Осенью 2022 года генеральный директор ООО «АЛ-КО Кобер» Евгений Полотнянщиков в своём интервью рассказал нам, что немецкий головной офис AL-KO и его российское подразделение станут полностью независимы, начнутся поставки под совершенно новым брендом Geos, эксклюзивным импортёром и правообладателем которого будет российская компания. Реализовались ли эти планы? Как сейчас обстоят дела у ООО «АЛ-КО Кобер»? Этим и другим вопросам посвящено наше новое интервью.
Евгений, что произошло за год?
Прошедший после MITEX 2022 год был и очень интересный, и очень трудный. Фактически мы де-факто самостоятельны, де-юро – нет. Сделка по продаже компании и выходу немецких учредителей из состава нашего дочернего предприятия не финализирована, так как любые действия с акциями и долями иностранных собственников из списка недружественных стран находятся на контроле у российского правительства. Все условия уже обговорены, идёт процесс подготовки документов. В общем, осуществляется сделка купли-продажи. Но, повторюсь, по факту мы уже полностью самостоятельны в решениях всех вопросов, при этом находимся в контакте с головным офисом AL-KO в Германии, регулярно общаемся.
Сейчас мы напрямую работаем со всеми производителями в Китае, которые являются партнёрами AL-KO, и заказываем у них продукцию под брендом Geos. Так что Geos сохранил весь ассортимент, который был у AL-KO.
Для нас, к сожалению, невозможны поставки из Европы, хотя на прошлом MITEX мы говорили, что мы сможем завозить эти продукты. Однако, несмотря на то, что ключевые наши продукты не находятся под санкциями Евросоюза, головной офис в Германии оценил репутационные риски как высокие, и отказал нам в поставках перед самым сезоном. Ядром нашего ассортимента было газонокошение, и мы в одночасье потеряли до половины нашего оборота…
А параллельный импорт?
Мы не участвуем в параллельном импорте, потому что наш поставщик – компания AL-KO в Германии – не поддерживает этот вид деятельности как и многие другие европейские производители. Приобретать продукцию у дилеров и дистрибьюторов AL-KO в Европе – это переплачивать. Также нужно добавить к этому иные сложности в работе с современной Европой – платежи и логистика. Например, наши австрийские газонокосилки, которые мы так удачно и много продавали все эти годы, с точки зрения фрахта,– это фактически воздух. Фура вмещает около 220 газонокосилок, раньше она стоила порядка 3,5 тысяч евро, а теперь – под 10 тысяч евро. И это если везти напрямую, а если через третьи страны, то продукция выходит буквально золотой. Газонокосилки по цене превращаются в ультрапремиальные, а продажи – в мелкооптовые или даже штучные. А мы должны продавать много. К тому же я не верю, что за газонокосилку от европейского бренда необходимо платить в два раза больше, чем она того заслуживает. Это какое то время ещё будет работать для мелкой техники как бензопилы и электроинструмент.
Поэтому неудивительно, что сейчас на рынке мы сплошь и рядом видим неадекватные цены на параллельный импорт. Эти продукты того не стоят и все это понимают. Даже с учётом текущих валютных курсов цена должна быть раза в два ниже, чем получается. Так что параллельный импорт – это не наш путь, мы в нём не участвуем.
Расскажите подробнее о ваших партнёрских заводах в КНР.
Итак, мы сфокусировались на хороших крупных производствах в Китае. Тут уместно отметить, что компания AL-KO уже давно начала постепенно переносить своё производство в Поднебесную – скажем, насосная группа «переехала» в середине 90-х годов прошлого века. По факту, китайские предприятия, с которыми мы сотрудничаем, росли вместе с AL-KO и их уровень производства давно соответствует европейскому.
При этом, за редким исключением, наши партнёрские заводы по «садовке» в Китае независимы. Вообще говоря, из глобальных брендов садовой техники собственные производства в Китае есть разве что у Stihl и Husqvarna, на этом всё. И это не мешает им, тем не менее, пользоваться услугами и наших производителей. С каждым годом ассортимент знаменитых брендов, произведенный в Китае на сторонних производствах, только растёт. Покупательская способность падает и глобальные бренды должны на это реагировать. В нашем случае фабрики-партнёры абсолютно точно удовлетворяют запросам не только российского рынка, но и США, и Европы, где очень жёсткая сертификация.
