Перфоратор — один из наиболее распространённых видов электроинструмента. Их массовое производство давно освоили китайские компании. Эта статья — наглядное доказательство того, что некоторые китайские перфораторы имеют весьма и весьма приличное конструктивное исполнение и очень достойно смотрятся даже на фоне продукции известных на весь мир инструментальных брендов. Мы провели тест перфоратора Crown CT18108, публикуем отзывы.
Crown CT18108
Трёхрежимный сетевой перфоратор SDS-Plus
Перфоратор упакован в стандартный пластиковый кейс с пластиковыми же замками. Внутри находится сам инструмент, дополнительная рукоятка и упор для ограничения глубины бурения, а также переходник с SDS-Plus на резьбу 1/2” — 20 UNF. На этот переходник можно накрутить стандартный трёхкулачковый патрон, отсутствующий в комплекте, но в кейсе для него специальное место предусмотрено. Ещё на внутренней стороне кейса есть места для крепления шести буров разной длины и место для ключа. Пригодится, если тот патрон, который вы купите, окажется ключевым.
По форме перфоратор напоминает другие хорошо известные модели. Впрочем, странно было бы ожидать чего-то нового в эргономике — человеческая анатомия, насколько нам известно, за последние годы не менялась, и дизайнеры по-прежнему проектируют инструмент в расчёте на тех пользователей, у кого руки растут из плеч. Так что предсказуемая форма — это как раз хорошо. Полёт инженерной мысли продуктивнее направить на совершенствование внутренних элементов конструкции.
Боковая рукоятка обычная, с кнопкой фиксации ограничителя глубины бурения. Фиксация лучше, чем у стальных ограничителей, это связано с лучшим прилеганием зубчатой рейки на упоре и простотой изготовления самой рейки. Кабель питания резиновый, но короткий — всего 2 м. Четырёхметровый, конечно, удобнее, но стоит дороже.
Разбор любого перфоратора начинается с демонтажа патрона, и вот здесь мы натыкаемся на первый сюрприз, причём очень приятный! При снятии внешнего корпуса открывается механизм, тут видны четыре ролика, которые фиксируют переднюю часть ствола перфоратора. Сняв только патрон, можно заменить наиболее изнашиваемую часть ствола — отличное инженерное решение! Кроме того, можно заменить сам боёк, ту деталь, что наносит удары по хвостовику бура. И всё это — практически без разбора перфоратора. Сотрудники сервисных мастерских, безусловно, оценят такую возможность.
Переключатель режимов тоже интересной конструкции. Его внешний корпус крепится обычным винтом, закрытым резиновой заглушкой. Сам переключатель крепится к шайбе, что взаимодействует с внутренним рычагом переключения режимов, — это очень надёжная конструкция узла. К тому же легко проследить за состоянием смазки внутри редуктора. И главное — не нужны специальные знания о том особенном положении переключателя, которое нужно придать ему, прежде чем снять.
Есть и пространство для улучшения. Заглушку стоило бы утопить чуть глубже и предусмотреть место для поддевания плоской отвёрткой. Внешний корпус переключателя будет контактировать с грубыми поверхностями и неизбежно сотрётся вместе с выступающей частью пробки. То же самое касается и стрелки, её желательно было бы сделать вдавленной, а не выпуклой. Но это мелочи.
Для снятия задней крышки корпуса нужно открутить три самореза. Тут видим классическое решение: внутри в едином модуле кнопка «Пуск», провода от неё к коллектору идут на клеммах, их легко отсоединить при замене кнопки. Единственный «минус» — одинаковые длина и цвет проводов, можно перепутать. Имеет смысл взять термотрубки разных цветов и поставить цветную точку на корпусе кнопки.
Реверс методом проворота щёточного узла работает достаточно чётко, пружины в меру жёсткие, есть необходимый небольшой зазор. Дело в том, что при эксплуатации данный узел «зарастает» пылью и начинает включаться с трудом, поэтому небольшие зазоры и люфты тут просто необходимы. Это проще, чем сделать узел полностью недоступным для пыли.
