С технической точки зрения разница между «обычными» и инверторными мини-электростанциями — в конструкции альтернатора, устройства, вырабатывающего электроэнергию.
У первых он представляет собой электродвигатель, подключённый «наоборот», для стабилизации параметров используются сравнительно простые электронные устройства.
Основных недостатков два: альтернатор по весу и габаритам сравним с двигателем станции, высокого качества тока от неё ожидать не приходится. Для строительных работ, то есть питания электроинструмента, подобные станции вполне пригодны. А вот подключать к ним сложные электронные устройства следует с осторожностью: допускаемые отклонения по частоте, напряжению и «форме синусоиды» у таких станций весьма велики.
У инверторных генераторов альтернатор гораздо компактнее и легче, «между ним и розеткой» устанавливается сложное электронное устройство — инверторный преобразователь напряжения. Основной недостаток инверторных станций — высокая, в сравнении с «обычными» генераторами, цена, но зато качество электричества «на выходе» у них значительно выше, они подходят и для питания сложной электронной техники.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ: номинальная — 5,5 | 6,5 | 7,2 кВт; максимальная — 6,1 | 7,1 | 8,0 кВт
НАПРЯЖЕНИЕ, СИЛОВЫЕ ВЫХОДЫ: 2х220 В (16 А); постоянный ток 12 В (8,3 А); выходные клеммы для присоединения токоприёмников (31 А)
ДВИГАТЕЛЬ: YK190FE; 4‑тактный бензиновый 1‑цилиндровый воздушного охлаждения; 420 см³; мощность максимальная — 8,9 кВт (12,0 л. с.)
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 19 л
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 1,1 л
ЗАПУСК: электрический, ручной
АЛЬТЕРНАТОР: инверторный
УРОВЕНЬ ШУМА, LpA (7): 75 dBA
ОСОБЕННОСТИ: указатель уровня топлива; дисплей: вольтметр, счётчик моточасов, указатель частоты тока; ручное и автоматическое управление воздушной заслонкой; комплект для транспортировки: 4 колеса
ГАБАРИТЫ: 585x510x580 мм
ВЕС: 58,0 | 60,0 | 62,0 кг
ЦЕНА: 44 990 | 49 490 | 53 990 руб.
Представленные мини-электростанции внешне и по основным особенностям практически одинаковы. Совпадают размеры, установленные двигатели, компоновка… собственно, вся разница — только в максимальной электрической мощности, которая зависит от мощности альтернатора и инвертора. И тут можно заметить, что вес «электроники» у инверторных станций невелик: разница между полным весом моделей — всего по два килограмма. Для сравнения, вес моделей с «обычным» альтернатором, как правило, 80–100 кг.
У «обычных» генераторов частота тока жёстко связана с частотой вращения вала двигателя: чтобы получить частоту в 50 Гц, двигатель должен поддерживать 3000 об/мин. У инверторных такой зависимости нет — при снижении нагрузки частоту вращения допустимо снизить, частота тока останется неизменной. Эта особенность позволяет снизить уровень шума и сэкономить топливо.
Генераторы рассчитаны в первую очередь для применения в качестве источников резервного электроснабжения. Модели оборудованы электрическим и ручным запуском, защитой от перегрузки и автоматом защиты на 63 А. На панели управления находятся многофункциональный цифровой дисплей и цветные индикаторы, сигнализирующие о работе, неисправности и снижении уровня масла в двигателе. Для подключения потребителей на панели имеются выход 12 В и две розетки 220 В, также генераторы могут подключаться к электросети напрямую — с помощью клеммных соединителей.
Глушитель убран в защитный кожух, который обеспечивает снижение уровня шума, а также защищает сам глушитель от механических повреждений, а пользователей — от ожогов при случайном касании. Инверторный блок выполнен в отдельном литом алюминиевом корпусе, тепло, выделяющееся при работе электроники, отводится за счёт обдува корпуса встроенным вентилятором альтернатора. Клеммы для прямого подключения расположены в нижней части корпуса, прикрыты отдельной съёмной крышкой.
Автор: Максим Грибоедов
Статья опубликована в выпуске журнала «Инструменты» + «GardenTools» + «Всё для стройки и ремонта» серии «Потребитель» осень-зима 2016