Как вы позиционируете продукцию Geos?
С точки зрения позиционирования ничего не поменялось со времён AL-KO – мы занимаем средний сегмент и выше. Премиальные газонокосилки из Европы мы заменили на аналогичные модели из Китая и они у нас реально являются премиум-продуктами.
«Входной» (или нижний) сегмент в «садовке» очень конкурентен, там огромное количество торговых марок. Идти туда «бодаться» – это полностью менять производственную цепочку и искать новых производителей, так как наши китайские партнёры априори выпускают товары более высокого качества с соответствующей себестоимостью.
Как заводы производили для AL-KO, так теперь это всё идёт с шильдиком Geos. Нам не имело смысла что-то искать и менять. Наш пул производителей выверен компанией AL-KO. Более того, на нас трудится вся команда инспекторов по качеству – та, которая обслуживала и обслуживает компанию AL-KO. Надо сказать, что это очень затратное дело, но мы идём на такие расходы, так как Geos – это продукция сегментов среднего и выше.
Вы чувствуете сейчас конкуренцию на российском рынке или все, кто остался, заполняют дефицит?
Конкуренция, конечно, есть.
Да, если говорить о профессиональных пилах и косах (а для Geos данные сегменты сейчас являются стратегическими), здесь ниша освобождается. Но это не означает, что сразу выстроилась очередь из клиентов. Каждое наше изделие мы обосновываем – почему оно имеет право занять ту или иную позицию.
Например, наши пилы и косы из линейки Geos Max – не новые. Они «образовались» в ассортименте, когда компания AL-KO купила Solo. Это обновлённая линейка Solo by AL-KO, разработанная для специализированной дилерской сети в Европе. Дело в том, что с покупкой бренда Solo компания AL-KO фактически получила доступ к восьмистам дилерам Solo в Германии. И AL-KO стала не только DIY-продавцом, но и дилерским игроком. Это был важный шаг. И тогда инженерами уже приобретённой компании Solo в центре разработок AL-KO в городе Кётц в Баварии были разработаны новые мотопилы и мотокосы, а производство было налажено Китае. Почему там, а не в Германии? Потому что рынок мощных профессиональных бензопил был занят Stihl и Husqvarna, которые выпускают их в Европе. Для AL-KO производить их в Европе было нецелесообразно – новый продукт на сформировавшемся и консервативном рынке увеличивал сроки окупаемости многократно. Поэтому мы сделали две «входные» модели 1,5 и 1,7 кВт, которые успешно конкурируют в своём сегменте в Европе, плюс три профессиональные модели 2,1 2,2, 2,4 кВт. на одной платформе. И у нас они находятся в ассортименте пять лет. Правда, продажи по ним были небольшие, так как мы на них не фокусировались, полагая, что усилия, которые надо направить на их продажу, не сопоставимы с результатом, ведь рынок профессиональных пил в России – это максимум 5% (всё остальное – хобби-сегмент) и там два были безоговорочных лидера – Stihl и Husqvarna. Как туда проникнуть?
Сейчас, с уходом с российского рынка Stihl и Husqvarna для нас открылись перспективы. Без ложной скромности скажу, что две наши профессиональные модели – Geos Max 346 (в прошлом Solo by AL-KO 6646) и Geos Max 356 (в прошлом Solo by AL-KO 6656) – уникальны и кардинально отличаются от того, что представлено на российском рынке. К слову, в Китае в массовом производстве в принципе нет по-настоящему профессиональных пил – таких, какими привык их видеть российский профессиональный пользователь. Там не развивались в этом направлении – банально нет спроса. Ведь Китай – это преимущественно OEM производство. Если он появится – я уверен, они сделают профессиональные пилы. По факту, всё, что производится на разных предприятиях КНР сейчас,– один и тот же форм-фактор на базе «старой-доброй» модели Zenoah.
Наши две профессиональные пилы – это абсолютно современные изделия, по своей компоновке похожие на актуальные модели Stihl и Husqvarna. Это не копии, это наши пилы, а «современная компоновка» подразумевает решение, когда цилиндр, карбюратор и воздушный фильтр идут в одном блоке. Почему это важно? У прежних моделей Stihl и Husqvarna цлиндр и фильтр с карбюратором были разделены, а патрубок карбюратора являлся соединительным элементом между этими двумя блоками. Во время работы очень часто возникает такая проблема, как защемление шины в стволе. Вальщик начинает вытаскивать бензопилу за заднюю рукоятку, и если компоновка «старая», раздельная, то нагрузка приходится на патрубок карбюратора – и он рвётся. Зимой это осложняется отрицательными температурами – материал патрубка теряет эластичность, появляются поры и трещины, идёт подсос воздуха и как результат выход из строя двигателя. Современные модели Stihl и Husqvarna, а также модели Geos Max, избавлены от описанной проблемы. Почему это так важно? Профессионалы работают пилой в лесу далеко от сервисного центра. У них с собой всего один или два ключа, чтобы обслужить инструмент на месте, поэтому очень важно, чтобы конструкция бензопилы соответствовала этому. Конструкция имеет важное значение. И у наших пил она правильная.
Добавлю, что сейчас в России есть запрос на более мощную валочную пилу (наши на данный момент ограничены 2,6 кВт), как альтернативу Stihl MS361 или Husqvarna 365 – это 3,4 кВт и выше. Мы как раз над такой работаем. Её не сделаешь на базе наших текущих моделей, так как есть ограничения по картеру. Наша задача – создать и запустить в серию новую бензопилу, а вернее две модели с разной кубатурой – где-то 65 и 72 «кубика» (3,4 и 4 кВт), с длиной шины 50 см на одной платформе. Это будут полнофункциональные валочные пилы, их разработка займёт не меньше года. Окупаемость инвестиций – от трёх до пяти лет (конечно, в зависимости от объёма продаж), но не меньше. Объём рынка профессиональных пил оценивается в 5%, что на «языке» продаж Stihl и Husqvarna соответствовало от 35 до 45 тысяч штук в год. Это крайне мало. К тому же профессиональное сообщество очень консервативное. Стоит ли игра свеч? Мы видим в рынке профессиональных пил перспективу и потому разрабатываем такую новую модель.
При всём при том у этого сегмента есть преимущества, так как он требует серьёзного отношения к сервису. Здесь участники тщательно выбирают продукты. Для всего этого необходима целая инфраструктура, сопровождающая клиента от момента выбора и покупки продукта до его эксплуатации в течении долгого времени. Дополнительным преимуществом становится унификация запасных частей, когда несколько моделей имеют единую платформу.
Кстати, раньше Husqvarna и Stihl выступали спонсорами соревнований вальщиков. Это ведь хороший пиар – может, имеет смысл «подхватить упавшее знамя»?
Недавно в Иркутске проходил финал чемпионата России, и мы выступали там спонсорами. Всё прошло очень зрелищно, достойно, причём главным судьёй стал небезызвестный Александр Гончаров. С нашей стороны был выделен приз – профессиональная бензопила Geos Max 346, которую подарили самому юному участнику соревнований.
Мы планируем продолжать идти в эту тему. Безусловно, все подобные соревнования привлекают внимание, в том числе молодёжи, которая активно интересуется профессией вальщика. Надеемся, что новое поколение вальщиков леса будет работать преимущественно профессиональными бензопилами Geos Max.
Какие у Geos есть товарные группы?
Под брендом Geos мы сохранили те же основные товарные группы, которые есть у AL-KO.
Газонокошение. Geos предлагает всё для ухода за газоном – не только всевозможные газонокосилки, но и аэраторы.
У нас сейчас 8 бензиновых косилок, 5 электрических. На выставке MITEX 2023 мы представляем новую серию электрических газонокосилок серии Premium. Их преимущество, помимо всего прочего, в возможности вертикального хранения на площади не более 0,1 м2. А привести газонокосилку к такому положению можно всего за 10 секунд. Аккумуляторных пока нет – будут на следующий год, об этом расскажу чуть подробнее ниже. На косилках стоят двигатели Loncin – это известный и уже очень популярный бренд. Briggs&Stratton и Honda больше не используем, так как наши производители подписали соглашение с этими брендами о том, что нельзя их продукцией агрегатировать косилки, которые идут на экспорт в Россию. В качестве достойной замены нам предложили Kohler, с ним мы выпускаем две модели газонокосилок в премиальном сегменте. Ещё у нас есть две модели с китайским двигателем Sanli, который применяет и AL-KO – мы эти моторы знаем давно и уверены в них.
