Столь долгожданная бесщеточная аккумуляторная цепная пила «Интерскол» наконец-то появилась – полтора года назад мы крутили в руках прототип, и вот наконец-то испытываем серийную машину! Со временем узнаем, как «Интерскол» планирует развивать направление аккумуляторных цепных пил, и останется ли эта модель единственной, или же это только начало, и позже появятся другие. Пока что видим, что начать решили с максимально универсальной и компактной модели, которой найдется место в хозяйстве практически каждого.
ВИДЕО
СТАТЬЯ
Субкомпактная и легкая пила с короткой шиной – самая универсальная из цепных пил. Она нужна и тем, кому нужна, и тем… кому не нужна! В последнем случае в шутке есть и существенная доля правды. Как известно, пила многими воспринимается, как крутая игрушка. Ну, не секрет же, что радиуправляемый вертолет мечтает купить мужчина в любом возрасте – от 5 до 60 лет уж точно! Но если детскую мечту немногие отваживаются осуществить в осознанном возрасте, опасаясь стереотипных упреков от супруги и окружающих, то цепная пила – вещь как бы солидная, формально – ни разу не игрушка. Однако, даже будучи приобретенной в развлекательных целях в качестве импульсивной покупки (с пилами это часто случается), она быстро начинает приносить вполне осязаемую пользу в хозяйстве!
Интерскол ПЦА-10/18В
Аккумуляторная цепная пила
Пила рассчитана на очень широкий круг пользователей. Десять дюймов длины шины, на первый взгляд, маловато, но на деле они справляются с 99% массовых пиломатериалов в любительском строительстве и ремонте, плюс не исключён вариант использования и в коммерческом секторе по уходу за деревьями. Как минимум по своим габаритам и весу она вполне вписывается в категорию любимых арбористами лёгких и компактных «одноручников», и к тому же имеет прочную и мощную скобу для крепления на поясе. Но вместе с тем, благодаря всё тем же минимальным габаритам и весу, пила найдет место в багажнике любого автомобиля или укладке квадроцикла, что оценят туристы, рыбаки и охотники, а также те, кто часто ездит по дорогам, где есть риск встретиться с поваленным ветром деревом. К слову, сам производитель утверждает, что именно 10-12-дюймовые шины являются самыми популярными в массовом любительском сегменте в Европе.
Вытянутая и плоская форма корпуса обусловлена не самым типичным для бесщеточных пил продольным расположением двигателя и применением углового редуктора. Правда, поперечный габарит всё равно значительный, благодаря передней рукоятке, которую уменьшать, понятное дело, нельзя, так что фактически по ширине пила примерно такая же, как и её одноклассники. С точки зрения функционала разницы никакой, в работе узкий корпус вряд ли даст какие-то значимые преимущества… а вот при укладке в забитый вещами багажник – вполне.
В полном соответствии с модой, распространенной в сегменте компактных пил, механизм натяжения цепи тут не только безынструментальный, но и полуавтоматический. Крупный и эффективно обрезиненный «в зебру» маховичок обладает трещоткой, тарированной на оптимальное усилие натяжения цепи. Вращение маховичка сперва натягивает цепь, а после достижения номинального натяжения трещотка начинает проскальзывать, и последующие обороты лишь затягивают гайку, фиксирующую шину. С таким механизмом даже не слишком опытный пользователь никогда не перетянет цепь. А вот ослабление цепи механизм не отслеживает, так что присматривать за ней всё же нужно. Это несложно, достаточно периодически повторять процесс для компенсации ослабления, просто приоткручивая и туго заворачивая маховичок – особенно поначалу, пока новая цепь притирается и вытягивается.
Особенность шины – в закрепленной на ней пластине с накаткой, по которой работает «улитка» натяжителя. В некоторых пилах такой конструкции пластина бывает съемной на винтах, чтобы ее можно было при замене шины переставить на универсальную шину, но тут она закреплена точечной сваркой и не отделяется, поэтому в случае необходимости замены шины придется приобрести оригинальную шину «Интерскол».
Масляный бачок расположен на самом «загривке» инструмента, что удобно и для контроля уровня, и для доливки. Пластик достаточно прозрачный, уровень хорошо виден – вроде бы так и должно быть, но не каждая пила может этим похвастаться.
Рукоятка управления качественно обрезинена. Курковая клавиша пуска не управляет оборотами (подобное у малых пил встречается, но крайне редко, и необходимость этой функции, на наш взгляд, сомнительна), а действует по более традиционному алгоритму «Вкл./ Выкл.», а от случайного нажатия защищена сдвижным блокиратором.
Кстати, и защитный щиток тут – полноценный привод тормоза цепи, а не просто некий экран. Этот момент стоит подчеркнуть особо, поскольку у некоторых пил с короткой шиной и низкой скоростью цепи (до 10 м/с) тормоз цепи отсутствует, как не слишком принципиальный, а щиток закреплен жёстко и работает разве что как барьер между рукой и цепью.
