От прочих видов техники мотобуры отличаются тем, что их одновременно можно отнести и к инструментам, и к садовому оборудованию. Наиболее частое их применение — бурение ям под столбы забора и фундаменты, а также для посадки деревьев и кустарников. Конечно, если речь идёт о разовых работах, вполне можно обойтись и лопатой, но когда подобных ям десятки — справиться лопатой будет трудно, а времени и сил такой труд отнимет немало. Мотобур позволяет ускорить эту работу в десятки раз — на бурение одной, даже глубокой ямы понадобится от силы несколько минут, при этом работа будет проведена гораздо аккуратнее, чем при помощи лопаты. Стоит заметить, что мотобур — ещё и выгодное вложение средств: окупиться он способен буквально за несколько дней работы — или за несколько десятков ям, сделанных с его помощью.
Кратон GHD‑1450
Механический мотобур для одного оператора
Модель относится к мотобурам для одного оператора: конструкция рамы позволяет использовать его в одиночку. Подобные мотобуры пригодны для работы на большинстве видов грунтов, по крайней мере в условиях средней полосы. Конечно, чем плотнее грунт, тем больше придётся прикладывать усилий, но это справедливо и для работы лопатой. Небольшие корни и камни — для мотобура не помеха, хотя на таких грунтах уже можно пригласить и помощника. Специальных рукояток для удержания мотобура вторым оператором нет, но, даже если помощник будет просто придерживать машину за раму, это уже снизит нагрузки на оператора от обратных ударов — рывков, возникающих при встрече шнека с препятствием.
Технически мотобур устроен довольно просто. Основные его элементы — двухтактный двигатель, центробежное сцепление, понижающий редуктор и рама с рукоятками. Основные элементы управления двигателем скомпонованы на левой рукоятке: это рычаг газа с предохранительным рычагом блокировки, выключатель зажигания и кнопка холостого хода, которую нажимают перед запуском двигателя. На самом двигателе имеется топливный кран, воздушная заслонка, насос для подкачки топлива после длительных перерывов в работе (праймер) и, разумеется, вытяжной стартёр. В общем, запуск и управление такие же, как и у большинства двухтактных двигателей. Центробежное сцепление тоже широко используется на разных видах техники, к примеру бензопилах и мотокосах. Но здесь у него есть ещё и предохранительная функция: при заклинивании шнека сцепление проскальзывает, не давая мотобуру вместе с оператором «прокрутиться» вокруг шнека. Крутящий момент от двигателя передаётся на понижающий шестерёнчатый редуктор с большим передаточным отношением. При этом, в соответствии с законами физики, на выходе редуктора частота вращения снижается, а момент пропорционально возрастает.
Бурильный шнек устанавливается на выходной вал редуктора, крепится входящим в комплект мотобура стальным пальцем. Прочность пальца рассчитана так, чтобы при особенно резких рывках он разрушался. Это ещё один предохранительный элемент: проще заменить палец, чем заниматься ремонтом механизмов мотобура. В комплект поставки входят инструменты, ёмкости с маслом, канистра для смешивания топлива и три пальца с фиксаторами для крепления шнека. Замена пальцев на болты, шпильки и другие «самоделки» не допускается.
Обслуживание мотобура не отличается сложностью. Двухтактный двигатель рассчитан на использование смеси бензина с маслом. При периодическом использовании смесь следует каждый раз обновлять — при хранении она портится. Обслуживание воздушного фильтра — тоже не проблема. Также время от времени следует проверять и при необходимости пополнять уровень смазки в редукторе, для этого на его корпусе есть резьбовая пробка. Смену смазки полагается проводить через каждые 100 часов эксплуатации, заправочная ёмкость редуктора — 150 мл. С учётом того, что «среднее» отверстие в грунте на всю длину шнека можно пробурить за пару минут, нельзя сказать, что операции придётся выполнять слишком часто даже при интенсивной работе: потребуется пробурить несколько тысяч ям, а «на один забор» их обычно нужно от силы несколько десятков. Так что при использовании в домашних условиях и периодическом применении заниматься таким обслуживанием придётся не скоро.
Шнеки в комплект мотобура не входят, их подбирают отдельно в зависимости от выполняемой работы. Здесь надо учитывать, что для работы по обычному грунту требуются одни шнеки, для льда и промёрзшей земли — другие. К этой модели компания «Кратон» предлагает шнеки для земли и льда диаметром 150 и 200 мм, длиной 800 мм, а также удлинители, которые ставят между мотобуром и шнеком при бурении глубоких ям. Длина удлинителя — 300 мм. Шнеки для мотобуров предлагают и другие производители, тут достаточно знать, что практически все представленные на нашем рынке подходящие шнеки имеют посадочный диаметр 20 или 22 мм. У Кратон GHD‑1450 — 20 мм. Использовать шнеки с другим диаметром в принципе можно, но для этого ещё понадобится специальный переходник.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2016»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель»
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь