Очередные новинки-2016 от Metabo — серия профессиональных безмасляных компрессоров. Здесь мы детально рассмотрим самую мощную модель.
Metabo Power 400-20 W OF
Поршневой одноступенчатый безмасляный коаксиальный компрессор
Устройство «обычных» компрессоров
Компоновка у большинства небольших поршневых компрессоров сходна. Самая крупная деталь — установленный на колёсах или опорах баллон для сжатого воздуха (ресивер). На нём закреплены электродвигатель и компрессорный блок. Для моделей с объёмом ресивера до 50 литров чаще всего применяется коаксиальное расположение: валы двигателя и головки находятся на одной оси. У компрессоров с ресивером в 100 и более литров валы двигателя и блока параллельны, соединены ременной передачей: так удаётся добиться более щадящего режима работы цилиндропоршневой группы. Частота вращения у большинства подходящих для привода блоков электромоторов — 3000 об/мин, при использовании ременной передачи частота вращения вала головки снижается более чем вдвое. Значит, и износ трущихся деталей в головке меньше.
Прочие основные детали компрессора – элементы управления, контроля и «раздачи» сжатого воздуха – выглядят примерно одинаково у всех небольших моделей. Собственно, пользователю они более всего и важны. Это основной выключатель, совмещённый с прессостатом (устройством, автоматически включающим и выключающим двигатель в зависимости от давления в ресивере), регулятор, им устанавливают давление выходящего воздуха, манометры, показывающие давление в ресивере и «на выходе», и штуцеры, к которым подключают шланги высокого давления (а к шлангам уже присоединяют пневмоинструменты).
Компрессоры также могут быть масляными или безмасляными. Первые – наиболее распространённый тип. Масло в картере компрессорной головки выполняет те же функции, что и в любом механизме: смазывает трущиеся поверхности и обеспечивает отвод тепла от них. Но у таких моделей есть один недостаток. Для ряда работ, например покраски, использования в медицине и пищевой промышленности они не годятся. Виной тому мельчайшие частицы масла – их наличие в воздухе при подобных работах недопустимо, очистить воздух от них на практике трудновато, вернее, обойдётся слишком дорого. Безмасляные компрессоры могут выпускать и в виде простейших бытовых моделей с небольшим ресурсом, и в профессиональном исполнении: их ресурс выше, но и стоимость возрастает в разы.
Особенности «строительных» компрессоров
Представим, что нам нужен компрессор, предназначенный именно для тяжёлых работ, например на стройке. Попробуем перечислить основные требования к нему.
1. Стойкость к ударам. Исполнение должно быть таким, чтобы аппарат мог без потерь выдержать ударные нагрузки, падение на него предметов и инструментов, да и собственное падение, например с лестницы.
2. Мобильность. Вес компрессора, пригодного для работы с основными видами ручного строительного инструмента, должен быть не слишком велик — чтобы один-два человека вполне могли вынуть его из машины и перенести по ступенькам или затащить на другой этаж. А для перемещения по ровным поверхностям удобнее всего колёса, тут за многие тысячелетия ничего нового не придумали.
3. Компактность. Ну, это само собой разумеется, при любом строительстве места всегда недостаточно.
4. Надёжность. Рассчитывать на щадящие условия эксплуатации на стройке явно не стоит. Пыль, грязь, использование в постоянном режиме с редкими перерывами — там явление нормальное. Кстати, все поршневые компрессоры с ресивером не рассчитаны на длительную непрерывную работу, за время остановки и двигатель, и компрессорный блок должны немного охладиться. Работа без перерывов приведёт к перегреву деталей и ускоренному их износу. Понятно, что на стройке вряд ли кто-то будет специально делать паузы, чтобы «дать отдохнуть» компрессору.
Это основные требования, хотя при желании можно придумать и ещё множество. А теперь посмотрим, как все они реализованы на представленной модели.
Крупным планом
В эту серию профессиональных безмасляных компрессоров Metabo входит несколько разновидностей. Мы рассматриваем наиболее мощную модель с максимальным количеством особенностей.
Компоновка у компрессора оригинальна. Его можно назвать «трансформером». В принципе безмасляный компрессорный блок может работать в любом пространственном положении (масляный — только в одном, «картером вниз»). Эта модель сделана с учётом возможности эксплуатации в двух положениях. Основным будем считать показанное на фото (1): ресивер и компрессорный блок расположены горизонтально. Второе положение — транспортировочное (или транспортное): выдвигается рукоятка, компрессор разворачивается ресивером вверх (2). Опора в обоих случаях — на пару колёс и высокие резиновые ножки-амортизаторы («снизу» и «сзади»). Колёса большого диаметра, крепятся к раме на болтах с гайками. Так что вопрос транспортировки упрощается: взялся за рукоятку и покатил наподобие сумки-тележки. По крайней мере, дверные пороги при таких колёсах — не препятствие.
Все элементы компрессора собраны внутри мощной стальной трубчатой рамы. Рама приварена к ресиверу, двигатель и головка расположены коаксиально, закреплены отдельно от ресивера. Для соединения ресивера и компрессорного блока используется гибкий шланг в оплётке. Рама, ресивер и стальные панели защищают компрессор от ударов и падений на него посторонних предметов. Для перемещения на рукоятке и раме предусмотрены резиновые накладки «под руку». На верхнюю часть компрессора с помощью откидного замка можно закрепить «фирменный» транспортировочный чемодан для инструмента Metabo MetaLoc (3). Логичное решение: компрессор сам по себе не используют, к нему нужен инструмент – а при таком креплении всё под рукой.
На передней панели расположены манометры для контроля давления в ресивере и на выходе, регулятор давления и две стандартные быстроразъёмные муфты для подключения штуцеров шлангов высокого давления. С обратной стороны панели находится предохранительный клапан для сброса воздуха при аварийном повышении давления в ресивере. Это всё довольно стандартные элементы, оригинально только их расположение.
Обычно рабочее давление у компактных моделей компрессоров — 8 бар. Здесь — 10. Это значит, что при том же объёме ресивера есть возможность накопить больше воздуха и использовать инструменты, рассчитанные на более высокое давление, вроде пескоструйных аппаратов (при снижении давления работать пневмоинструменты могут, но эффективность падает).
Прессостат — немецкой компании Condor, профессионального производителя. Выключатель на прессостате — не «вытяжная» кнопка, как в большинстве компрессоров небольшого объёма, а поворотный рычажок (4), при работе в перчатках использовать его гораздо удобнее.
Одно из важных отличий этой модели от других в линейке — асинхронный электродвигатель с рабочей частотой в 1400 об/мин (под нагрузкой). Как уже говорилось, уменьшенная частота вращения вала компрессорного блока обеспечивает более щадящий тепловой режим и благоприятно сказывается на долговечности деталей. Исполнение двигателя — IP44 (защита от предметов диаметром более 1 мм и брызг воды со всех направлений), указывает на возможность применения вне помещений даже при непогоде. «Вид снизу» (5) – двигатель с закреплённым на нём конденсатором и компрессорным блоком.
Стоит отметить развитое оребрение на двигателе и блоке — оно нужно для отвода тепла. На этой же фотографии виден кран для удаления конденсата из ресивера: эту операцию рекомендуется проводить после каждого рабочего дня. На более простых компрессорах вместо крана обычно ставят резьбовую пробку с резиновым уплотнительным кольцом (так дешевле, но менее удобно, к тому же кольцо часто приходится менять).
Переходим к самому интересному узлу модели: компрессорному блоку. Обычное исполнение для поршневых компрессоров, как масляных, так и безмасляных, во многом сходно с устройством двигателей внутреннего сгорания: коленвал, «качающийся» шатун, поршень с одним или несколькими кольцами. Здесь использована принципиально иная конструкция, во всём мире подобные компрессоры выпускают всего несколько компаний. Цилиндров тут два, распложены они друг напротив друга. Шатуна как такового нет: оба поршня жёстко соединены кулисой, связанной с кривошипным механизмом привода, перемещаются совместно. Преимущества — отсутствие тангенциальных нагрузок, зеркало цилиндра и сам поршень практически не изнашиваются, для ремонта достаточно поменять только уплотнительные кольца поршней. Отсюда — высокие значения ресурса. Если на «традиционных» компрессорах ресурс головки составляет сотни моточасов, то здесь он исчисляется уже в тысячах. Эта конструкция позволяет делать надёжные компрессорные блоки с высоким ресурсом в «безмасляном» варианте исполнения.
На фотографиях (6) и (7) показана конструкция блока при разных положениях кривошипного механизма. Кожух блока снят, крыльчатку снимать не стали — на валу блока она закреплена с серьёзным натягом, да ещё и фиксируется с торца вала болтом (на фото болт снят). На этих же фотографиях, под цилиндрами, видны корпусы воздушных фильтров. Места хорошо защищены и от ударов, и от пыли — закрыты буквально со всех сторон.
Также стоит обратить внимание на размер крыльчатки. Она одна обеспечивает эффективный обдув обоих цилиндров и блока.
Компрессор можно перемещать и с помощью грузоподъёмного механизма, для этого на раму ставят крепёжные петли (8), за которые и крепят его крюки.
На следующих фотографиях показаны особенности исполнения некоторых элементов компрессора:
(9) — конденсатор на двигателе, обратный клапан на ресивере и предохранительный клапан под контрольной панелью.
(10) — «маховичок»-фиксатор, крепящий транспортировочную рукоятку. На ней же, слева, видно отверстие для фиксации в поднятом положении.
(11) — система крепления электрического кабеля на задней стороне компрессора: два крюка для намотки самого кабеля и застёжка-«липучка» для предотвращения его разматывания.
Официальный сайт компании «Метабо Евразия» (российское представительство Metabo): www.metabo.ru
Обзор опубликован в объединённом выпуске «Весна 2016»
журналов «GardenTools» + «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта»
серии «Потребитель»
21 июня 2016 г.