Аккумуляторного инструмента появляется всё больше, в том числе среди инструмента с традиционно сетевым приводом. Сегодня мы рассмотрим результаты полевых испытаний двух относительно новых моделей DeWALT — аккумуляторной орбитальной шлифовальной машины и аккумуляторного же пылесоса. И если беспроводные шлифмашины появились уже довольно давно, то пылесосы с таким приводом до сих пор редкость.
Шлифовальная машина оборудована собственной турбиной для всасывания опилок и пылесборником, поэтому полностью функциональна и без пылесоса. Но мы решили проверить, насколько велики будут отличия при работе с пылесосом и без. И выбрали, кстати, самый компактный из аккумуляторных пылесосов DeWALT — модель DWH161. В принципе известно, что ни один шлифовальный инструмент пылесосом не испортишь, и если возможность подключения предусмотрена, то ею надо пользоваться. Что же, посмотрим, что нам даст пылесос, если присоединить его к машине, которая и без него прекрасно справляется со своей работой?
DeWALT DCW210N
Аккумуляторная эксцентриковая шлифовальная машина
DeWALT DWH161N
Аккумуляторный ранцевый пылесос для сухой уборки
Оба инструмента работают с одинаковыми аккумуляторами 18 В — это удобно, не нужно думать, какой аккумулятор в какой инструмент устанавливать, и достаточно иметь минимум запасных, чтобы перекидывать их по мере разрядки. Испытания проводили с батареями ёмкостью 5 А*ч — для данных инструментов они, пожалуй, несколько тяжеловаты, но зато весьма энергоёмки.
И пылесос, и шлифовальная машина выглядят очень современно, гармонично и «дорого». Клиент, на проекте которого мы тестировали эту парочку, впечатлённо зацокал языком, когда мы достали их из инструментального ящика: «Ух ты! Наверное, дорогой инструмент?»
АККУМУЛЯТОРНЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПЫЛЕСОС DEWALT DWH161N
Пылесос весьма компактен, имеет плоский дизайн и визуально состоит из трёх неравных по размеру блоков — основного корпуса и присоединённых к нему с двух противоположных сторон пылесборника и аккумулятора. Ручки для переноски нет, и это может показаться «минусом». Зато есть настраиваемый по длине плечевой ремень.
Пылесборник отсоединяется от пылесоса, оставаясь закрытым, что очень удобно. Можно снять его, отнести к мусорному ведру без риска просыпать пыль по пути, и открыть уже над ведром
Плоская форма очень удобна для работы на весу, можно повесить прибор на плечо. Проушины в корпусе позволяют присоединить ремень двумя способами — вертикально, чтобы шланг выходил сверху, и горизонтально, шлангом вперёд/назад, в зависимости от того, на каком плече у вас пылесос. Масса пылесоса вместе со штатным аккумулятором и шлангом — 2,5 кг. Шланг сам по себе довольно увесистый, его собственный вес — 0,5 кг, при этом во время работы часть этого веса «подвешена» и находится в руках вместе со шлифмашиной, на плече у оператора остаётся 2,2–2,3 кг. Никаких неудобств такой способ переноски пылесоса во время работы не доставил и плечи никому из тестирующих не оттянул.
Но если для переноски плоская форма удобна, то на устойчивости она сказывается не лучшим образом. Если поставить пылесос на поверхность, то во время работы он довольно легко опрокидывается набок. На его работоспособности, впрочем, это никак не сказывается, разве что нижняя поверхность со временем поцарапается.
Приличный вес шланга вызвал интерес: почему же он такой тяжёлый? Оказалось, гофрированный профиль позволяет ему растягиваться из начальной метровой длины более чем вдвое. Поработав, признали, что это довольно удобно.
Из органов управления на передней панели — трёхпозиционный выключатель и кнопка сопряжения с инструментом. В самом деле, если пылесос и работающий с ним инструмент оба сетевые, то достаточно подсоединить инструмент к сети через пылесос и тот будет включаться автоматически. Схема хорошая и давно отработанная. Но беспроводной инструмент требует новых технологических решений. Инженеры DeWALT разработали систему Wireless Tool Control, сопрягающую инструмент с пылесосом через Bluetooth. Про неё мы только читали, а вот инструмент с реализованной функцией увидели впервые. Протестировать, к сожалению, в этот раз так и не пришлось — предоставленная на тест орбитальная шлифмашина не оборудована этим модулем. Пришлось включать пылесос вручную кнопкой на корпусе.
Прозрачный пылесборник позволяет контролировать степень заполненности. Опорожнять его несложно: сначала необходимо отсоединить его от корпуса. При этом сам пылесборник остаётся закрытым и пыль никуда не высыпается. Затем в месте, где мы собираемся высыпать пыль (обычно над баком для опилок или мешком для мусора), необходимо снять крышку пылесборника и вытряхнуть его. Обратная сборка и установка пылесборника вопросов также не вызывает.
В пылесборнике установлен фильтр HEPA, собирающий, по данным производителя, до 99,5% частиц пыли размером до 0,3 мкм. Фильтр моющийся, что удобно и экономично.
Кроме тандема со шлифмашиной, мы использовали пылесос в паре с погружной пилой, а также для очистки деталей перед покраской… ну и по мелочи, прибраться в мастерской. Во всех случаях всасывающей силы пылесоса было достаточно, со всеми задачами он справился успешно.
АККУМУЛЯТОРНАЯ ШЛИФОВАЛЬНАЯ МАШИНА DEWALT DCW210N
Этот инструмент очень похож на своего сетевого собрата. Та же форма рукоятки, та же кнопка включения, разве что чуть меньшая высота корпуса. Сетевой орбиталки DeWALT у нас под рукой не было; сравнительный тест наверняка показал бы какие-то тонкие отличия, но в целом «порода» в этом инструменте вполне узнаваема. Основные отличия в эргономике продиктованы наличием аккумулятора на задней части корпуса. Колёсико регулировки оборотов переместилось с боковой части корпуса вперёд и теперь находится рядом с кнопкой включения.
