Перфоратор — один из самых продаваемых в России видов ручного электроинструмента. Поэтому появление в ассортименте компании Makita (Макита), одного из лидеров российского рынка, нового линейного перфоратора, да ещё с заветными для нашего пользователя цифрами «пятьдесят» в обозначении модели, не могло пройти незамеченным. Именно «пятидесятые» уже не первый десяток лет пользуются наибольшим спросом у профессионалов разных специальностей. В этот раз на тест попала модель HR2653 с системами пылеудаления и снижения вибрации AVT, публикуем отзывы.
Makita HR2653
Трёхрежимный перфоратор SDS-Plus
Конструкция системы пылеудаления
Пожалуй, стоит начать с системы пылеудаления, оставив сам перфоратор «на десерт». Система приводится в действие хорошо известным способом, когда между крыльчаткой охлаждения двигателя и корпусом редуктора помещают отдельный элемент с дополнительной крыльчаткой. Именно она и создаёт необходимое разрежение воздуха для работы системы пылеудаления. Такая конструкция делает двигатель оригинальным, поскольку система с дополнительной крыльчаткой является его неотъемлемой частью.
Всасывание воздуха идёт через специальное отверстие в нижней части корпуса перфоратора. Оно закрыто мелкой сеткой, которая защищает крыльчатку от попадания, например, крупного песка или мелких камней, если работать без системы пылеудаления. К отверстию примыкает пылеотвод, по краям установлены резиновые уплотнители. Воздух вместе с пылью и шламом из зоны сверления по телескопической штанге попадает в бункер для пыли. Дальше проходит через фильтр и уже очищенный от пыли попадает на дополнительную крыльчатку. Внутрь инструмента он не проходит, соответственно, пыль в инструмент не проникнет, даже если фильтр окажется повреждён.
Сама система установлена на направляющие корпуса редуктора по принципу аккумулятора на аккумуляторном инструменте. Кнопка фиксации находится наверху, она крупная, чтобы можно было нажать её даже в толстой перчатке.
Максимальный ход телескопической системы — 190 мм, она имеет три положения. В транспортном штанга сложена, одно нажатие на кнопку фиксации с удержанием — и вы получаете возможность настроить ход в любом диапазоне длины. Третье возможное положение — выдвинуть штангу до предела, тогда механизм полностью освобождается и имеет максимальный ход.
Рядом с кнопкой управления ходом телескопической системы есть ползунок с кнопкой — это ограничитель глубины сверления, он удобно расположен под рукой, настраивается быстро и просто.
Контейнер для пыли легкосъёмный, достаточно буквально одного движения руки. Корпус выполнен из ударопрочного прозрачного поликарбоната, что позволяет контролировать уровень его заполнения. На контейнере есть механизм вибрационной очистки фильтра. Он выглядит, как крупная круглая рукоятка в нижней части корпуса, соединённого с храповым колесом, — чтобы вращалось только в нужную сторону.
Узел сбора пыли из зоны сверления рассчитан под оснастку диаметром до 29 мм. При этом максимальный диаметр бура для этой модели — 26 мм, то есть пылеудаление работает при любых разрешённых вариантах применения нового перфоратора.
Конструкция перфоратора
Задняя часть хорошо узнаваема, она взята от моделей двадцать шестой серии. Основная рукоятка в местах хвата покрыта эластомером, и эргономика здесь на традиционно высоком уровне. Внутри расположена кнопка «пуск» с фиксацией в нажатом положении. Кнопка легко снимается вместе с кабелем питания, провода от неё до щёточного узла присоединяются при помощи клемм. Сам кабель питания резиновый, длиной 4 м, с жилами сечением 1 мм², очень эластичный. Отсоединяют кабель от пусковой кнопки обычной крестовой отверткой PH2, ею же можно открутить большинство винтов для разбора инструмента.
Щёточный узел поворотного типа, это даёт возможность включать реверс с такими же оборотами, как при вращении в прямом направлении. Щётки графитовые, без автоотключения, снимаются точно так же, как и на остальных перфораторах с поворотным щёточным узлом.
Ротор двигателя представляет собой единую деталь с двумя крыльчатками и элементом корпуса, который является частью системы пылеотвода. Все подшипники шариковые, известных производителей, пылезащищённые. Передний опорный подшипник устанавливается в корпус редуктора, задний имеет лабиринтную пылезащиту и плоское пружинное кольцо фиксации положения ротора. Ротор отлично защищён от абразивного износа, для этого применены давно и прекрасно зарекомендовавшие себя решения.
Статор установлен на двух винтах. Контактная часть выполнена на клеммах, дополнительной защиты порошковым лаком нет, но, если внимательно изучить распределение воздушных потоков, можно увидеть, что частицы, захваченные воздухом, не смогут напрямую попасть на обмотки. Так что это не критично.
Наиболее интересный узел модели — редуктор. Персонал сервисных центров, знакомый с другими моделями, сможет его обслужить без проблем, разбирается он по привычной схеме. Но тут совершенно новый ствол, ранее не встречавшийся на других моделях. Муфта защиты от заклинивания кулачковая, с элементами несколько другой формы, теоретически способна передать более высокий крутящий момент с меньшим риском износа кулачков. Разумеется, в шестерне нет прослаблений под места для роликов.
Механизм системы подавления вибрации AVT симметричный, грузики расположены в середине кинематической схемы редуктора. Конструкция традиционная, с приводом от наклонного подшипника. Интересно, что «неполная» разборка вообще не требует инструментов, стопорное кольцо вторичного вала такой хитрой формы, что его можно снять и поставить без их помощи. Передний опорный подшипник ствола, как и положено, шариковый, большого диаметра, пылезащищённый, с дополнительным сальником в передней части. Все остальные подшипники в редукторе тоже шариковые, известных производителей. Сервисные мастера оценят лёгкость разборки и отсутствие выпадающих в процессе сервисного обслуживания деталей.
Механизм смены режимов сделан в хорошо известном стиле, знакомом по моделям серий 2450 и 2470. Он характеризуется высокой чёткостью работы, лёгким бeзынcтpyмeнтaльным демонтажом и монтажом. Рядом с рычагом присутствует наплыв на корпусе, предназначенный для защиты рычага от повреждений. Если положить перфоратор на ровную поверхность, то он ляжет корпусом и этим наплывом — рычаг переключения с поверхностью не контактирует. Собственно, в нём единственная претензия к эргономике: если снять дополнительную рукоятку и держаться за корпус, то наплыв откровенно мешает. Вот только стоит напомнить, что борьба с вибрацией, а также наличие в кинематической схеме системы AVT предусматривает удержание инструмента за дополнительную и тоже антивибрационную рукоятку. Диаметр шейки под рукоятку — 51,5 мм, как и у других моделей двадцать шестой серии.
Зажим — автоматический SDS-Рlus, с явно уменьшенными объёмами металла, защитная резинка теперь держится на дополнительном кольце, которое фиксируется дополнительным стопорным кольцом. Механизм фиксации оснастки содержит два шарика фиксации, бур держится в патроне чётко и почти без люфтов.
Результаты испытаний
В свое время мне довелось бурить первым «двадцать шестым» около 4000 отверстий 8х80 мм для закрепления элементов конструкции. Тогда мне очень понравился инструмент (а он тоже был с системой AVT) мягкостью и быстрым началом работы. Когда буришь такое количество отверстий, все мелочи важны. И ещё я оценил минимальную усталость после работы. Так что от новинки я ждал ничуть не меньшего. Тем более что инструмент предназначен для отделочных монтажных работ и для всех работ над головой. Те монтажники, которым даже на строительной площадке довелось работать инструментом с пылеотводом, не променяют его на обычный ни при каких условиях. Самое главное — после работы ты чистый!
Тест включал в себя сверление отверстий для прокладки коробов под провода на потолке. Помещение чистое, не хотелось потом бегать с веником, а тем более с пылесосом. Такие инструменты имеют некоторую избыточную мощность при сверлении отверстий диаметром 6 мм, но при работе по бетону с этим можно мириться, регулируя скорость кнопкой «пуск».
Перед началом работы регулируем штангу на длину бура, выставляем ограничителем максимальную глубину. Для позиционирования отверстия левой рукой оттягиваем подпружиненную штангу вниз и попадаем буром в намеченную точку… отпускаем штангу и начинаем бурить. В процессе выяснилось, что держать инструмент левой рукой за корпус штанги – самый комфортный вариант.
Удобство, суммарная скорость, чистота при работе — именно так и должен выглядеть современный высокопроизводительный труд. Инструмент сверлит быстро и точно, вибрации через фирменные перчатки чувствуются, но без назойливого напоминания. Работа проведена, нет ощущения ватных рук, нет мусора за шиворотом, нет нужды убирать за собой грязь. А всё это — как минимум значительная экономия времени.
Тест провёл Дмитрий Сидоров
Август 2019 года