Большинство производителей мотоблоков предлагают купить для своей продукции прицепы (тележки). С ними появляется возможность не только пахать, рыхлить и нарезать грядки, но и перевозить грузы.
По дороге в деревню часто попадаются на глаза дачники и фермеры, которые едут на мотоблоках, устроившись на сиденье впереди тележки. Однако в моём хозяйстве такое полезное приспособление использовалось нечасто. Зато «на постоянной основе» занимало половину очень нужной площади сарая (на улице ведь жалко оставлять). А в другой половине расположилась лодка, которую не на чем было доставлять на реку.
Конечно, существуют специальные прицепы для перевозки маломерных судов. Но они рассчитаны на серьёзный «корабль», перемещаемый по шоссе на значительные расстояния. К тому же стоят они недёшево и требуют гараж для хранения. Покупать такую технику для доставки пластиковой лодки весом 100 кг на расстояние 1–2 км до реки — явный перебор… А вот телега для мотоблока вполне могла бы справиться с такой задачей. И если на ней ещё и постоянно хранить лодку, то свободного места в сарае станет намного больше!
Так появилась идея, что перевозка лодки возможна на прицепе от мотоблока. Но для её реализации потребуются модернизация и переделка. Этой теме и посвящен данный мастер-класс.
КОНСТРУКЦИЯ
Сначала задача — разместить лодку длиной более 4 м в относительно коротком кузове — казалась неразрешимой. А отсутствие у телеги подвески с рессорами и амортизаторами вообще грозило поставить крест на всей затее. Но выхода у меня не было…
Прежде всего пришлось изготовить опоры по форме днища лодки для её хранения. У них предусмотрены вырезы под киль, а поверхность покрыта мягким материалом (пенополиэтиленом), закреплённым по бокам рейками. Длина этих опор такова, что они умещаются в телеге с зазором (1).
Оригинальное решение получила проблема жёсткой подвески. У обычного автомобильного прицепа подвеска, включающая рессоры и амортизаторы, служит опорой для всего прицепа и груза в нём. А что если сделать рессоры только для груза (лодки), тем более что в данном случае груз — один предмет? Пусть прицеп едет себе по ямам и буграм, а лодка на нём будет лишена этих неприятностей. К тому же у телеги нет сплошной оси для колёс — узлы для установки вращающихся ступиц приварены к раме кузова по бокам. Это обеспечивает очень большой дорожный просвет, столь необходимый на бездорожье. При всём том центр тяжести находится низко.
В ближайшем магазине запчастей приобретаем пружины по 50 рублей за штуку (возможно, для механизма сцепления КамАЗа). Также понадобятся «глухари». Основа пружинной системы — обрезки доски 150х50 мм, в которых сверлом Форстнера засверлены чашки под головки «глухарей» (2).
СБОРКА
Процесс сборки наглядно иллюстрируют три фото (3, 4, 5). В одном бруске «глухарь» закреплён и пружина слегка поджата, а в другом имеется отверстие, чтобы пружина могла свободно сжиматься (6).
А это опорная доска, в ней для головок «глухарей» проделаны отверстия, в которых головки двигаются при сжатии пружины (7). К каждой доске по краям саморезами крепятся пружинные узлы. Досок всего две, они установлены спереди и сзади кузова и надёжно зафиксированы саморезами сквозь борта. А сверху к пружинным узлам саморезами же притянуты опоры. У них по краям предусмотрены ручки для привязывания лодки.
Дышло удлинено попавшимся под руку обрезком уголка, крепление — болтами. А к уголку, в свою очередь, крепится прицепное устройства для буксировки автомобилем.
Осталось погрузить лодку, надёжно её привязать и — в путь (8)! Скорость при этом не должна превышать 10 км/ч (так написано на прицепе). Если привязать лодку стандартными ремнями с храповыми механизмами и начать затягивать их, то «корабль» слегка сплющит. Но я нашёл оригинальное решение: в подуключины вместо вёсел вставил доски с болтами — они не дают сжиматься верхней части лодки.
⇒ ВНИМАНИЕ! Разумеется, этот прицеп, как и мотоблок, не является полноправным участником дорожного движения. Если часть вашего пути до водоёма проходит по дороге общего пользования, то согласно правилам вам понадобится специальный прицеп для перевозки маломерных судов, оборудованный внешними световыми приборами (само собой, его нужно зарегистрировать в ГИБДД и получить госномер). С нашей тележкой можно передвигаться только там, где ездят мотоблоки, т. е. вдали от дорог, на малые расстояния и очень осторожно!
Прибыв на реку, отцепляем телегу. К слову, её несложно катать по берегу (специальный прицеп значительно тяжелее). Под колёса нужно поставить колодки (9).
Вдвоём с помощником лодку легко спустить на воду. Я советую постелить в кузов старое одеяло, чтобы нечаянно не поцарапать киль.
Отдохнув на природе, собираемся в обратный путь.
Подогнав прицеп к воде (не забываем про колодки), затаскиваем на него лодку и надёжно привязываем. Затем подцепляем к автомобилю (10).
При движении телега с лодкой может раскачиваться. Это происходит из-за отсутствия амортизаторов и наличия зазоров в креплении дышла к кузову. Кстати, амортизаторы (например, от велосипеда) вполне можно установить параллельно пружинам. А крепление дышла усилить болтами или сваркой. Кроме того, для облегчения подъёма лодки из воды на прицеп его неплохо было бы дооснастить лебёдкой.
Остаётся пожелать счастливой дороги и семи футов под килем!
Автор: Игорь Калинин
Статья опубликована в выпуске журнала «GardenTools» серии «Потребитель» лето 2013