Нижегородская компания ТМК предлагает большой выбор инструментов под собственным брендом Redverg. В том числе, конечно же, аккумуляторные шуруповёрты. Их только в линейке 18 В почти десяток, внешне похожих, а по названиям моделей сложно понять, есть ли отличия и в чём они выражаются. Но, судя по цене, разница должна быть, и существенная. Мы разобрали три модели: самую бюджетную, «среднего класса» и одну из самых дорогих, чтобы посмотреть, чем же они различаются.
Redverg Basic SD18L/1–2 | RD-SD18L 2Y | RD-SD18V
Аккумуляторные дрели-шуруповёрты
REDVERG BASIC SD18L
Линейку самого простого инструмента Redverg опознать очень легко — она носит название Basic. Ну и цена, конечно, тоже надёжный ориентир — именно Basic стоит дешевле других. В линейке есть двухскоростной шуруповёрт на 18 В, это SD18L/1–2, с него мы и начнём.
АККУМУЛЯТОРЫ И ЗУ
Инструмент укомплектован проводным зарядным устройством. «Проводным» в том смысле, что у него нет привычного слота для батареи, вместо него — провод со стандартным 5‑миллиметровым разъёмом (1), который вставляется в ответный разъём на самом аккумуляторе. Практически так же, как заряжают сотовый телефон, только разъём другого типа. Заявленный выходной ток этого ЗУ невелик, всего 0,35 А — и проверка полностью подтвердила это значение, ровно 0,35 А и есть. Соответственно, мощность у него меньше 10 Вт, и время заряда аккумулятора по современным меркам очень большое, от пяти часов. Мы его поэтому даже не стали измерять — слишком долго ждать. Вот одна из причин, почему линейка Basic настолько недорогая. Тем не менее при эпизодическом домашнем применении даже 5 часов на зарядку батареи — вполне нормально.
Аккумулятор в комплекте один, построен на базе элементов Qixin ICR1865P (2) ёмкостью 1300 мА*ч каждый. Три силовых Mosfet-транзистора D514 (3), каждый мощностью до 50 Вт, обеспечивают выходную мощность аккумулятора до 150 Вт. Вроде бы и немного, но если посмотреть характеристики потребителя, а именно 18‑вольтового двигателя типа RS550S, который здесь установлен, то выяснится, что ток пиковой эффективности данного двигателя составляет 8 А, что при номинальном напряжении 18 В даёт мощность потребления 144 Вт. Как видим, это близко к рабочей мощности транзисторов платы управления.
Между плюсом и минусом платы стоит диод защиты от переполюсовки. Ёмкость аккумулятора заявлена как 1,3 А*ч, в реальности она оказалась даже чуть выше — 1,42 А*ч при разряде током 10 А. На аккумуляторе есть заглушка для индикации уровня заряда, но самой платы нет (4).
ВНЕШНИЙ ВИД И РАЗБОР
Патрон — одномуфтовый, что уже радует: на бюджетной модели можно было бы ожидать и менее удобного в работе двухмуфтового, который надо затягивать двумя руками. Инструмент хотя и старались удешевить, но всё же не за счёт эргономики и удобства. В нижней части инструмента есть подсветка зоны работы — тоже приятно.
Корпус шуруповёрта изготовлен из ABS-пластика, без армирования (5). Контактная площадка на два контакта (6) — признак простоты конструкции. На дорогих профессиональных моделях задействованы несколько контактов, из которых часть — силовые, а часть — управляющие. Но в шуруповёрте стоимостью около 3000 рублей такого не встретишь.
Внутри (7) всё устроено совершенно классически. Кнопка «Пуск» (8) рассчитана на напряжение до 24 В и ток до 20 А, то есть на мощность до 480 Вт — с огромным запасом, потому что реальная мощность установленного здесь двигателя, как уже говорилось, не превышает 150 Вт. Ведущая шестерня съёмная (9), ставится на вал свободно, от проворота удерживается фаской на валу.
Редуктор обратного переключения (10), корпус изготовлен из армированного стекловолокном полиамида — он более прочный в сравнении с материалом, из которого изготовлен корпус шуруповёрта, и это правильно, нагрузки на редуктор выше. Переключатель скоростей (11) имеет стальную пластинчатую пружину для фиксации выбранного положения. В обратном переключении пружины до включения скорости не требуются, поскольку эту роль играет стальное коромысло (12).
