На прошедшей осенью в Москве выставке «Интертул» были подведены итоги конкурса на лучшее изделие, созданное с помощью инструмента Proxxon, который проводила компания «Парадокс». Надо сказать, что выбрать победителя оказалось непросто, на конкурс было представлено много великолепных работ — от абстрактных художественных изделий до скрупулезно точных моделей техники, в том числе огромное количество кораблей.
Первое место и приз (токарный станок Proxxon PD 230/E) получил Вячеслав Антипкин, изготовивший копию исторической повозки-колымаги, хранящейся в Оружейной палате Московского Кремля. Причем он не просто скопировал ее в том виде, в каком она существует сейчас, а как бы сделал макет, по которому ее надо реставрировать. Дело в том, что сохранилась колымага не очень хорошо, часть деталей утрачена, другие повреждены.
А у реставраторов руки до этого экспоната не доходят, так как множество не менее ценных пребывают в еще худшем состоянии, а некоторым даже грозит полное разрушение.
Вячеслав Антипкин решил воссоздать первоначальный облик роскошного экипажа. Причем, как и подобает реставраторам, для изготовления копии использовались только те материалы, из которых сделан оригинал: дерево, бронза, олово, сукно, слюда для окон.
Мы решили побольше узнать об авторе и его произведении. И вот мы в мастерской художника. Да, это именно мастерская, а не уголок в жилой квартире. Дело в том, что для Вячеслава моделирование — не только увлечение, но и профессиональная деятельность, он работает в бюро Modellbau AC, специализирующемся на изготовлении архитектурных макетов: домов, жилых комплексов, районов. Без таких макетов не начинается (во всяком случае, не должно начинаться) ни одно строительство. Только глядя на готовый макет, можно понять, впишется ли спроектированное архитекторами здание в окружающий ландшафт, станет ли оно украшением района или, наоборот, инородным объектом в облике города.
Но, кроме работ городского размаха, в макетном бюро занимаются также дизайнерским оформлением интерьеров. В это понятие входит не только подбор мебели и картин на стену, но и изготовление оригинальных украшений, например, моделей паровозов и кораблей… Но, пожалуй, наибольшее внимание привлекают диорамы.
На заре телевидения телевизор называли «окном в мир». Теперь, конечно, никто этот ящик так высокопарно не назовет. Но в мастерской Вячеслава мы увидели ящики, в которых действительно было окно в волшебный мир. Размером, формой и стеклом на месте экрана они и вправду напоминают старый телевизор.
Но за стеклом не плоское изображение — там настоящий, трехмерный мир, только маленький. Такой красивый, такой уютный, что трудно отделаться от желания попасть туда. Вот уютная улочка на окраине старинной альпийской деревни (теперь таких нет, да и раньше, наверное, действительность отличалась в худшую сторону). На рождественской елке мерцают маленькие огоньки. Наверное, свечи, но их не разглядишь, мелко (на самом деле это тонкие световоды). С горки съезжают лыжники со старинными бамбуковыми палками, дети на санках…
Свет из окон падает на снег… Так и хочется сбежать туда от московской суеты и слякоти. Наконец отрываемся от диорамы и переходим к стоящей на почетном месте колымаге.
– Вячеслав, а почему вы выбрали для конкурса именно колымагу? Почему не представили на конкурс диораму или модель парусника?
– Ну, корабль — это слишком банально, хотелось сделать что-то оригинальное, чего не делал не только никто другой, но и мы сами. Сделать не на заказ, а для себя, чтобы представляло нашу мастерскую.
Мало кто делает макеты старинных карет, а ведь они сами по себе были произведениями искусства. А эту колымагу мне показал знакомый реставратор из Оружейной палаты. Это старейший сохранившийся в России экземпляр повозки. Она изготовлена в начале XVII века. Известно, что в 1640-х годах она принадлежала боярину Никите Ивановичу Романову, двоюродному брату царя Михаила Федоровича. Вероятно, ее приобрел для своего трудного путешествия обратно в Россию Патриарх Филарет Романов, который был в польском плену с 1611 по 1619 год. А по возвращении в Россию Филарет подарил колымагу своему племяннику Никите Ивановичу. Потом она принадлежала царю Алексею Михайловичу. Ну а Петр Алексеевич, как известно, стариной не интересовался, был любителем западных новинок. Кстати, художник В. И. Суриков изобразил эту колымагу на картине «Утро стрелецкой казни».
– А почему царский экипаж называется таким странным, уничижительным словом, словно развалюха какая-то?
– Так это сейчас слово «колымага» приобрело такой смысл. Наоборот, прочности колымагам не занимать, а вот маневренности… У нее нет поворотного круга, поэтому угол отклонения колес всего 30 градусов. Еще у колымаги нет рессор, и чтобы уменьшить тряску, кузов подвешивался на длинных ремнях.
– Так что, когда вы выбирали оригинал для модели, в вас говорил историк и реставратор?
– Можно сказать и так. Но как художник скажу: она же просто красива!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |