В ноябре 2017 года нам в очередной раз удалось встретиться с Владимиром Семёновичем Чуковым, известным полярным путешественником, участником и организатором множества исследовательских экспедиций. Нашим читателям уже известно, что Владимир Семёнович работает в партнёрстве с компанией Makita (Макита) и для ремонта и обслуживания экспедиционных вездеходов использует аккумуляторный инструмент и оснастку именно этого бренда. А мы участвуем в этом проекте в качестве сторонних наблюдателей и после каждой экспедиции начинаем задавать каверзные вопросы именно про инструмент: куда Владимир Семёнович изволил его возить на сей раз, что с ним делал и как это участников экспедиций угораздило до сих пор ничего не сломать? Вроде как все карты на руках: и мороз запредельный, и сырость беспросветная, и снег трёхметровой глубины, и белые медведи по дорогам стадами ходят и у детей водку отбирают… Да и экспедиций уже было немало, а шуруповёрты и УШМ работают до сих пор. Уточним — аккумуляторные шуруповёрты и УШМ, ибо Владимир Семёнович сотоварищи предпочитают путешествовать в таких краях, где 220 В встречаются реже, чем стейки из мамонта.
Путешествуют они хотя и с комфортом на изготовленных собственноручно вездеходах с мультиварками на борту и прочими благами цивилизации, но Севера (именно так называют путешественники эту территорию) непредсказуемы и постоянно подкидывают какие-то сюрпризы. Медведь на пути, перекрывший дорогу, — это банальная ситуация, ну как для нас нахальный голубь на подоконнике. Бывает хуже — например, оторвётся и потеряется в буране прицеп с едой. Или даже оба прицепа (такой случай был в недавней зимней экспедиции). И тут выход один — ремонт, а значит, нужен инструмент. Аккумуляторный — это проще и выгоднее, чем возить с собой громоздкий генератор с запасом топлива.
«Зачем нужны исследования работоспособности аккумуляторного инструмента в Арктике? Вот, например, вполне типичная ситуация для какого-нибудь местного водителя — он едет один, станций техобслуживания по пути нет, большой запас запчастей с собой не возьмёшь. И если с машиной случаются неполадки, ремонт приходится делать самому. Наш опыт применения аккумуляторного инструмента здесь крайне полезен, водитель делает для себя вывод, как и чем он может помочь в работе.»
Обычно команда Чукова путешествует зимой, в значительной степени по океанским льдам и снегу. В финале предыдущей экспедиции вездеходы прошли от Ямала вдоль всего побережья до Певека, где их пришлось оставить на хранение. Не самый удобный вариант для старта очередной зимней экспедиции, поэтому возникла идея попробовать выйти летом.
В 2017 году впервые за 38 лет состоялась летняя экспедиция. Она получила название «Загадки и легенды Чукотки» — 2017». Подробный дневник экспедиции доступен по ссылке http://www.ec-arctic.ru/forum/all_1/section_42_1/topic_1224/. Настоятельно рекомендуем к прочтению — очень интересно и познавательно.
Разница не только (и даже не столько) в климате. Тундра в тёплое время года — это местность, где тяжёлый грузовик типа «Урал» за сезон изнашивает в хлам как минимум один комплект шин. Асфальта нет, сплошные камни, по большей части острые. У тех вездеходов, что сейчас использует команда Владимира Семёновича, есть огромное преимущество — широкие шины низкого давления. Они позволяют ехать по руслам рек и каменным осыпям и к тому же обеспечивают машинам положительную плавучесть (в сочетании с герметичным кузовом). Как показали первые испытательные пробеги, эти вездеходы отлично приспособлены для движения по тундре с её камнями, болотами и неровным рельефом. Тем более что и двигатели у этих машин более мощные, чем у предыдущего поколения, — это не первые вездеходы, сконструированные экспедиционной командой. Каждая последующая модель, естественно, проектируется с учётом бесценного опыта, полученного в ходе эксплуатации предшественников.
Условия в летних экспедициях, очевидно, более комфортные не только для людей, но и для инструмента. Каких-то особенных приключений ждать не приходится. Основная нагрузка легла на технику в период подготовки вездеходов. Как признался Владимир Семёнович, работали они по 8–10 часов в день, причём аккумуляторы заряжали намного чаще, чем регламентирует руководство пользователя. Из-за этого некоторые батареи потеряли часть ёмкости. Это был предсказуемый результат и фактически сознательная жертва — времени в обрез, необходимо выполнить большой объём работы в предельно сжатые сроки, и тут уже без потерь и компромиссов не обошлось.
