Системы автоматического полива с каждым годом пользуются все большей популярностью. С ними все так просто: сидишь на террасе, попиваешь чай, читаешь книжку. Вокруг тишь да гладь, зеленые переливы растительности. А в заранее установленное время над поверхностью почвы приподнимаются спринклеры и старательно поливают всю попадающую в область их досягаемости территорию. И никаких тебе утомительных забегов с лейкой или возни со шлангом. Никаких опасений, что во время недельного отсутствия нежная зелень зачахнет. Да и о чрезмерном поливе беспокоиться не стоит — система, дооборудованная специальными контроллерами, осуществляет орошение с учетом текущей влажности почвы и уровня выпавших осадков.
И единственный относительно сложный момент на пути к подобной идиллии — изначальное проектирование и монтаж системы. Обойтись на этом этапе без специалистов вряд ли удастся, но и иметь представления о том, что и как надлежит делать, тоже не помешает.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Отправной точкой в проектировании системы автополива служит дендроплан участка. Говоря более простым языком — схема, на которой обозначены клумбы, грядки, деревья, а также жилые и хозяйственные постройки, площадки, дорожки, беседки, ограды и т. д.
Причем схема должна быть как можно более подробной. Мало того, если в сравнительно недалеком будущем предполагается перепланировка участка (перенос клумб или грядок на новые места дислокации, посадка деревьев и кустарников и т. п.), все эти грядущие изменения нужно внести в исходный дендроплан и проектировать систему автополива с их учетом. Необходимость в такой предусмотрительности объясняется достаточно просто: модернизация уже спроектированной и смонтированной системы автополива по объему работ и денежным затратам сравнима с проектированием новой системы.
На основе имеющегося плана с указанием размеров участка специалисты составляют схему размещения спринклеров: обычным циркулем прорисовывают окружности радиусом, соответствующим заявленной дальности разбрызгивания для имеющихся в ассортименте моделей. Также отмечают точки размещения самих разбрызгивающих головок и линии будущих трубопроводов. Расстояние между дождевателями не должно превышать радиус их действия. Это необходимо для равномерности полива.
Одна из основных сложностей при проектировании системы автополива — расчет давления в системе так, чтобы оно в любой точке будущей ирригационной сети было примерно одинаковым. Дело в том, что заявленные характеристики спринклеров (в том числе и дальность разбрызгивания) справедливы только при определенных условиях — если производительность насоса и давление воды в системе или на выходе источника воды соответствуют заявленным производителем данным. Иначе может получиться, что разбрызгивающие головки, установленные ближе к источнику воды, будут функционировать нормально, а более отдаленные экземпляры не станут работать вообще. Вот и приходится учитывать и протяженность будущего трубопровода (чем он длиннее, тем больше потери давления к концу системы), и поперечное сечение составляющих его труб, и резкие перепады по высоте, если трубы проложены на разных уровнях (такое может произойти, если участок расположен на склоне, при наличии подпорных стенок) — все эти факторы, присутствие которых неизбежно, вызывают потери давления.
В среднем потери составляют примерно 1 атм. на каждые 100 м по горизонтали и 1 атм. на каждые 10 м по вертикали. Поэтому в зависимости от протяженности участка, количества и типов дождевателей систему полива делят на линии, которые будут работать поочередно.
Подобное деление удобно еще и тем, что позволяет в какой-то степени учесть нормы полива для различных растений. Можно подвести одну линию к газону, другую — например, к цветникам, и для каждой из них запрограммировать свою продолжительность полива. Вопрос соблюдения норм полива решают еще и подбором форсунок к каждому конкретному спринклеру.
При непосредственном монтаже линии делят, разветвляя их с помощью тройников, а на каждое ответвление устанавливают автоматический клапан, перекрывающий подачу воды. Управляет клапанами надлежащим образом запрограммированный блок, так что необходимости бегать открывать и закрывать кран не возникнет.
А устанавливают этот «центр управления» в любом удобном месте: в доме, гараже, бытовке или даже на самом клапане в зависимости от модели оборудования. При желании система полива может быть дополнена специальными метеоустройствами. В ассортименте большинства производителей в обязательном порядке присутствуют датчики дождя, ветра, влажности почвы. Они позволяют скорректировать заданную программу полива в зависимости от погодных условий.
Еще один момент — это расход воды. Если источником столь необходимой H2O является водопроводный кран, то замеряют выдаваемый им объем воды за определенный промежуток времени и исходя из полученных данных рассчитывают, сколько спринклеров может «прокормить» этот кран за один раз. Если же в качестве источника водоснабжения выступает скважина или колодец, все сводится к выбору насоса подходящей мощности.
МОНТАЖ СИСТЕМЫ АВТОПОЛИВА
Монтаж системы начинают с разметки участка согласно плансхеме. Затем роют траншею глубиной 30–40 см. Далее собирают систему труб, спринклеров и клапанов, устанавливают ее в траншею и закапывают. Как известно, практически все спринклеры для систем автополива состоят фактически из двух основных частей: внешнего корпуса и выдвижной головки. Их монтируют так, чтобы внешний корпус находился вровень или даже чуть ниже уровня земли, чтобы не путались под ногами в состоянии покоя, и проезжающая сверху техника (например, газонокосилка) не повредила их.
Далее проводят пусконаладку всей системы. Для этого поочередно, вручную или с блока управления, открывают все линии полива и регулируют сектор орошения каждого спринклера. Заключительная стадия монтажа — программирование блока управления клапанами на текущий сезон полива.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УХОДУ
Трубы, по которым вода от источника поступает к спринклерам, проходят на сравнительно небольшой глубине. Как уже говорилось выше, она редко когда превышает 30–40 см. Глубина промерзания почвы в большинстве регионов России значительно больше. Поэтому во избежание поломок систему на зиму необходимо законсервировать. Для этого в конце сезона воду из системы нужно слить (для этого проектировщики изначально должны предусмотреть специальный дренажный клапан), а систему продуть сжатым воздухом.
Обычно компании, производящие монтаж систем автополива, занимаются и их обслуживанием. В том числе и консервацией на зиму, так что проблем с поиском сжатого воздуха при наличии гарантированного сервиса не возникнет. Также следует до наступления первых заморозков отключить блок управления от питания, снять и убрать насос в сухое помещение.
В любом случае система подземного полива изначально рассчитана на стабильное функционирование в течение долгих лет и при надлежащем уходе надежды на эффективное орошение практически без участия человека вполне оправдает.
Автор: Александр ЛАПТЕВ
Декабрь 2010 года