Эксцентриковая шлифовальная машина полностью функциональна и сама по себе, без пылесоса. У неё есть собственный мешок-пылесборник, который неплохо фильтрует воздух и задерживает пыль. Однако «неплохо» ещё не значит «идеально». Работая в помещении, всё равно приходится надевать респиратор, потому что мельчайшая пыль проходит через стенки мешка. А с учётом всех наших «масочных режимов» сама мысль о респираторе вызывает стойкое отвращение. Иное дело — пылесос. Фильтрует прекрасно (недаром здесь HEPA-фильтр), «намордник» абсолютно не нужен
Субъективно так даже комфортнее — указательным пальцем легко и включать инструмент, и настраивать скорость вращения. К такому расположению органов управления быстро привыкаешь, он вполне интуитивный.
Вся задняя часть корпуса занята разъёмом для аккумулятора. На этой модели он расположен вертикально, поэтому аккумуляторы большой ёмкости (в нашем тесте, напомним, использовался на 5 А*ч) несколько ограничивают удобство хвата инструмента. Меньшая по сравнению с сетевой версией высота корпуса приводит к тому, что второй рукой взяться за корпус не получается — не хватает его высоты. Зато при работе в неудобных местах можно держать инструмент второй рукой в том числе и за аккумулятор, тут его размер и форма оказались союзниками.
Установка и снятие аккумулятора такие же, как и у других инструментов DeWALT. С непривычки кнопка фиксации может показаться туговатой, зато аккумулятор крепится весьма надёжно и не отсоединится, даже если инструмент уронить. Также из-за аккумулятора на корпусе разъём для шланга пылесоса или штатного пылесборника смещён на корпусе вбок. Выглядит это гармонично и вопросов такое расположение не вызывает. Подключение пылесборника хорошо продумано, он надёжно и просто фиксируется поворотным кольцом.
Эффективность пылесборника очень хорошая, он прекрасно втягивает пыль. Но фильтрация у встроенного «мешка», естественно, совершенно не та, что у пылесоса с HEPA-фильтром. Поэтому при тонкой финишной обработке пылесос считаем необходимым, мельчайшая пыль через мешок понемногу просачивается в воздух мастерской. А вот пылесос держит её очень надёжно.
По сравнению с сетевой шлифмашиной аккумуляторная заметно легче — 0,93 кг против 1,3 кг. Но, поскольку аккумулятор изрядно добавляет к массе инструмента, вместе с ёмким аккумулятором на 5 А*ч инструмент весит примерно полтора килограмма. Разница в 200 г не слишком существенна, и более высокая мобильность окупает её с лихвой. А с самым маленьким аккумулятором на 1,5 А*ч эта шлифмашина будет весить почти как сетевая.
В работе эта орбиталка показала себя полноценным инструментом, никаких скидок на аккумуляторный привод делать не пришлось. Обратил на себя внимание довольно низкий уровень вибрации — дело, похоже, в специальном эксцентрике-противовесе, который компенсирует вибрации.
Поскольку главное отличие обоих инструментов — это аккумуляторный привод, рассмотрим его «минусы» и «плюсы» применительно к обоим инструментам отдельно.
Пылесос присоединяется к шлифмашине с помощью переходника, который идёт в комплекте с пылесосом. С ним же идёт щелевая насадка для удаления пыли из труднодоступных мест
Пылесос оказался довольно прожорливым и меньше чем за полчаса непрерывной работы высаживал пятиампер-часовой аккумулятор полностью. Если бы он включался автоматически только во время работы сопряжённого инструмента, это помогло бы сэкономить часть энергии и продлить его работу. Но — на войне как на войне!
В орбиталке же этого аккумулятора в режиме непрерывного шлифования плоскостей хватило примерно на час работы.
А на средних оборотах на подшлифовке небольших деталей этого аккумулятора оказалось достаточно на весь день работы с промежуточной зарядкой в середине дня. По нашему мнению, для этой шлифмашины подойдёт и менее ёмкий аккумулятор на 1,5 или 2 А*ч с парой запасных таких же в зарядном устройстве. Работать будет легче, иногда большая ёмкость становится недостатком.
Независимый от сети привод шлифмашины и пылесоса был в нашем случае некритичным — везде, где ими работали, можно было протянуть удлинитель и подключиться к сети. Но иметь дополнительный уровень свободы всегда приятно. К тому же меньше проводов на рабочей площадке — больше порядка. А возможность повесить пылесос на плечо и перемещаться, например, с перфоратором по большому объекту позволит заметно ускорить работу. Система сопряжения инструмента с пылесосом через Bluetooth многообещающая, ждём возможности полноценно протестировать её. Скорее всего, она появится с выходом соответствующего мобильного приложения.
Отдельно хотелось бы сказать пару слов про зарядное устройство, участвовавшее в тесте. Это DeWalt DCB132 на два аккумулятора с зарядным током 4 А на каждом порте. Заряжает оно не так быстро, как скоростное зарядное устройство DCB118, зато сразу два аккумулятора, к тому же поддерживает аккумуляторы всех трёх напряжений — 10,8, 14,4 и 18 вольт. Это удобно, когда ваш парк аккумуляторной техники насчитывает два и более инструмента — например, как независимая парочка, рассмотренная в этом тесте.
Официальный российский сайт DeWALT: ru.dewalt.global
Тест провёл Сергей Добрыднев (бюро «Материальная культура»).
Статья опубликована в объединённом выпуске «Зима 2020/2021» (№4’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Ноябрь 2020 года