О пользе здорового образа жизни сказано и написано немало. Но похоже, что активным сторонникам ЗОЖ известны далеко не все «плюсы». Взять, к примеру, историю некоего господина Альфреда Шефенакера, проживавшего в живописной холмистой местности на юге Германии, в земле (так в Германии называются регионы) Баден-Вюртемберг. Он любил регулярные пешие прогулки, и во время одной из них ему в голову пришла отличная идея по созданию бизнеса, который успешно развивается уже более 50 лет.
А дело было так. На склонах, по которым любил гулять господин Шефенакер, располагались виноградники. И однажды он увидел, как рабочие косят траву между рядами. Траву скашивали раз в год, она была высокой и жёсткой, а междурядья – узкими, и даже издали он заметил, как тяжела эта работа. Тут-то просветлённому от прогулок на свежем воздухе господину Шефенакеру подумалось, что неплохо было бы механизировать этот труд. И в 1959 году появилась первая модель косилки для высокой травы AS Motor Allmaher (в переводе с немецкого – «всекосилка» или, как вариант, «всёкосилка») с двухтактным двигателем собственной разработки. С этой модели началась история немецкой компании AS Motor (АС Мотор). Это семейное предприятие, которым сейчас управляют внуки Альфреда Шефенакера.
За прошедшие десятилетия компания существенно выросла, разработала множество новых моделей, но изначальная специализация сохранилась до сих пор. Машины AS Motor – это мощные, маневренные и надёжные машины, предназначенные для работы на склонах и способные косить траву любой высоты и любой жёсткости, а некоторым из них «по зубам» и кустарники с побегами толщиной до 4 см. Более того, есть даже райдеры с дистанционным управлением. А название Allmaher запатентовано и служит «визитной карточкой» бренда.
Профессиональные косилки для бурьяна AS Motor
В предыдущих выпусках нашего журнала мы публиковали информацию о некоторых моделях AS Motor. Теперь расскажем о том, как их делают. В начале марта 2018 года сотрудники редакции Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин посетили завод компании, расположенный в деревне Бюлертан, недалеко от Штутгарта. Предлагаем вашему вниманию их репортаж и отзывы.
Ассортимент компании AS Motor насчитывает свыше 40 моделей. В тот день, когда мы посетили завод, производственные линии были настроены на выпуск восьми моделей. Это, в частности, райдер Sherpa, «всекосилка» AS 63 Allmaher, мульчирующая косилка серии ProClip и косилка с травосборником AS 531 2T MK B. Плюс деки для Sherpa и собственные двухтактные двигатели. Производство будем показывать именно такими логически завершёнными фрагментами.
AS Motor выпускала аккумуляторные газонокосилки задолго до того, как это стало мейнстримом. На фото – рекламный плакат 1969 года. Кстати, обратите внимание на любопытный факт: на плакате изображена именно газонокосилка. Сейчас компания выпускает машины, которые косят траву любой высоты и жёсткости. Мы поинтересовались, как они оценивают перспективы аккумуляторной техники в этом сегменте. И получили ответ, что в ближайшее время альтернативы бензиновым двигателям в секторе техники для высокой травы точно ждать не приходится. Высокая дикорастущая трава требует гораздо больше энергии для скашивания, чем газонная.
НЕМНОГО О КОМПАНИИ
AS Motor выпускает 7 «семей» разных машин. На заводе в Бюлертане делают 39 моделей из тех 43, что есть в каталоге компании. Всего в компании 140 сотрудников. В год AS Motor производит 12 000 косилок, из них около 4000 – с собственным уникальным 2-тактным мотором.
В модельном ряду AS Motor есть, в частности, мульчирующие косилки, которые работают без сбора травы. Есть профессиональные косилки для травы любой высоты. Отдельно идут так называемые бичевые косилки с Y-образными ножами на шарнирах. Кстати, компания предполагает, что эти модели отлично подойдут для российского рынка. И есть райдеры, причём разные, как для частных пользователей, так и для профессионалов, в том числе с дистанционным управлением. Есть даже сенокосилка.
