Мы бы назвали это устройство «смарт-болгарка» — по аналогии со смартфонами, которые вроде бы произошли от телефонов, но имеют расширенный функционал и другой интерфейс. Так и здесь — у аккумуляторной УШМ P. I. T. PWS20H‑125A совершенно непривычные механизм включения и технология экономии заряда. Если честно, то мы считали, что в углошлифовальных машинах придумать что-то новое проблематично, инструмент на самом деле довольно простой. Оказывается, можно.
Мы провели тест аккумуляторной УШМ P. I. T. PWS20H‑125A, публикуем отзывы.
P. I. T. PWS20H‑125A
Аккумуляторная углошлифовальная машина
АККУМУЛЯТОР И ЗУ
Начнём, однако, с батареи. Ёмкость соответствует заявленной — указано 4 А*ч, у одной из батарей реальная ёмкость при токе разряда 10 А составила 9,977 А*ч, у второй — 3,944 А*ч. Ячейки (1) — незнакомого производителя High Star, и маркировка у них интересная — ISR18650. В буквах зашифрован химический состав катода. Ячейки INR и ICR используются массово, а данных по ISR нам не удалось обнаружить. Новая химия или опечатка — непонятно, но как минимум ёмкость соответствует заявленной, и токовую нагрузку батареи держат нормально, инструменты реально мощные. Собственно, в повседневной эксплуатации только это и имеет значение.
На шильдике зарядного устройства указано, что оно рассчитано на ток 3 А, — и оно действительно их отдаёт. Однако не постоянно, алгоритм зарядки многоступенчатый, ток меняется. Если судить по индикатору зарядного устройства, то время заряда батареи — около 75 минут. И бортовой индикатор аккумулятора после такой зарядки показывает 100%. Однако в реальности оно составляет около 100 минут — это момент, когда подача тока на заряжаемый аккумулятор полностью прекращается. Возможно, если батарею заряжать чуть дольше, то можно «выжать» из неё больший объём работы — мы предполагаем, что в тесте перфораторов (опубликован в этом же выпуске журнала) наблюдали именно такой эффект, когда с бурами 12 мм инструмент выполнил явно увеличенный объём работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
При попытке опробовать инструмент в работе проявились те качества, из-за которых мы добавили к УШМ приставку «смарт». Первое — включается и выключается она кнопкой (2). Обычной круглой кнопкой, а не сдвижной клавишей и не курком. Почти
как у дверного звонка, только для включения требуется двойное нажатие — это защита от случайного запуска. После включения можно крутить инструмент в руках как заблагорассудится, включённое состояние сохраняется, постоянно давить на кнопку не надо. Непривычная схема, хотя в целом показалась удобной. Кнопка ощущается и через перчатки, включить и выключить не проблема.
Второе — система экономии заряда. При запуске УШМ включается на определённые (как потом показали измерения — максимальные) обороты, после чего быстро снижает их, это заметно на слух. Начинаешь работать — обороты возрастают. Тем самым меньше расходуется энергия батареи. Мы проверили — максимальная скорость вращения составляет 6400 об/мин (что меньше заявленных 7000 об/мин), «экономная» — 4800 об/мин. То есть разница довольно существенная и эффект от этой экономии вполне может быть.
Вообще-то, даже «полная» скорость 6400 об/мин для 125‑й УШМ считается очень низкой, но это характерная черта всех аккумуляторных УШМ. Почему-то все производители занижают обороты, предполагаем, что это ещё один способ экономии заряда батарей или защиты аккумуляторов от перегрева. Побочным эффектом является повышенная «прожорливость» таких «болгарок», круги они расходуют в разы быстрее, чем сетевые, потому что на низких оборотах круги не столько режут, сколько сыпятся, даже качественные. Если хотите работать аккумуляторной УШМ (неважно какого бренда) — запасайтесь кругами.
Результаты теста приведены на диаграммах. P. I.T. — уверенный «середняк», показывающий вполне приличные производительность и объём выполняемой работы на уровне конкурентов из числа уже протестированных нами моделей.
РАЗБОР И АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ
УШМ поставляется в пластиковом кейсе (3), куда легко помещается вместе с зарядным устройством и двумя батареями. Защитный кожух (4) простой, фиксируется винтом. Воздухозаборники (5) расположены в основании рукоятки, над клеммной колодкой, и входящий воздух первым делом обдувает блок электроники (6). Он имеет толстостенный алюминиевый корпус, что способствует лучшему охлаждению.
На воздухозаборниках установлены съёмные решётки (7), причём с очень мелкими ячейками. Мы попытались оценить их размер (8) — прикидки, конечно, довольно грубые, но даже по ним получается, что размер ячейки не больше чем 0,2 мм, а скорее даже меньше — 0,1–0,15 мм. Крупную пыль эта сетка задерживает весьма эффективно, а мелкая должна свободно проходить через корпус, не задерживаясь внутри.
На ведомом валу установлена стальная шайба лабиринтной защиты (9). И защита здесь сделана очень качественно, на крышке редуктора есть ответный буртик (10), вместе с шайбой образующий полноценный лабиринт. Именно так этот узел и должен выглядеть.
Снимаем крышку редуктора, видим, что смазки внутри много (11). После её удаления становится виден колодец штифта блокировки вала (12) — здесь стоит отметить, что у него толстые стенки и выломать его проблематично. Это одна из основных неисправностей — при попытке остановить вал штифтом его выламывает. Толстые стенки — хоть какая-то гарантия защиты, хотя самое лучшее и надёжное решение — просто не делать так. Блокировать вал нужно только после его полной остановки, и никак иначе.
Ведомый вал опирается на шариковые подшипники и спереди (13), и сзади (14). Ведомая шестерня (15) несёт на себе следы качественной механической обработки.
Ротор (16) вполне классический для бесщёточного двигателя, с латунными балансировочными шайбами. Статор (17) без датчика Холла — как и на других представленных в этом выпуске инструментах P. I. T. Что интересно — провода статора соединены с блоком управления с помощью разъёмных клипс (18) — теоретически это означает возможность замены неисправного двигателя отдельно от блока управления, такой ремонт намного дешевле. Мы отправили запрос в компанию «Турбо-Тулс», которой принадлежит бренд P. I.T., и нам подтвердили, что да, такой ремонт возможен, запчасти есть в наличии.
Тест провели Алексей Меснянкин и Дмитрий Сидоров
Статья опубликована в объединённом выпуске « Весна 2021» (№1’2021)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Май 2021 года