Для пилы компакт-класса у «Интерскол» ПЦА-10/18В на редкость развитый и мощный стальной зубчатый упор – многим полноразмерным пилам можно только позавидовать! И здесь он весьма уместен – работать пилой, у которой рукоятки расположены рядом, несколько неудобно – гораздо легче, когда ручки разнесены, но на компактной пиле такое невозможно. Упор очень сильно экономит силы, он даёт ту самую точку опоры, которая позволяет давить на рукоятку как на рычаг. Правда, пользоваться им нужно аккуратно, потому что загнать пилу в перегрузку, работая с помощью упора – дело пары секунд. И это не упрёк «Интерсколу», с помощью упора можно остановить цепь любой, даже самой мощной пилы – при условии, что бревно достаточно толстое.
Скоба позволяет крепить пилу на поясе, выполняя высотные работы, или к страховочному тросу. Если таковых не предвидится, её можно снять.
Одна из ключевых особенностей пилы – использование одиночных 18-вольтовых батарей, подходящих ко всей аккумуляторной платформе «Интерскол». С одной стороны, 18-вольтовое питание существенно ограничивает мощность, что необходимо учитывать работающему с пилой. С другой – такая конфигурация инструмента позволяет приобрести его в эконом-варианте (без зарядника и батареи) тем, кто уже имеет какой-то распространенный и массовый инструмент – шуруповёрт, УШМ, или дисковую пилу. И сразу начать работать, имея лишь одну батарею, а не покупать вторую аналогичную (как в случае с 36-вольтовыми пилами, которые работают от двух аккумуляторов 18+18 В), и тем более – не переходя на более высоковольтный стандарт и не плодя платформы.
Новые аккумуляторы «Интерскол», кстати, получили давно ожидаемую индикацию уровня остатка заряда!
Маленький «косячок» обнаружился при тестировании в конструкции 4-амперного зарядного устройства «Интерскол» Зу-4,0/18 – зеленый индикатор заряда продолжает гореть, питаясь от самой батареи, даже после извлечения сетевого шнура из розетки — если батарея осталась в заряднике. В принципе, ничего страшного, но если оставить батарею в обесточенной зарядке на неделю, можно по возвращении недосчитаться существенной части заряда.
Результаты испытаний
Тестирование пилы на скорость резания и эффективность расходования батареи проводилось, как обычно, на сухом сосновом брусе сечением 100х100 мм, как наиболее стандартизированном материале, позволяющем с высокой достоверностью сравнивать разные пилы в одинаковых условиях.
Проверяем скорость реза и ресурс аккумулятора. Используем батареи ёмкостью 4 А*ч и напряжением 18 В.
— Суммарное время 5 резов одиночного бруса – 38 секунд. А пила-то оказалась довольно шустрой в режиме малой нагрузки, хотя для неё такая нагрузка скорее средняя – сразу полшины задействовано. Некоторые 36-вольтовые пилы работают с такой же скоростью, или даже медленнее;
— Суммарное время 5 резов пакета из 6 кусков бруса (по короткой стороне) – почти 6 минут, точнее, 5 минут и 53 секунды. Долго, ну так и нагрузка предельная, и мощность всё-таки не очень высокая при напряжении 18 В
На одном заряде батареи нам удалось сделать 5,5 резов пакета, или 54 реза одиночного бруса. Разница между результатами теста на количество резов при низкой и высокой нагрузке не пропорциональна – не в 6 раз, как можно было бы предположить. Это закономерно, и мы об этом писали уже не раз, но не лишним будет повторить. Ёмкость аккумуляторов инструмента не является константой, она зависит от тока разряда, и зависимость эта обратная. Чем больше нагрузка, тем выше ток. Чем выше ток – тем меньше ёмкость, тем быстрее аккумулятор уходит в разряд. Так что всё логично, в полном соответствии с законами физики.
Результаты не рекордные, если сравнивать с аккумуляторными пилами «вообще», но для 18-вольтовой «шуруповёртной» батареи отличные. Это ведь пила не для масштабной заготовки дров, а для эпизодического применения. Во всяком случае, в варианте с одной батареей… если надо пилить много, то имеет смысл взять запасной аккумулятор.
Скорость цепи у «Интерскол» ПЦА-10/18В невысокая, однако бывает и ещё меньше. Так что рез получается относительно чистый. Первое время пила потребует некоторого привыкания, поскольку защита от перегрузки настроена весьма чувствительно, и поначалу может показаться, что пила «слабая» и постоянно выключается. Подобный эффект мы наблюдали в свое время у ряда пил – даже, например, у именитого и дорогого Stihl MSA220C – так что такую деталь характера инструмента просто стоит относить к особенностям, требующим небольшой привычки.
Тест провели Евгений Балабас и Алексей Меснянин
Июнь 2022 года