Наибольшей популярностью пользуются модели серии Allmaher. Их продаётся больше всего, на экспорт компания предпочитает отправлять модели AS 63 и AS 65.
AS Motor AS 30 Weedhex – специальная техника для удаления сорняков с мощёной поверхности. Справляется также со слежавшимся снегом и тонким льдом. Предполагаем, что могла бы быть очень полезна коммунальным службам, она отлично закрывает «дыру» в техническом оснащении. Когда снегоуборщик уже не справляется, потому что снег спрессован, а для трактора или нет достаточного объёма работы, или он не может подъехать… тут либо дворников выгонять с лопатами и топорами, чтобы долбили лёд, либо убирать его такой машиной.
ЭКСКУРСИЯ ПО ЗАВОДУ
⇐ Склад запчастей для производственных нужд. Отсюда их берут именно на производство. В момент нашего визита на складе было размещено 1700 единиц продукции, из них 90% изготовлены в Германии, преимущественно в окрестностях Штутгарта, где очень много предприятий, предлагающих нужную продукцию. В числе агрегатов и компонентов, изготавливаемых не в Германии и используемых AS Motor, можно назвать двигатели Briggs&Stratton (Бриггс энд Страттон) и Honda (Хонда). Некоторые запчасти компания приобретает в Италии, часть прокладок и прочих полимерных изделий – в Азии.
Склад малогабаритных запасных частей. ⇒
Склад металла для нужд производства. Мы уже не раз были на немецких заводах и много раз отмечали, что металл всегда выглядит идеально – чистейший, без пятнышка ржавчины.
Интересно, как бы отреагировало на такие фотографии руководство российских металлургических комбинатов? Мы видели, как выглядит прокат, поступающий с российских заводов, – сравнение, увы, явно не в нашу пользу.
На этом информационном экране отображаются текущие сведения о загрузке производственных линий: какие машины на каких линиях собирают, сколько необходимо изготовить за смену и сколько готово к текущему моменту. ⇒
Всего на заводе восемь сборочных линий. Нижний ряд цифр показывает общее количество единиц данного вида, которое должно быть выпущено. После выполнения этих планов обычно меняют оснащение конвейера и переходят на сборку других моделей.
В ходе экскурсии обратили внимание на знакомые инструменты, используемые в процессе производства: всё это продукция известных немецких компаний. Например, зелёные отвёртки – это Wera. Активно используется аккумуляторный и пневматический инструмент Bosch.
⇐ Под ногами рабочего – мягкий резиновый коврик. Поскольку на этом рабочем месте используются пневмоинструменты, логично предположить, что коврик нужен для снижения утомляемости.
ДВУХТАКТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Мы уже упоминали, что часть продукции AS Motor оборудована собственными двухтактными двигателями. Это недешевое удовольствие, такой мотор обходится в 2,5 раза дороже аналогичного по объёму цилиндра «бриггсовского». Но техника AS Motor предназначена для работы на склонах, и собственные «двухтактники» позволяют косить траву при уклоне до 41 градуса. На таком склоне даже просто ходить тяжело. И к тому же у собственных двигателей выше обороты (рабочие – до 4400 об/мин) и, соответственно, мощность. У них более однородная характеристика, на низких оборотах двигатель выдаёт более высокий крутящий момент.
Сейчас в отделе разработок изучают карбюратор новой конструкции, способный работать даже при повороте на 90 градусов. Конечно, не для того, чтобы косить траву на вертикальных стенах, но технические возможности машин с новым карбюратором явно будут ещё более впечатляющими. Вообще модернизация двигателей ведётся непрерывно. Два года назад их оснастили электрозажиганием и устройством лёгкого запуска. А после очередного ужесточения экологических норм снабдили катализатором.