Насосная группа. Это наш предмет гордости. Ассортимент практически весь сохранился от AL-KO. Компания сама долгое время производила насосы, а потому наши модели – собственные её решения. Часть из них – уникальные, которых больше ни у кого нет на рынке. Яркий пример – автоматические станции водоснабжения без ресивера, они маленькие и очень компактные. Ещё упомяну погружные насосы (это порядка 10 моделей) и поверхностные садовые насосы для полива.
Мотокосы. Две электрические модели – с жёстким и гибким валом, мощные (1000 и 1200 Вт), хорошая альтернатива аналогичным изделиям Makita, очень популярным на рынке. В качестве мы уверены, так как наши китайские партнёры делают и для AL-KO, и для Makita. По бензиновым моделям в фокусе нашего внимания – двухтактные модели. Тут мы предлагаем две линейки: одна – для DIY, вторая – только для дилеров, она не продаётся в интернете (это бывшая серия Solo by AL-KO, которая у нас называется Geos Max). В семействе для дилеров 4 косы, самая мощная – 151-я – 1,9-киловаттная, выглядящая как кусторез для расчистки подлеска. Тем не менее, мы не рекомендуем ставить на неё пильный диск, потому что для него должна быть соответствующая защита и другой редуктор. А вот на MITEX-2023 мы намерены показать новый кусторез на базе 151-й косы с форсированным мотором 2,2 кВт и усиленным редуктором – вот на него можно смело ставить пильный диск. Спрос на такую модель есть, Stihl и Husqvarna занимали хорошую долю в этом сегменте. В настоящее время ниша освободилась и надо что-то предложить профессионалам.
Бензопилы. Тут у нас тоже есть DIY-линейка – это хорошие пилы, но без каких-либо уникальных «фишек», но с дорогим карбюратором, качественной цилиндропоршневой группой и хорошей гарнитурой. А вот для специализированной торговли мы предлагаем под брендом Geos Max совершенно уникальные продукты, разработанные ещё инженерами Solo. Здесь у нас, во‑первых, представлены две модели для «входного сегмента» – 16 и 17 тыс. руб. Дальше идут профессиональные пилы 46 и 56 куб. см – с магниевым картером из двух половинок. 56 «кубиков» – прямая альтернатива Stihl MS260. Сейчас мы работаем над уменьшением её веса и увеличением мощности. Примечательно, что наши нынешние пилы мощнее, чем аналоги AL-KO. Причина кроется в отсутствии катализатора – в России нет экологических требований для данной продукции, а катализатор повышает вес и понижает мощность.
Пильная гарнитура. Все пилы AL-KO и Geos штатно оснащаются гарнитурой Oregon, но дальнейшее приобретение шин и цепей этой торговой марки у нас невозможно, так как поставки в Россию закрыты.. Но в Китае есть много заводов, которые делают цепи и шины. И ряд из них – очень качественные. Мы долго тестировали и выбрали достойного производителя. По качеству и цене наша гарнитура сопоставима с Oregon.
Масла. В ассортименте AL-KO мы имели два масла для бензопил – европейское и российское, и оба продукта очень хорошо продавалось. Когда европейское попало под санкции, российское стало продаваться ещё лучше. Это полусинтетика, а есть ещё запрос на качественное масло для высокофорсированных двигателей. И в кооперации с известным отечественным производителем мы разрабатываем альтернативу Stihl Ultra и Husqvarna HP. Уже проведено множество тестов. Сейчас масло сертифицируется и скоро будет запущено в производство. На выставке MITEX 2023 планируем его представить.
