По внешнему виду новая шлифовальная машина по бетону МШУ-125/1400Э от компании «Интерскол» более всего напоминает двуручную УШМ. Сходство тут не случайно, конструкция, за исключением кожуха, практически идентична. Но есть и целый ряд отличий от «обычных» УШМ. Связаны они с особенностями работы.
ПЫЛЬНАЯ РАБОТА… БЕЗ ПЫЛИ
Вообще говоря, все УШМ могут использоваться для резки и шлифовки не только металлов, но и камня, кирпичной кладки, плитки и множества других материалов. Весь вопрос только в том, на сколько их хватит при такой эксплуатации. При резке и шлифовке металлов образуются сравнительно крупные и тяжёлые металлические опилки и продукты износа оснастки. Чистой эту работу не назовёшь, но мусор после неё убрать достаточно легко. Относительно таких же работ с бетоном и камнем: пыль от них гораздо более мелкая и лёгкая, при этом разлетается она очень интенсивно — сообщённой ей при шлифовании энергии достаточно для того, чтобы взвиться облаком, которое впоследствии осядет на всех окружающих предметах, в лёгких и внутри самого инструмента. Предметы можно временно прикрыть, вынести или в крайнем случае вычистить, защитить собственные лёгкие поможет респиратор, а вот защиту инструмента должен обеспечить производитель.
Но делается это далеко не всегда: специальное пылезащищённое исполнение — задача комплексная, требует изменения конструкции многих деталей и влечёт за собой увеличение стоимости всего изделия. Большинство частных пользователей этого не оценят, они применяют УШМ почти исключительно «по металлу» и ориентируются больше на цену. Конечно, у профессионалов отношение к инструменту иное, и если уж они приобретают технику именно для работы «по бетону», то выбирают профессиональные модели и обязательно с дополнительной пылезащитой.
Интерскол МШУ‑125/1400Э
Специализированная угловая шлифмашина
Они связаны именно со спецификой работы. Как уже говорилось, модель во многом сходна с двуручной УШМ. Оснастка для данной модели — шлифовальные алмазные чашки диаметром 125 мм. Работа проводится всей плоскостью чашки. Именно с этим и связано «двуручное» исполнение — при шлифовке оно позволяет добиться лучшего контроля инструмента. Далее, для шлифовки материалов требуется больше энергии, чем для резки, следовательно, необходим двигатель высокой мощности. И наконец, нужно обеспечить пылезащиту. Эта задача на деле «раскладывается» на две. Защитить нужно, во‑первых, окружающее пространство от выброса пыли, а во‑вторых, сам инструмент.
Чтобы минимизировать попадание пыли в воздух, шлифовальная машина снабжена закрытым со всех сторон пластиковым кожухом. А чтобы избежать «просачивания» пыли в щель между кожухом и материалом, применено щёточное уплотнение. Этого вполне достаточно: износ (уменьшение толщины) чашки за весь срок её службы исчисляется миллиметрами, уплотнение легко его компенсирует. Таким образом, практически вся пыль, образующаяся при работе, «растеряет» свою энергию за счёт ударов о кожух — объём уборки после работы значительно сократится.
Чтобы удалять пылевые частицы из-под кожуха, на нём предусмотрен патрубок для подключения к промышленному пылесосу. Диаметр патрубка стандартный — 35 мм, подходящие пылесосы выпускает и «Интерскол», и другие производители. Крепление кожуха здесь самое простое, с помощью винта и гайки. Тут никаких усложнений вроде безынструментального крепления попросту не нужно — специфика работы такова, что вращать кожух, постоянно подбирая его оптимальное положение, нет никакого смысла. Достаточно поставить кожух один раз и больше о нём не вспоминать.
Необходимо отметить, что кожух оснащён сдвижным сегментом, позволяющим прошлифовывать плоские углы без «мертвой зоны». Это, безусловно, повышает удобство работы с инструментом.
