти «болгарки», причём жёстко, на износ. Непосредственно в поход решено взять новый инструмент, что абсолютно логично. Старые машинки ещё живы, но мы оставим их для работы в стационарных условиях.
А вот «расходники» уже «ушли» полностью. Что тоже логично. Поэтому сейчас снова берём в представительстве Makita свёрла, диски и т. д. Всё это обязательно потребуется в экспедиции, и в большом количестве.
А как часто возникает необходимость что-то делать инструментом в походных условиях? И какой инструмент оказался самым востребованным?
Всё определяется состоянием нашей техники. Например, в предыдущем походе у нас постоянно ломались прицепы. Сами машины были нормальные, двух- и трёхлетней давности, с ними проблемы возникали редко. А вот нашим прицепам уже лет десять, а мы ещё и два или даже три раза ходили с ними по солёной воде. Естественно, накопилась усталость металла, и рамы начали регулярно лопаться — нагрузки-то нешуточные.
В таких условиях наиболее востребованы оказались УШМ. Не могу сказать, что мы доставали их из кейсов каждый день, но пару раз в неделю — точно. Обрезали, зачистили, сделали шину, наложили, приварили и поехали дальше. Потом опять всё развалилось уже в другом месте — ремонтируй заново…
Однажды в пургу мы остановились обедать, смотрим — а двух прицепов нет. От одного только колёса остались, а задняя часть прицепа оторвалась. А там стояли бочки с продовольствием! Делать нечего, поехали искать. Ветрище задувает, а бочки пластиковые, здоровые, раскатились далеко, найти удалось только по счастливой случайности. Сломанный прицеп мы также нашли, отремонтировали и поехали дальше. За вторым оторвавшимся прицепом пришлось возвращаться и проехать в обратном направлении примерно 15 км. Весело нам было бы, не будь в нашем распоряжении инструментов.
Как вы в целом оцениваете работу аккумуляторных инструментов Makita в экстремальных условиях?
Для нас самое главное то, что они работают. И на морозе, и при запредельной влажности. Это техника, безусловно, самого высокого качества.
Кроме того, Makita — это очень большой ресурс, в том числе у аккумуляторов. В инструкции, как и другие производители, компания оговаривает условия, при которых эксплуатация является корректной:
Естественно, мы постоянно нарушаем все эти правила. В экстремальных условиях Арктики и смазка теряет свои качества, и аккумулятор работает в крайне стрессовых условиях, тем более что мы заряжаем его в среднем раз пять в день. Инструмент эксплуатируем на износ и понимаем, что такой режим значительно сокращает его ресурс. Однако Makita достойно выдерживает такие жёсткие испытания и гарантированно выполняет все поставленные задачи в рамках одного похода. Наш опыт экспедиций уже не раз показывал, что Makita не подведёт даже в самых экстремальных условиях!
Комментарий компании Makita (Евгений Азаренко, продакт-маркетинг менеджер)
Оптимальная для аккумуляторного инструмента «Макита» рабочая температура варьируется в пределах от –10 до +50 градусов Цельсия, и за бесперебойную работу в этом температурном диапазоне мы несём прямую ответственность как производители качественной и надёжной техники. Другое дело — работа при экстремальных температурах Крайнего Севера. Никто из серьезных производителей не поручится за стабильность инструмента в таких условиях. Воздействие агрессивной внешней среды настолько масштабно и непредсказуемо, что ответить на вопрос о том, как поведёт себя инструмент на морозе, не представляется возможным.
Мы сознательно пошли на такой рискованный эксперимент, вот уже несколько лет поддерживая Северную экспедицию Владимира Чукова. Результаты нашего сотрудничества по-настоящему удивительны: инструмент Makita не просто успешно выдерживает длительное воздействие низких температур, но ещё и показывает отличные результаты при выполнении всех поставленных перед ним задач.
Можно долго говорить о качестве сборки, надёжности и функционале инструмента Makita, но его бесперебойная работа гораздо более веский аргумент. Испытание низкими температурами пройдено. Настал черёд высокой влажности, а значит, штурма инструментом новых высот.
Интервью подготовили Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин.
Июль 2017 года