Снегоотбрасыватели. В AL-KO мы очень давно продавали снегоуборщики и «страдали» от того, что при высокой цене наши модели имели «устаревший» дизайн. Уговорить головной офис решить эту проблему не получалось. Дело в том, что снегоуборщиками торговали только Россия и скандинавские страны, а скандинавы не обращали внимание на дизайн, только на качество. Причём внутри наши модели были весьма достойные – двигатели на них стояли зимние и качественные и только от Loncin. Общеизвестно, что в России продаётся много снегоуборщиков с незимними моторами, которые могут плохо заводятся и нестабильно работать в морозы. У нас же на всех моделях Geos стоят зимние двигатели Loncin, эффективно функционирующие в условиях российских «минусов» и имеющие запас по мощности. К слову, если сравнивать по цене Loncin зимний и летний – разница в два раза. А мотор вносит основную лепту в цену всей машины. В общем, снегоуборщики Geos такие же качественные и мощные, как AL-KO, только внешний вид доработан – мы сделали их более привлекательными. Наделили качественной светодиодной оптикой. В линейке у нас одна электрическая модель и пять бензиновых. Ручной, электрический или аккумуляторный запуск в зависимости от модели.
Аккумуляторная техника. Роботы-газонокосилки остались за «железным занавесом». То же самое – с аккумуляторной линейкой, её не удалось перенести из ассортимента AL-KO. Но уже на MITEX-2023 мы представим часть новой аккумуляторной линейки Geos – косилки, триммер, пилу, садовые ножницы, воздуходувку. Это будут очень качественные модели с очень надёжным и долговечным аккумулятором.
Оборудование для тушения пожаров. Ещё на MITEX мы планируем привезти продукцию для тех, кто тушит пожары в лесах,– для профессиональных пожарных. Это будут специальные мотопомпы и особая воздуходувка с металлическим соплом – мощная, лёгкая, компактная. Мы считаем данные продукты перспективными.
Расскажите о сбытовой политике. Какими каналами сбыта вы пользуетесь?
Мы очень аккуратны в интернет-торговле – чтобы не «сталкивались лбами» разные каналы и была нормальная конкуренция, основанная на умении продавать и обслуживать технику, а не на демпинге. Дилерский канал находится в приоритете и в фокусе, так как на сегодня стратегические для нас бензиновые мотопилы и мотокосы успешно может продавать только специализированный сервисный дилер через консультацию, инструктаж и сервис.
С DIY-каналом по некотрым моделям дилеры не конкурируют. Для разных каналов мы, например, предлагаем абсолютно разные мотокосы и мотопилы.
Прямыми продажами не занимаемся, перекладывая эту функцию на профильные отделы дилеров.
Какие у вас планы?
Наша цель – продвигать дальше бренд Geos.
Сейчас у нас есть возможности вносить улучшения в продукцию. Когда ты работаешь в рамках глобальной компании, сложно уделять внимание местным региональным особенностям. А теперь такая возможность появилась. Когда мы продаём, то получаем обратную связь от пользователей. Мы готовы устранять даже мелкие недочёты и уже вносим улучшения, чтобы было удобно и пользователям, и механикам.
Кстати, чем отличается продукт для профессионалов? Его ремонт должен быть рентабельным и резонным. Причиной проблем может быть не качество самого двигателя или поршневой группы, а плохой бензин, не то масло или не та его пропорция, неправильные режимы работы. Задиры в ЦПГ – очень частая поломка у многих брендов и тут встаёт вопрос, во сколько встаёт ремонт двигателя. Считается, что если полностью откапиталить мотор стоит до 35% – 40% от первоначальной стоимости пилы, то это имеет смысл. Мы стремимся именно к этому уровню.
Зачастую мы «заходим» к дилерам именно через сервисные центры. Наши менеджеры неспроста на все презентации возят с собой запчасти. Мы должны объяснить, почему наша пила стоит минимум 15–16 тыс. руб., хотя на рынке можно найти и за 7 тыс. руб. В цену заложены технологии, материалы, культура производства, контроль качества и многое другое. Всё это стоит денег.
Ещё раз скажу о ремонтопригодности. И пользователь в лесу, и механик в сервис-центре должны обходиться минимумом ключей, а для этого необходима глубокая унификация всех «болтиков-винтиков». Здесь нам есть ещё над чем поработать – все замечания уже переданы в производство.
Планов очень много. Надеюсь, мы всегда будем находить интересные информационные поводы для будущих интервью.
Интервью подготовили Любовь Балаболина и Андрей Зборовский
Октябрь 2023 года