Регулярный сад — это симметрия и строгая геометрия, чёткие формы и сдержанная цветовая гамма. Каждый листик и веточка в садах регулярного стиля призваны демонстрировать превосходство человека над природой. Именно эта идея главенствовала в регулярном стиле во все времена, задавая правила и определяя пути развития данного направления.
Присущие ему роскошь и великолепие не оставляют равнодушными и современных ландшафтных дизайнеров. Так появляются если не полноценные сады, то красноречивые отсылы к регулярному стилю.
Понятие «регулярный стиль» как таковое появилось только в XVII веке. Но нечто очень похожее встречалось ещё в Древнем Египте. Египетские владыки считали, что разбитые вокруг дворцов сады идеальных форм лишний раз подчёркивают их божественное происхождение. Геометрически правильные, квадратные посадки с незапамятных времён были свойственны и исламским странам. Но апогей развития регулярных садов исторически связывают с французским королём Людовиком XIV и его придворным садовником Андре ЛеНотром. Именно Ле Нотру мы обязаны одной из жемчужин садово-паркового искусства — Версальским парком. Ле Нотр заложил основы данного ландшафтного стиля, который быстро стал популярным практически во всём мире. Сады в подражание Ле Нотру встречаются во многих странах мира. Наш Петергоф — дворцово-парковый комплекс, заложенный ещё при Петре I, — также служит великолепным образцом регулярного стиля.
Регулярные парки всегда были прерогативой богатых домов с большими прилегающими территориями. Это связано, во-первых, с особенностями строения сада, который требовал особого размаха. Во-вторых, сложный уход за растениями и парковой территорией предполагал наличие большого штата садовников. Украшения парков во французском стиле (по стране происхождения регулярные сады нередко называют «французскими») также должны были соответствовать величию пейзажа, поэтому предпочтение отдавалось дорогим материалам.
Нельзя не заметить, что идея величия человека, возвышения его над природой по отношению к регулярному стилю возникла не на пустом месте. Дело в том, что устройство парка, кроме немалых финансовых и трудовых затрат, практически в обязательном порядке требовало и применения технических новшеств. Например, необходимо было обеспечить водой множество фонтанов в парке и соорудить водопроводы для полива растений. Кроме того, для создания задуманного образа струям воды в фонтанах нужно было придать различные формы. Не просто было и приспособить прихотливые декоративные растения к местному климату или даже найти им подходящую замену среди представителей местной флоры. Тем не менее ландшафтным дизайнерам и архитекторам удалось добиться в этом больших успехов, что ещё больше убеждало их в превосходстве человека над природой.
ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА
Регулярный стиль основан на линейно-осевой симметрии, где центром композиции является роскошный дом. Подчёркнуто рукотворный сад в данном случае становится гармоничным продолжением дома. Под открытым небом с помощью природных материалов создаются коридоры, комнаты, переходы.
Подобное устройство сада требовало немалых архитектурных знаний, поэтому организаторы регулярных парков свою деятельность считали разновидностью архитектурного труда. При создании проектов использовалась соответствующая терминология. Вместо лужаек, кустарников и деревьев на чертежах были обозначены «покрывала», «залы», «стены» и «портьеры». Отсюда ещё одно название стиля — «архитектурный».
Желание сделать регулярный стиль абсолютно совершенным, привело к интересным находкам. Так, для зрительного увеличения парка ландшафтные архитекторы корректировали перспективу. Тянущиеся вдаль аллеи намеренно сужали, чем дальше располагались деревья, тем ниже их стригли. Таким образом, создавалось впечатление бесконечности парка.
Главный элемент парка — партер. Здесь не должно быть высоких насаждений, только цветники, клумбы и бордюры правильных геометрических форм. А еще безупречный партерный газон, служащий естественным фоном для всех этих цветовых пятен и связывающий их в единое целое.
Цветники, как правило, имеют сложный узор. Они могут состоять из растений одного вида либо сочетать несколько вариантов цветов. Клумбы должны оставаться декоративными на протяжении всего сезона. Допустимо украсить цветник вазоном, фонтаном или скульптурой в классическом стиле, но обязательно с учётом симметрии всей композиции.
Ещё один немаловажный элемент — водоём. Он обязан быть геометрически правильной формы. Возможно устройство фонтанов или каскадов, если это позволяют размеры участка.
Невозможно представить регулярный сад без живой изгороди. Кроме декоративной, она выполняет и практическую функцию, визуально отделяя сад в строгом архитектурном стиле от окружающего ландшафта. Кроме того, с её помощью создают зелёные комнаты, коридоры и лабиринты.
Традиционным украшением регулярных садов служат топиарные фигуры из кустарников и деревьев. Среди самых подхоящих форм для топиаров — пирамида, куб, конус, шар или спираль, но никакой абстракции.
Для декорирования парков во французском стиле подходят далеко не все материалы. Мрамор, бронза, керамика, чугун и дорогие породы древесины необходимы для ощущения монументальности и в то же время изысканности. На это же работают скульптуры классического вида.
РАСТЕНИЯ ДЛЯ РЕГУЛЯРНЫХ САДОВ
Главный «строительный» материал архитектурных парков — безусловно, растения. Чтобы сад всегда оставался привлекательным, они должны обеспечивать декоративность круглый год и даже в зимнее время.
Традиционными растениями для регулярных парков остаются тис, самшит и падуб. К сожалению, в климатических условиях России приживаются далеко не все деревья, кустарники и цветы, свойственные французскому стилю. Но и в наших широтах найдётся немало растений, способных с успехом заменить южные аналоги.
Для создания качественного партерного газона следует остановить свой выбор на травосмесях, основу которых составляют семена различных сортов полевицы, овсяницы и мятлика лугового. Эти низкорослые и узколистные злаки наилучшим образом подходят для создания ровного, бархатисного и равномерного по цвету «ковра».
Для цветников рекомендуется сочетать цветы с различными периодами цветения, создавая непрерывно цветущие клумбы. Так, весной клумбу украсят печёночницы, тюльпаны, нарциссы, крокусы, анемоны.
В летнее время распустятся ирисы, петунии, календула, виолы, маргаритки. Осенью их сменят астры и георгины.
Из кустарников для регулярного стиля в наших условиях наиболее подходят вечнозелёная или листопадная бирючина, сердцевидная липа, барбарис, кизильник и таволга.
Наиболее подходящими деревьями можно назвать клён, декоративные сливы и яблони. Последние интересны не только цветками и листвой, но и яркими плодами, которые украшают деревья до поздней осени, а иногда и зимой.
Особенности климата внесли существенные изменения в обустройство регулярных садов. Для создания парков начали использовать хвойные деревья, сохраняющие декоративность круглый год. Среди них колючая и сизая ели, а также туи. Эти вечнозелёные растения не только яркие акценты на снежном фоне, но и отличный материал для топиарного искусства.
Можно использовать и теплолюбивые растения, если выращивать их в оранжереях и украшать ими сад только в тёплое время. Они могут расти в горшках, вазонах или бочонках.
РЕГУЛЯРНЫЕ САДЫ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ
Несмотря на то, что традиционные регулярные сады требуют внушительных территорий, полностью подчинённых строгой симметрии, последние тенденции в ландшафтном дизайне позволяют вписывать огранённый архитектурный стиль в свободный пейзажный. Сегодня регулярный сад может быть лишь частью территории.
Его располагают во внутреннем дворике, зоне отдыха или даже в пределах одной клумбы. Но чтобы при таком сочетании не возникло дисгармонии, необходимо соблюсти несколько несложных правил.
Во-первых, редкий современный дом может соответствовать образу регулярного сада, так что не стоит включать его в композицию и тем более делать её центром. Кроме того, регулярную часть сада нужно изолировать от остального пространства. Для этого идеально подойдёт живая изгородь. «Плюс» данного приёма в том, что он свойственен как архитектурному, так и пейзажному стилям, поэтому не будет резонировать ни с симметричными клумбами, ни с альпинариями, ни с вольно разросшимися садовыми деревьями.
Важно, чтобы украшения регулярной части сада соответствовали её размерам. Слишком крупные скульптуры и монументальные вазоны будут смотреться нелепо на небольшой клумбе. К тому же декора не должно быть слишком много, чтобы не перегружать композицию.
Подчеркнуть геометричность стиля позволят водоёмы правильной формы. Они также должны соответствовать размерам выбранной части сада.
Все эти нехитрые приёмы позволят создать роскошный образ в регулярном стиле даже на небольшом дачном участке.
УХОД ЗА РЕГУЛЯРНЫМ САДОМ
Уход за регулярным садом требует немало сил и времени. Полноценные французские парки обслуживают десятки садовников. Справиться с этой задачей в одиночку невозможно, как невозможно обойтись и минимальными знаниями ботаники и ландшафтного мастерства.
Во-первых, в архитектурных садах необходимо поддерживать чёткие формы топиаров, безупречно ровные линии газонов, полноценность сложных узоров клумб вне зависимости от времени года и погодных условий. Дело осложняется многообразием растений, задействованных в создании сада, что предъявляет особые требования к квалификации садовника.
Кроме того, понадобится качественное садовое оборудование и техника. Только с его помощью можно добиться нужной высоты газона, не повредив равномерности покрова.
Не обойтись и без системы полива. Нельзя забывать и о том, что регулярный сад — царство идеального порядка. Недопустимо оставлять опавшую листву и скошенную траву — читайте наши рекомендации по выбору техники для уборки садового мусора. Скульптуры, вазоны и другие декоративные элементы должны быть всегда чистыми.
Автор: Наталия Нефёдова
Статья опубликована в выпуске журнала «GardenTools» серии «Потребитель» лето 2013