В качестве оснастки к этой шлифмашине компания «Интерскол» предлагает шлифовальные чашки двух типов: сегментные и «турбо»
Теперь перейдём к самому инструменту. Клавиша включения снабжена кнопкой-блокиратором, предотвращающим её случайное нажатие. Фиксация во включённом положении здесь не предусмотрена: шлифование — работа ответственная, машину при нём следует держать обеими руками, а значит, в блокировке смысла нет. Корпус основной рукоятки обрезинен — раз уж отпускать её при работе нельзя, то удерживать надо с максимальным комфортом, без скольжения руки. Модель оборудована трёхметровым сетевым шнуром в резиновой изоляции. Щётки меняются без разборки корпуса — чтобы получить к ним доступ, достаточно отвернуть два винта на его боковинах и снять крышки лючков. Дополнительная рукоятка может крепиться в трёх положениях. Для больших УШМ это вполне привычное исполнение, но на моделях с диском в 125 мм оно встречается редко. Корпус и крышка редуктора выполнены из магниевого сплава — более дорогого и более лёгкого, чем обычно использующийся алюминиевый.
Отдельно стоит отметить ещё две видимые снаружи особенности исполнения корпуса редуктора. Первая — форма «выходных» вентиляционных отверстий. Она рассчитана так, чтобы обеспечить удаление пыли, попадающей внутрь машины («входные» отверстия находятся на корпусе самой УШМ) и заодно минимизировать попадание через них пыли к механизмам в те моменты, когда двигатель выключен. Вторая особенность — два выступа на верхней части корпуса. Они служат опорами при укладке машины оснасткой вверх.
Выше были перечислены те особенности, которые легко увидеть без разборки инструмента. Но у этой модели достаточно и других «мелочей», характерных для профессионального, адаптированного к конкретной работе инструмента. Ранее уже упоминалось, что модель оборудована более мощным в сравнении с обычными УШМ двигателем. Но стоит обратить внимание ещё на одну мелочь — частоту вращения шпинделя. Для большинства сетевых УШМ с диаметром оснастки в 125 мм она составляет примерно 11 000 об/мин. Здесь применён редуктор с меньшим передаточным числом — частота вращения 9500 об/мин. Меньше «обороты» — значит, выше крутящий момент, при шлифовке бетона он не менее важен, чем мощность двигателя. В конструкции редуктора применены косозубые конические шестерни, обеспечивающие передачу высоких нагрузок и одновременно отличающиеся пониженной шумностью. Передний подшипник шпинделя — шариковый, закрытого типа, задний — роликовый. Для защиты редуктора от попадания внутрь пыли между шпинделем и крышкой редуктора использовано лабиринтное уплотнение.
Электродвигатель машины рассчитан на длительную работу, также имеет пылезащищённое исполнение: заливка обмоток статора и лобовины на роторе предохраняют его от разрушительного воздействия пыли и шлама. Щётки — самоотключающиеся: когда их износ превысит допустимую величину, запуск станет невозможен. Это ещё один косвенный признак профессиональной техники — инструменты бытового уровня такими щётками снабжать не принято (впрочем, в быту пользователь редко работает так, чтобы «сточить» хотя бы один их комплект).
В названии модели имеется буква Э. Она у «Интерскол» обозначает наличие электронного блока управления. Машина оборудована системой плавного пуска, защитой от повторного включения при временном пропадании сетевого напряжения, защитой от перегрузки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Мы проверили эффективность работы системы пылеудаления. Для этого подсоединили пылесос, установили шлифовальную чашку, нашли подходящий бетонный блок и приступили к работе. Пока работает пылесос, за пределы кожуха пыль практически не выбивается, отдельные частицы не в счёт. Для сравнения попробовали отсоединить его… и предпочли сразу же выключить шлифмашину. Такое ощущение, что под кожухом произошёл взрыв и пыль рванула буквально отовсюду. Снова задействовали пылесос и получили прежнюю картину спокойной работы практически в полной чистоте. Теперь мы смело можем утверждать, что связка «кожух + пылесос» полностью выполняет возложенные на неё задачи.
Слева – чашка до начала работы, справа – буквально через две минуты. Как видите, это действительно очень пыльная работа, но вся пыль остаётся локализованной внутри, потому что пылесос работает очень эффективно
Авторы: Максим Грибоедов, Алексей Меснянкин
Статья опубликована в объединённом выпуске «Лето 2016»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель»
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь
Август 2016 г.