Понижающий редуктор планетарного типа на три сателлита (13). Ответная часть коронной шестерни, отвечающая за её блокировку при включении первой скорости, стальная (14). Муфта автоматической блокировки патрона на шесть блокирующих роликов (15), внешняя часть муфты имеет достаточно толстые стенки — на прочности этого узла тоже не экономили. Ведомый, или главный, вал опирается на два шариковых подшипника (16).
А вот где в принципе надо искать признаки экономии, так это именно в подшипниках. Короткая предыстория: не так давно на рынке начали появляться подшипники, изготовленные по упрощённой технологии. Сначала просто экономили на обработке поверхности и отбраковке компонентов подшипников по точности. Потом стали изготавливать подшипники из инструментальных сталей, которые непригодны для нагруженных узлов. Работать они, конечно, будут, но недолго, до первых более или менее серьёзных нагрузок, которые нормально изготовленный подшипник выдержал бы без проблем. То есть надёжность у таких удешевлённых подшипников, безусловно, существенно ниже. Проблема ещё и в том, что обычный пользователь никак не может это проверить, потому что подшипники порой не имеют никакой маркировки вообще, а иногда даже маркировка не даёт никакой надёжной информации, она может быть одинаковой для подшипников совершенно разного качества. И даже производитель или страна производства — тоже теперь не критерий, в том же Китае умеют изготавливать великолепные подшипники, которые не стесняются ставить в свои узлы самые именитые производители.
Так вот, возвращаясь к шуруповёрту Redverg Basic, — подшипники здесь из инструментальной стали, что, в общем-то, ожидаемо, но по крайней мере термообработанные. Это не самый низкий из возможных уровней, нам иногда попадались подшипники, обойма которых гнулась, как обычный гвоздь. Полагаем, что ресурс этих подшипников примерно соответствует ресурсу всего инструмента в целом: шуруповёрт не потянет серьёзные нагрузки просто в силу невысокой мощности, и запаса прочности подшипников для него вполне достаточно.
В целом инструмент производит неплохое впечатление. Да, упрощён и удешевлён, он для тех, кто смотрит в первую очередь на цену. Но для эпизодического использования в бытовых условиях этот инструмент вполне пригоден.
REDVERG RD-SD18L 2Y
Следующая модель, RD-SD18L 2Y, стоит почти на 2000 рублей дороже. Посмотрим, чем обусловлена разница в цене.
Первое отличие — комплектация. Она идёт не в коробке, а в пластиковом кейсе, в крышке которого есть места для оснастки. И тут они не пустые — в комплекте идут шесть бит длиной 50 мм, битодержатель и шесть свёрл по металлу диаметром от 2 до 8 мм (17).
АККУМУЛЯТОРЫ И ЗУ
Зарядное устройство здесь уже более привычного формата, со слотом для установки аккумуляторов (18) и гораздо более мощное — заявленные 50 Вт реально доходят до 64 Вт (возможно, заявлено какое-то среднее значение) — батарею ёмкостью 1,5 А*ч заряжает за 40 минут. Ток заряда в среднем 2,4 А — сравните с 0,35 А у предыдущей модели.
Батарей в комплекте две, а не одна. Построены на ячейках того же производителя, Qixin ICR 18650. Ёмкость у них выше, чем у батареи из комплекта Basic, — заявлено 1,5 А*ч, реально она составляет 1,37 и 1,34 А*ч при токе разряда 10 А. Небольшое расхождение между заявленными и реальными значениями — нормальное явление, оно обусловлено небольшими отклонениями в параметрах между ячейками и встречается повсеместно. Это отличие бывает даже выгодным, когда батарея имеет реальную ёмкость чуть выше заявленной — именно так получилось с предыдущей рассмотренной моделью. При этом надо учитывать, что данные верны именно для конкретных экземпляров. Ещё влияет ток разряда — чем он выше, тем меньше ёмкость, она не является постоянной величиной. И ни один производитель не уточняет, на каком именно токе достигается та ёмкость, что указана.
Может возникнуть вопрос — а зачем тогда вообще проверять ёмкость, если она «плавает» от батареи к батарее? Ответ простой — чтобы отследить, не обманывает ли производитель с ёмкостью. Небольшие расхождения в пределах двух-трёх десятых долей не должны никого смущать. А вот если разница окажется намного больше, тут уже будет повод задуматься — то ли батареи слишком старые и уже потеряли ёмкость, то ли здесь что-то нечисто. Так что фиксируем тот факт, что расхождение в данном случае совсем небольшое, а значит, с ёмкостью нам не врут.
Аккумуляторы не имеют серийного номера, отличить один от другого невозможно. Индикатора оставшегося заряда на них по-прежнему нет (19).
ВНЕШНИЙ ВИД И РАЗБОР
Корпус сделан из полиамида, армированного стекловолокном, — инструменты обычно изготавливают именно из такого пластика (20). В нижней части инструмента есть светодиод подсветки рабочей зоны, в верхней, возле кнопки «Пуск», обнаружилась индикация уровня заряда аккумулятора, который вставлен в инструмент (21). Ну вот, появился наконец-то источник информации о том, насколько заряжена батарея, пусть и менее удобный, чем обычно, — на предыдущей модели не было даже такого. Контактная площадка по-прежнему включает только два контакта, как и у «базового» шуруповёрта.
Внутри тоже всё вполне классически (22). Кнопка «Пуск» рассчитана на напряжение 24 В и ток до 16 А, что даёт мощность 384 Вт — для шуруповёрта это даже избыточно, так что запас мощности есть. Двигатель — распространённого «2650‑го» типа ZG-RS650S (23), коллекторный, постоянного тока, с графитовыми щётками. Отличным решением является съёмная ведущая шестерня на двигателе (24). Дело в том, что этот двигатель может быть установлен где угодно, и ведущая шестерня может быть разной, отличаться по диаметру, количеству зубьев и т. д. И если двигатель выходит из строя, хотя бы по причине износа щёток, то ранее приходилось ставить именно этот двигатель, от такого же точно инструмента. Здесь же подобной привязки нет, и этот факт существенно облегчает жизнь сервисных мастеров. Для владельца инструмента это тоже хорошо — меньше риск, что инструмент «зависнет» в сервисе надолго из-за нехватки запчастей.
Переключатель скоростей прямого типа, имеет и витые пружины до включения скоростей, и пластинчатые стальные пружины фиксации положения включённой скорости (25). Понижающий редуктор планетарного типа, на три сателлита (26). Чаще всего на таких редукторах выходят из строя зубья зацепления коронной шестерни переключения скоростей с ответными зубьями на корпусе редуктора (27), но здесь этот узел реализован с парой зацепления «сталь-сталь», и никаких проблем такие узлы не доставляют.
Муфта автоматической блокировки патрона на шесть роликов (28) имеет средний по толщине внешний корпус и развитые зубья зацепления за корпус редуктора. Такие узлы также достаточно надёжны в эксплуатации. Главный, или вторичный, вал (29) опирается впереди на шариковый подшипник 6800Z, сзади, со стороны редуктора, — на подшипник скольжения или втулку. Стоит заметить, что заменить втулку на аналогичный подшипник не составляет никакого труда, выбор втулки продиктован соображениями экономии.
Данный конкретный инструмент в целом неплох, для бытовой эксплуатации абсолютно пригоден, даже с запасом. Конструкция давно знакомая, проверенная многими годами производства и эксплуатации, и те проблемы, которые в разное время «вылезали» у этой конструкции, здесь устранены. Конструктивная разница с серией Basic значительная и вполне оправдывает более высокую стоимость.
REDVERG RD-SD18V
И это тоже шуруповёрт бытового класса, но цена у него уже более чем вдвое выше, чем у Basic. Правда, намного выше и технические характеристики — больше крутящий момент, соответственно, и работать можно с более крупным крепежом, и отверстия сверлить большего размера. Посмотрим, за что ещё предлагают заплатить…
АККУМУЛЯТОРЫ И ЗУ
Зарядное устройство полностью идентично тому, что и у описанной выше модели. Но аккумуляторы здесь более ёмкие, поэтому время заряда превышает 1 час (у нас на это ушло 73 минуты). Аккумуляторы, кстати, совместимы с другими инструментами Redverg из 18-вольтовой линейки.
Аккумуляторов в комплекте два, их заявленная ёмкость — 2 А*ч, построены на таких же ячейках Qixin ICR 18650, но с более высокой ёмкостью — 2000 мА*ч (30). Реальная ёмкость аккумуляторов составила 2,0 и 2,1 А*ч при токе разряда 10 А. Максимальная отдаваемая мощность, судя по двум силовым Mosfet-транзисторам 100N03 (31) с мощностью до 180 Вт каждый, составляет 360 Вт. И здесь наконец-то появляется полноценный индикатор заряда на самом аккумуляторе (32). Ну это же удобно — берёшь аккумулятор с полки и сразу можно проверить, в каком он состоянии, не вставляя его в инструмент.