Балансировка коленвалов осуществляется вручную, предельно тщательно. ⇒
Объёмы выпуска собственных двигателей не такие уж большие, если сравнивать с объёмами гигантов вроде Honda или Briggs&Stratton, – около 4000 экземпляров в год. Поэтому степень автоматизации производства относительно невысока. Это повышает цену моторов и, естественно, сказывается на итоговой стоимости техники. Но это не единственная и, пожалуй, даже не главная причина, определяющая цену. Есть другие, не менее интересные. Мы ещё вернёмся к этому вопросу в нашем репортаже.
⇐ Червячная передача на валу – отбор мощности для привода колёс. Используется на большинстве небольших «всекосилок» Allmaher.
Обработка корпусов двигателя осуществляется здесь же, в подвале. ⇒
Как и подавляющее большинство европейских производителей, AS Motor не является предприятием полного цикла. В этом просто нет необходимости, здесь очень развита кооперация. Литьё заказывают на стороне, компании не нужно содержать свой собственный литейный цех. Получают отлитые заготовки и уже на месте осуществляют финальную обработку.
⇐ Глушитель с платинородиевым катализатором внутри. В Европе очень жёсткие нормы по выхлопам, а двухтактный двигатель в этом вопросе сильно уступает четырёхтактному: масло сгорает вместе с топливом, выхлоп более грязный. Чтобы соответствовать нормам, на AS Motor внедрили в глушители катализатор – металлическое волокно из платинородиевого сплава, нагревающееся до температуры 1100 градусов. При такой температуре сгорает всё, что не смогло сгореть в цилиндре.
В 2019 году будет очередное ужесточение норм, и AS Motor активно работает над новыми карбюраторами и катализаторами.
Редукторы для приводов колёс на газоно- и травокосилках AS Motor делает самостоятельно. ⇒
⇐ Редуктор привода колёс. Червячная передача используется для передачи момента на ведущий шкив, а дальше работает ременная передача на колёсный редуктор. Бронза выбрана из тех соображений, что шестерня быстро притирается в ходе работы и редуктор работает очень ровно, без лишнего шума и вибрации.
Здесь же видим третий опорный подшипник коленвала, роликовый. То есть вал не висит консолью. Это помогает защитить двигатель при столкновении ножа с посторонними объектами. ⇒
AS ALLMAHER
В отличие от газонокосилок, «всекосилки» используют на «диких» территориях. В траве может оказаться всё что угодно. Мы спросили, что произойдёт, если нож попадёт, например, на камень? В ответ нам показали ножи и конструкцию крепёжного узла. Всё это сделано с огромным запасом прочности, и именно это служит основной защитой от поломок. Мы уже писали, что машинs AS Motor не могут быть дешёвыми, и на это есть целый ряд причин. Так вот, на фото вы видите ещё одну из них – здесь не экономят на металле.
⇐ На валу двигателя последовательно установлено три подшипника. Зачем они нужны? Вспомните толщину ножей «всекосилок», вспомните, насколько массивен крепёжный узел. Всё это сделано специально, чтобы техника осталась в строю, даже рубанув лезвием по камню. Но если вся эта масса будет крутиться на валу, у которого сохраняется хоть минимальная возможность гнуться, – рано или поздно (скорее рано) вал начнёт изгибаться, появится вибрация, причём стремительно прогрессирующая. Три подшипника обеспечивают стабильность положения вала даже после резких ударов и после длительной эксплуатации с высокой нагрузкой.
Да, это дороже, но ресурс машин повышает многократно. «Косилка должна быть прочной» – так считают в AS Motor. Поэтому здесь не используют пластик. Максимум – алюминий, там, где нужно снизить вес, не ухудшив прочностные характеристики и надёжность. Только металл, только хардкор!
Запрессовка подшипников. ⇒
Сборка машин «без сиденья» осуществляется постовым методом на таких вот стапелях. Каждый рабочий собирает косилку полностью. У них одинаковая квалификация, они могут меняться, а могут работать командой.
⇐ Перед упаковкой косилки тестируют, для этого в цехе оборудовано несколько испытательных стендов. Проверяют стабильность работы двигателя, работу всех функций, уровень вибрации и шума. Каждая косилка 10 минут работает с включёнными приводами колёс и ножа. По окончании цикла испытаний сливают масло.
Каждый сотрудник несёт личную ответственность за качество своей работы, на заводе ведётся строгий учёт всех действий, чтобы по серийному номеру косилки всегда можно было определить, кто отвечал за сборку конкретного экземпляра косилки.
Готовые «всекосилки» перед отправкой на упаковку. ⇒
AS PROCLIP
По соседству собирают мульчирующие машины серии ProClip. На стапелях, подобных тем, что задействованы на производстве «всекосилок».
⇐ Одна из отличительных особенностей этих моделей – дека. Она изготовлена из толстого металла, цельная – не сварная.
Завальцовка по краю придаёт дополнительную жёсткость деке. Именно поэтому ProClip считаются профессиональными машинами – металла не пожалели. И что важно – дека оцинкована, а потом ещё и покрашена. ⇒
Мы поинтересовались, как специалисты компании относятся к идее очищать внутреннюю поверхность деки мойками высокого давления. Оказалось, что резко отрицательно. Вода под давлением обязательно проникнет в подшипники, а это значительно сократит срок их службы. Ни один подшипник не выдержит такого обращения долго. Штуцеры для подсоединения шланга с водой AS Motor тоже не ставит, по той же причине. Достаточной защитой от коррозии является оцинковка и качественная окраска. Можно также перевернуть косилку для сервисного обслуживания и очистить внутреннюю поверхность деки щёткой. Или сжатым воздухом. Но именно воду использовать не рекомендуется.
Специальный мульчирующий нож на косилке серии ProClip. В Германии он стоит 37 евро, на замену требуется 15 минут. Если даже с ножом что-то произошло, заменить его можно прямо в поле, это быстро и недорого. ⇒
⇐ Нож монтируется на своего рода фрикционной муфте. В условиях нормальной эксплуатации его удерживают фрикционные шайбы. При столкновении с камнем их удерживающего усилия недостаточно, и нож может проскользнуть на валу между шайбами, что предотвращает его поломку или повреждение коленвала.
Диаметр выходного вала колёсного редуктора 24 мм – необычно много для техники такого класса. Это подтверждает, что узел спроектирован так, чтобы выдерживать тяжёлые нагрузки во время работы на крутых склонах. ⇒
SHERPA
Райдеры серии Sherpa – предмет особенной гордости AS Motor, настоящий флагман линейки. Даже пульт дистанционного управления предусмотрен. Способен косить траву высотой до полутора метра, осиливает 40-градусные склоны, имеет кресло с регулировками расстояния до руля и настраиваемой жёсткости пружинной подвески.
Райдером можно управлять дистанционно! Косит древесную поросль до 1,5 метра и борщевик даже на опасных склонах. Характеристики, описание, фото, отзывы, цена
По данным компании, в Германии доля частных пользователей среди покупателей «Шерпы» достигает 50%. Во Франции таких 30%, в Чехии – 5%. Остальное – профессионалы. Немецкие инженеры или банковские работники тоже любят косить траву. Полагаем, что и в России найдутся клиенты, кому «Шерпа» пригодится на даче. В конце концов косить траву – это удовольствие. А с такой техникой, без труда взбирающейся на крутые склоны, – впечатляющее удовольствие.
ВИДЕО: демонстрация райдера AS 940 Sherpa с дистанционным управлением
⇐ Отгадайте загадку: «Сварено в Баварии, но не пиво». Оказывается, это рамы от «Шерпы». Красят их, кстати, не там, где сварили, а на другом предприятии, поближе к заводу AS Motor. Такая вот кооперация.
Специалистам шильдик на фото может сказать о райдерах Sherpa очень многое. ⇒
Это гидравлическая трансмиссия. Компания Tuff Torq – один из признанных мировых лидеров в производстве гидротрансмиссий для широкого круга задач. Изделия этого бренда очень часто встречаются на садовых и газонных тракторах. Часто используют более простой вариант К46, здесь же мы видим модель 664, более надёжную и лучше приспособленную к тем задачам, для решения которых придумали «Шерпу».
⇐ Передняя ось от полноприводной версии Sherpa. Райдеры оснащены автоматически блокирующимся межколёсным дифференциалом на задней оси, помогающим уверенно передвигаться по склонам.
Двигатели – профессиональная серия Briggs&Stratton с принудительной подачей топлива и масла и контролем давления масла, что и обеспечивает стабильную работу на склонах. ⇒
В отличие от других машин, райдеры Sherpa собирают на таком вот конвейере. Обычно работают четыре человека, при необходимости в две смены. За одну смену на конвейере можно изготовить четыре райдера.
Райдеры Sherpa комплектуются разными шинами, всё зависит от потребностей заказчика и условий работы. Пара колёс в центре – это задние, по краям, меньшего диаметра – передние. ⇒
⇐ После сборки «Шерпы» всесторонне тестируют. Сначала в лаборатории, расположенной прямо в цеху, – как и «всекосилки» Allmaher, и другую технику…
…а затем тест продолжается прямо на улице, это обязательный этап. Машину выставляют под углом 45 градусов и проверяют двигатель – он должен работать устойчиво. ⇒
КОСИЛЬНАЯ ДЕКА ОТ SHERPA
⇐ Дека полностью закрыта. Специалисты компании даже утверждают, что их косилки – единственные с настолько закрытой декой. Всё, что скашивается, выходит сзади. Причём между колёсами, поэтому они не буксуют на скошенной траве. Это ещё одно условие, необходимое для работы на склонах.
Верхний нож – мульчирующий. Нижний предназначен для рубки очень жёсткой растительности, включая кустарник, поэтому у него шарнирное крепление лезвий. ⇒
Такая конструкция оптимальна для бурьяна, в котором может попасться всё что угодно. У AS Motor почти на всех машинах применяют сразу два ножа.
⇐ Все приводы деки механические. Всё сделано просто и надёжно, с большим запасом прочности. И с хорошей ремонтопригодностью.
SCOUT
Эта увесистая деталь – тоже нож. ⇒
От косилки Scout, предназначенной в том числе для расчистки кустарника. Весит 7 кг, при таком весе инерция у него просто чудовищная, так что работает он скорее не как нож, а как топор. Производитель рекомендует Scout для кустов с ветвями диаметром до 4 см. И хотя неофициально считается, что он справится и с более толстыми побегами, но во всех инструкциях пишут 4 см. Чтобы даже превышение рекомендованного режима работы (без которого наверняка не обойдётся) не привело к перегрузке и выходу техники из строя.
А на самом деле ножей у «Скаута» два. Это вообще традиционно для AS Motor – ставить два ножа. ⇒
РЕЗЮМЕ
Во время экскурсии по заводу мы пытались понять, чем обусловлена высокая цена продукции AS Motor. Полагаем, что нам удалось найти ответ на этот вопрос. В машинах компании есть всё, что должно быть у действительно профессиональной техники: здесь и оригинальные технические решения, и огромный запас прочности, и качественные комплектующие от известных на весь мир производителей. AS Motor фактически уже работает в России. Естественно, компании ещё многое нужно сделать, чтобы завоевать то признание, которое она полностью заслуживает. И которое заслуживают оранжевые машины, чья история началась с прогулки по холмам.
Мы ещё вернёмся в Бюлертан, и очень скоро. Но зачем – пока не будем говорить. Следите за новостями!
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Профессиональные газонокосилки AS Motor работают даже под проливным дождём
Репортаж подготовили Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин
Апрель 2018 года