Замена щёток в таком механизме не очень сложная. Нижнюю меняют в среднем положении переключателя, она легко извлекается после снятия кнопки. Верхнюю обычно можно снять только после демонтажа всего щёточного узла, при этом необходимо убрать давление пружин щёток. Но здесь в корпусе есть место для доступа к верхней щётке, если убрать часть перегородки.
Итак, рассоединяем щётки, затем откручиваем саморезы, скрепляющие корпусы двигателя и редуктора, разделяем половинки инструмента. Статор обычный, защитной заливки тут нет, что намекает на работу вне постоянного контакта с пылью. При обычной эксплуатации, особенно на открытом воздухе, так обычно и происходит. Точка формирования пыли находится в отдалении от точки забора воздуха (расположена в задней части корпуса), кроме того, мелкой пыли образуется немного.
Ротор тоже имеет ограниченную защиту от пыли в той же концепции: заливка зоны вокруг коллектора и полная заливка лаком в зоне формирования воздушного потока крыльчаткой. Лабиринтной защиты на заднем опорном подшипнике нет, зато резинка, она же демпфер, в котором расположен задний опорный подшипник ротора, выполнена из термостойкой резины. Для снятия ротора необходимо отсоединить два винта крышки переднего опорного подшипника, в крыльчатке для этого предусмотрены две проточки для отвёртки. Передний опорный подшипник имеет защиту сальника в виде шайбы от возможного попадания металлических частиц при износе деталей редуктора.
При разобранном патроне и отсоединённом переключателе режимов редуктор из корпуса вынимается простым нажатием на выступающую часть ствола. Передний опорный подшипник ствола шариковый с дополнительным сальником впереди. Внутри стоит металлическая пластина для фиксации промежуточного вала в режиме чистого удара. Она кольцевая, охватывает всю шестерню, но зубья фиксации есть только в верхней части. И там нет традиционного подшипника, который обычно установлен за этой пластиной, поскольку точки опоры промежуточного вала расположены не по краям вала, а с одного края и по центру.
Резинка герметизации корпуса редуктора со стороны двигателя тоже термостойкая. Интересна конструкция переключателя режимов. Под стопорным кольцом расположена шайба, на ней — толстый штифт, преобразующий круговое движение шайбы в возвратно-поступательное рычага переключения режимов. Сам рычаг изготовлен из достаточно толстой листовой стали, устанавливается только в одном положении и всей конструкцией намекает на высокую надёжность данного механизма. В этом положении можно снять вторую часть ствола, например для замены или ремонта кулачковой предохранительной муфты. Для снятия промежуточного вала необходимо открутить три винта крепления опоры (там внутри шариковый подшипник), после этого можно снять поршень. Задняя опора стальная, в виде отдельного элемента, прикрученного тремя винтами к внутреннему корпусу редуктора. Есть упорная шайба.
На стволе установлена кулачковая муфта для защиты от заклинивания. Она имеет 10 кулачков, что непривычно — обычно их 3. Большее количество упоров встречается только на моделях высокого уровня, но там муфты роликовые или шариковые.
В целом инструмент очень интересный. Для конечных пользователей тем, что он, судя по изученной нами конструкции, в целом добротный и надёжный, да и цена у него доступная. Для работников сервисных центро ремонтопригодностью, по этому параметру Crown CT18108 очень выгодно отличается от конкурентов. Чего стоит только возможность замены наиболее изнашиваемой части ствола фактически без разбора инструмента.
Перфоратор подходит для любых работ: сверление с ударом, в том числе серийное; ограниченное по времени долбление, например при устранении наплывов, мешающих прокладке инженерных конструкций, или ограниченное по объёму штрабление. Возможно и сверление – с помощью штатного адаптера.
Официальный российский сайт Crown: crown-tools.ru
Автор: Дмитрий Сидоров.
Тест опубликован в объединённом выпуске «Весна 2020» (№1’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Май 2020 года