ВНЕШНИЙ ВИД И РАЗБОР
Переходим непосредственно к инструменту. На нём установлен цельнометаллический (33) трёхкулачковый быстрозажимной патрон — то есть более надёжный, чем у описанных выше моделей. Есть подсветка зоны работы — жаль только, что светодиод расположен выше кнопки «Пуск», а не в основании рукоятки. Есть скоба для крепления инструмента на пояс при производстве монтажных работ. Есть ещё и привычная многим монтажникам ременная петля на руку — предмет весьма полезный и напрасно забытый производителями. В общем, дополнительные деньги здесь просят не только за более широкие функциональные возможности вроде повышенного крутящего момента, но ещё и за то, что шуруповёрт подготовлен к эксплуатации в разных ситуациях. Возможность работать где-нибудь на высоте или с лестницы в него заложена изначально такими вот решениями.
Раскрываем корпус и видим ту же классическую конструкцию (34). Появляется третий контакт, но он явно не управляющий, потому что связан с силовым плюсом через резистор. Вероятно, мы наблюдаем «переходную форму жизни» — на какой-то ещё более дорогой модели третий контакт уже может нести собственную функциональную нагрузку, а площадка будет такой же.
Корпус изготовлен из обычного, не армированного стекловолокном полиамида (35). Вот здесь мы слегка удивились, потому что на предыдущей модели пластик, оказывается, более прочный. Вероятно, с армированным пластиком цена была бы ещё больше, а она и так уже близка к чувствительному для многих пределу.
Кнопка «Пуск» такая же, что и на предыдущей модели, на 24 В и 16 А, то есть рассчитана на мощность до 384 Вт, что очень близко к суммарной мощности транзисторной группы на плате управления аккумулятором.
Двигатель коллекторный, постоянного тока (36), RZ735AV‑9515 — это копия двигателя Mabuchi RZ735AV‑9515. Щётки тут медно-графитовые (37), провода питания имеют ферритовое кольцо для защиты от помех (38).
Редуктор с прямым переключением скоростей, рычаг переключения не имеет пружин довключения скорости, зато в наличии две мощные стальные пластинчатые пружины для фиксации выбранного положения (39). Понижающий редуктор планетарного типа на три сателлита (40).
Коронная шестерня, ответственная за переключение скоростей, стальная — ну это закономерно, тут важно другое — из какого материала ответная часть этой пары зацепления? Проверяем — тоже стальная (41), ну и прекрасно. Ответная часть входит в семь пазов и зажимается половинками корпуса редуктора.
Муфта автоматической блокировки патрона на два блокирующих ролика (42). Зубья зацепления внешней части муфты, которыми она входит в зацепление с корпусом редуктора, достаточно развитые (43), но стенки внешнего кольца не очень толстые. Поэтому откручивать патрон ударами, если вдруг вы зачем-то решите его снять, не стоит, есть шанс расколоть кольцо. Но со своей работой инструмент, безусловно, справится. Зато патрон легко снять, ухватившись обычной торцевой головкой за заднюю часть главного, или ведомого, вала — он шестигранный. Сам вал опирается на два шариковых подшипника 6800Z (44).
ВЫВОДЫ
Ещё раз вспомним исходные данные. У нас три шуруповёрта одного бренда, очень похожие конструктивно, но при этом серьёзно различающиеся по цене. Вопрос — чем эта разница в цене обусловлена?
В применении разница будет выражаться в том, что на выполнение одного и того же объёма работы понадобится разное время. Медленнее всех, понятно, справится Basic — и ёмкость батареи мала, и время зарядки длительное. Но если весь объём работы — это десяток-другой саморезов за полгода, то и его хватит за глаза. Старшая же модель за счёт запаса мощности и повышенного крутящего момента подойдёт для более тяжёлой (не путать с интенсивной) работы, не выходящего за разумные границы бытового применения. Например, закручивание крупных саморезов, монтаж профнастила к брусу или профилю, сверление отверстий большого диаметра в древесине и даже замешивание краски или клея в небольших объёмах.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Автор: Дмитрий Сидоров.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Зима 2020/2021» (№4’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Январь 2021 года