Нас в экспедициях интересуют именно моменты, связанные с особенностями эксплуатации аккумуляторного инструмента Makita (Макита) в суровых полярных условиях. Это абсолютно логично, всё-таки журнал «Инструменты» — издание специализированное. Но с точки зрения В. С. Чукова и участников его экспедиций, инструмент — лишь средство для достижения поставленных целей. Они могут быть разными, как научными, так и вполне практическими. Например, одним из научных достижений летней экспедиции 2017 года можно считать находку и доставку в музей останков ископаемого бизона. Важной задачей была установка памятного знака российским мореплавателям — первооткрывателям и первопроходцам Чукотки. Знак был установлен в бухте Шелагской, в районе одноимённого мыса, на месте расселённого в 1959 году посёлка охотников и рыболовов Старый Шелагский. Это самый северный мыс Чукотки, имеющий огромное значение для истории полярного мореходства.
Как указывает В.С Чуков в дневниках экспедиции: «Знак был поставлен в рамках реализации программы «Память Российской Арктики», разработанной профессором Петром Владимировичем Боярским — начальником Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева. В 1989–2014 гг. в рамках данной программы, осуществляемой под руководством П. В. Боярского, МАКЭ совместно с различными организациями (МЧС, Северным УГМС и другими) было установлено 15 памятных знаков, посвященных первопроходцам и исследователям Арктики в самых точках — от острова Моржовец на Белом море до острова Врангеля. Установка памятных знаков продолжает традиции создания полярных мемориалов, насчитывающие уже не одну сотню лет».
Одной из важных исторических целей экспедиции был изучение древних наскальных рисунков в долине реки Петгымель. Петгымельские петроглифы открыли во второй половине XX века, оценки времени их создания расходятся — от нескольких веков до нескольких тысяч лет назад. На рисунках изображены различные сцены их повседневной жизни людей, населявших ранее эти суровые места. Экспедиция Чукова обнаружила новый петроглиф, не указанный в работах, посвященных этой теме. Открытие отснято, измерено, и все материалы отправлены учёным для дальнейшего анализа. И не исключено, что это только начало. По словам Чукова, скальная стена, на которой они обнаружили новый петроглиф, тянется на десяток километров, и не похоже, чтобы там кто-либо бывал ранее. Сколько ещё интересных моментов могут открыться нам при изучении этой стены?
«А сколько там зверья — это ужас. Белые медведи такие ленивые… лежит мишка на пути, у тебя справа прибой, слева лагуна, проезд шириной всего в три машины. А он спит себе возле бочки, и ему дела нет, что ты тут проехать хочешь. Пытаешься отогнать — нехотя встаёт, ворчит недовольно (что-то вроде «понаехали тут…». — Прим. ред.) и медленно уходит.
Однажды издалека увидели что-то необычное: какое-то белое пятно и четыре чёрных. Подъезжаем — а это медведь развалился так, что только ладошки видны, они у него чёрные.
Олени попадаются огромные — плечи шире, чем у человека.»
Практические цели тоже весьма разнообразны. Каждая экспедиция — это одновременно и проверка вездеходов, поиск слабых мест конструкции, поиск идей для совершенствования машин. Но не только. У многих есть свои интересы в Арктике. В частности, по просьбе гидрографов экспедиция проверяла маяки на пути своего следования. Сейчас они все переведены на питание от солнечных батарей, хотя раньше использовались радиоизотопные источники электроэнергии. Выяснилось, что не все маяки исправны, а на некоторых монтаж новых систем энергообеспечения выполнен с низким качеством, без учёта местных условий. Например, кабель питания протянут в зоне досягаемости белых медведей, а они весьма любопытны. Наверняка оборвут, тем более что ярко-красный провод заметен издалека.
Ну а что касается инструмента — как выяснилось, летом в Арктике всё работает прекрасно. И это вполне логично, условия хоть и суровые, но далёкие от экстремальных зимних, в которых аккумуляторная техника Makita (Макита) уже не раз подтверждала свою высокую эффективность и работоспособность, и получала исключительно хорошие отзывы. Будем ждать новых экспедиций и новых отчётов о том, как работает аккумуляторный инструмент.
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Аккумуляторный инструмент Makita: испытания холодом (статья «Весна 2016»)
Владимир Чуков, экспедиция «Великий северный путь». Makita: лучший друг полярника (статья «Лето 2016»)
Автор: Алексей Меснянкин
Февраль 2018 года