Husqvarna — это не только бензопилы. Это не единственный вид продукции, которую предлагает компания, да и начинала свою деятельность «Хускварна» отнюдь не с бензопил. Но… «говорим Husqvarna — подразумеваем бензопилы»: именно эта техника в первую очередь приходит на ум при упоминании шведского бренда.
В 2019 году Husqvarna обновила модельный ряд бензопил, причём во всём диапазоне, от лёгких моделей для частных пользователей до мощных, которым самое место на лесозаготовках. На рынок вышло сразу пять новинок, три из которых нам удалось попробовать в работе. Предлагаем Вашему вниманию результаты наших испытаний, а также отзывы.
Редакция благодарит сотрудников Пушкинского лесо-технического техникума за содействие в проведении теста.
Husqvarna 130 | 135 Mark II
Цепные бензопилы
Husqvarna 130 и 135 Mark II — две бензопилы начальной категории для частных пользователей. То есть для типичных дачников, которым бензопила может понадобиться несколько раз в году. Дров для камина или бани напилить, упавшее дерево в саду распилить… Главное условие, зафиксированное в гарантийных обязательствах компании и упомянутое в конце данной статьи, — общая наработка не должна превышать 150 часов в год, иначе это будет трактоваться как профессиональное применение.
Что такое 150 часов работы, когда речь идёт о бензопиле? Просто как ориентир — за час вполне реально распилить на дрова кубометр дров, привезённых в виде брёвен. Так что за эти 150 часов можно заготовить такой объём топлива, что его хватит и на камин, и на баню, и на печку, чтобы топить её всю зиму. То есть любые потребности частного загородного дома или дачи эти бензопилы гарантированно перекрывают. Вот если вы этой же бензопилой решите ещё и всем соседям помогать — тут уже велика вероятность превышения «гарантийного лимита». Страшного ничего не произойдёт, техника не рассыплется в пыль на 151-м часе работы, всего лишь срок гарантии сократится.
Обе пилы оснащены двигателем, в котором реализована технология X-Torq. Такой мотор расходует значительно меньше топлива, из чего следует пониженное содержание вредных веществ в выхлопных газах. Причина такого «чуда» — конструкция, позволившая устранить один существенный «косяк» двухтактных двигателей. Топливо поступает в цилиндр само, его засасывает внутрь, когда поршень идёт вниз от верхней мёртвой точки. У обычного двухтактного мотора часть этого топлива сразу же вылетает в глушитель, не успев сгореть, — просто потому что так устроен этот мотор, продувка цилиндра после каждого такта фактически осуществляется с помощью топлива. В Х-Torq эту проблему решили, используя дополнительные каналы в стенках цилиндра. Через них цилиндр «хватает» порцию воздуха, которая разделяет выхлопные газы и новую порцию топливной смеси, так что цилиндр продувается именно воздухом, а не топливом. Вот откуда возникает существенная экономия — никакого чуда нет, есть простой инженерный расчёт, устранивший один из проблемных для двухтактных двигателей моментов.
Модели характеризуются простотой и надёжностью запуска. Кнопка включения зажигания всегда находится в положении «Включено», это полностью устраняет риск распространённой у малоопытных пользователей ошибки, когда двигатель пытаются заводить с выключенным зажиганием и заливают свечу. Да и в целом в этих пилах, несмотря на их вроде бы «бытовое» назначение, применён ряд конструктивных решений, характерных для профессиональной техники. Автоматический инерционный тормоз цепи — достаточно чувствительный, чтобы реагировать на резкие движения корпуса пилы, возникающие при обратном ударе. На безопасности не экономят, а тормоз цепи — это главный гарант защиты пользователя. Антивибрационная система тоже профессионального исполнения. Воздух, поступающий к карбюратору, перед фильтром проходит предварительную очистку с помощью крыльчатки маховика, отсеивающей крупные опилки.
Шина крепится двумя гайками, а не одной, как это характерно для большинства бензопил бытового класса. Механизм натяжения цепи — винтовой, но винт расположен необычно, перед шиной, если смотреть со стороны крышки сцепления, а не позади неё.
Крышка воздушного фильтра крепится винтами, открутить которые можно с помощью штатного комбинированного ключа.
Из этой пары нам удалось протестировать 130-ю модель. Испытания проводились на территории, принадлежащей Пушкинскому лесо-техническому техникуму. В зимний сезон они занимаются в том числе расчисткой леса от ветровала, убирают повреждённые короедом деревья… вот эти-то брёвна мы и пилили как 130-й, так и другими бензопилами, которые удалось опробовать в работе.
Запуск никаких нареканий не вызывает. Комбинированная заслонка гораздо удобнее в практическом плане, чем отдельные кнопка зажигания и рычаг привода заслонки. Даже имея большой опыт работы бензиновой техникой, иногда забываешь включить зажигание, а когда спохватишься — свеча уже залита, порой даже приходится выкручивать её и сушить. Здесь такое в принципе невозможно, потому что рычаг только один, а зажигание по умолчанию включено. Последовательность действий при запуске изображена на пиктограммах на корпусе — не ошибёшься. Ещё здесь есть праймер — насос для подкачки топлива, а на Husqvarna 135 Mark II — к тому же и система лёгкого старта. Очень полезные особенности: праймер позволяет заводить пилу буквально с одного, максимум с двух рывков шнура, а лёгкий старт устраняет необходимость именно рывков, достаточно тянуть шнур плавно.
Несмотря на небольшой объём цилиндра, Husqvarna 130 пилит быстро. Под нагрузкой в виде собственного веса уверенно расправляется с брёвнами диаметром 20–40 см — собственно, что ещё нужно от бытовой бензопилы? На дрова чаще всего продают брёвна именно такого диаметра, что-то более толстое попадается крайне редко. От Husqvarna 135 Mark II логично ожидать такой же производительности, но в эксплуатации она удобнее за счёт облегчённого старта.
Husqvarna 545 Mark II
Цепная бензопила
Этой пилой тоже удалось поработать, и она оказалась гораздо круче, чем предполагалось изначально. Понятно, что 50 «кубиков» — это больше, чем 38 у 130-й модели, и соответственно мощность 545-й должна быть повыше. Но субъективно она ощущается, как гораздо более мощная. Да и заявленные технические характеристики показывают, что с каждого кубического сантиметра объёма цилиндра здесь снимается почти на 40% больше мощности. Плюс повышенный объём двигателя — и вот мы получаем пилу почти удвоенной мощности (если быть точным, разница составляет 80% в пользу 545 Mark II), но с разницей в весе всего на 13%.
Доставшаяся нам на испытания пила была укомплектована 40-сантиметровой шиной, и работа с полным её погружением не вызывала ни малейших затруднений. Даже если надавить посильнее, цепь не останавливается, а продолжает пилить быстро и уверенно. И при этом пила лёгкая, разница в весе со 130-й моделью — менее килограмма (0,6 кг, если опять-таки быть точным). Поэтому её высокая мощность очень остро чувствуется, особенно когда только что работал 130-й, а потом взял в руки 545-ю. Вроде почти то же самое по весу, но скорость работы уже совершенно другая. Пила высокопроизводительная и агрессивная.
Доступ к воздушному фильтру здесь уже, как на профессиональной технике — крышка фиксируется защёлками. Фильтр гофрированный, с большой площадью рабочей поверхности, благодаря чему чистить его приходится реже. Есть здесь и традиционная для Husqvarna система предварительной очистки воздуха Air Injection. Воздух к фильтру поступает из зоны, близкой к центру вращающегося с большой скоростью маховика — там нет крупной пыли и опилок, их отбрасывает в сторону за счёт центробежных сил.
Шина фиксируется двумя невыпадающими гайками — нет риска потерять их в траве или снегу. Натяжитель цепи — обычный «под отвёртку», но расположен очень удобно, сбоку, где шина не затрудняет доступ к нему.
Husqvarna 565 | 572XP
Цепные бензопилы
Это уже сугубо профессиональные пилы для широкого круга задач, способные без проблем справиться даже с толстыми деревьями. Двигатель, естественно, X-Torq… если уж прогрессивные современные технологии применены даже в технике бытового класса, то было бы странно не обнаружить их в бензопилах гораздо более высокого уровня.
Чем больше объём цилиндра и соответственно мощность двигателя, тем большее значение приобретают технологии, направленные на снижение наносимого окружающей среде вреда. И не только окружающей среде, самому оператору тоже, мягко говоря, не идут на пользу выхлопные газы. Это только кажется мелочью, но при длительной работе они могут доставить серьёзные неприятности. Тем более что работа с бензопилой подразумевает активное движение, значит, и потребность в кислороде у организма выше, дышишь чаще и глубже. Кстати, по этой же причине для топливной смеси рекомендуем использовать специальные высококачественные масла, а не первое попавшееся и не самое дешёвое. Не все моторные 2 Т-масла одинаково безопасны, иногда достаточно поработать пару часов, чтобы ощутить ухудшение самочувствия в виде головокружения и тошноты. Husqvarna предлагает собственную линейку масел и смазочных материалов, ассортимент перекрывает все потребности владельцев цепных пил — настоятельно рекомендуем пользоваться. И не только из соображений заботы о собственном здоровье, от качества смазочных материалов зависит ещё и ресурс техники.
Следующий интересный момент — система AutoTune. Она автоматически регулирует пропорции топливной смеси в зависимости от внешних условий, таких как колебания атмосферного давления или состояние воздушного фильтра. Благодаря AutoTune двигатель всегда работает в оптимальном режиме.
Из этой пары нам удалось испытать модель 572 XP. Это очень мощная пила, с объёмом цилиндра более 70 «кубиков». Она и весит соответствующе, поэтому здесь нет такого эффекта неожиданности, как у 545-й. Берёшь пилу в руки, ощущаешь её вес и понимаешь — это серьёзная техника. Нам она досталась в комплекте с 50-сантиметровой шиной, при этом рекомендованный производителем максимум — 70 см. Не удивительно, что мы не заметили ни малейших признаков «проседания» двигателя даже при пилении с полным погружением шины в распиливаемую древесину и сильном нажиме, запас мощности ещё оставался, и явно не маленький.
Воздушный фильтр здесь увеличенного размера в сравнении с 545 Mark II — при большем объёме цилиндра мотору нужно больше воздуха для работы. Фильтр крепится барашковой гайкой, снимается без инструментов, но, чтобы отщёлкнуть фиксаторы крышки, понадобится штатный комбинированный ключ — руками не сделать, защёлки слишком тугие.
Естественно, здесь есть всё, что может быть у профессиональных пил Husqvarna. В том числе невыпадающие гайки, фиксирующие шину. Кстати, теперь не только шина, но и цепь здесь собственного производства, Husqvarna открыла фабрику в Швеции ещё в 2016 году. Это первый в истории компании завод по производству пильных цепей, и теперь практически все новые цепные пилы оснащаются сделанными в Швеции цепями серии Х-Cut. Мы тестировали новые цепи, их производительность действительно оказалась выше примерно на 12%, как и заявляет Husqvarna.
Есть ещё одна хорошая новость — гарантийный срок на бензопилы Husqvarna увеличен до двух лет. Двухлетняя гарантия теперь распространяется на все бензопилы Husqvarna, приобретённые с 1 января 2019 года, как профессиональные (T435, T540XP II, 353, 61, 545, 545 MarkII, 555, 365, 565, 365H, 372XP, 576XP, 572XP, 395XP), так и бытовые (120 MII, 130, 135, 135 MII, 140, 236, 240, 435, 440е, 445еII, 450eII, 450e, 455еR, 455eR AT).
Для бытовых моделей гарантия действует при условии, что техника используется в частных, а не в коммерческих целях, не более чем по 150 часов в год. Если же наработка больше, то это будет считаться профессиональным применением, в этом случае гарантийный срок составляет 3 месяца.
В течение гарантийного срока Husqvarna обеспечивает бесплатный ремонт или замену любой бензопилы, если поломка произошла по причине производственного брака. Естественно, техника должна использоваться в соответствии с условиями нормальной эксплуатации и проходить регулярное ТО по регламенту производителя. То есть никаких чудес в духе «теперь можно хоть рельсы пилить, гарантия на два года» никто не обещает. Husqvarna (как и любой другой производитель) по-прежнему гарантирует работоспособность только тех инструментов, что работают в нормальном режиме, без перегрузки, на качественном топливе, с регулярным техобслуживанием.
Отметим, что это и в интересах самого пользователя — если вы покупаете бензопилу для работы, то напрямую заинтересованы в том, чтобы она работала, а не каталась по сервисным центрам. Используйте свежее топливо в правильной пропорции, следите за фильтрами, свечой, шиной и цепью, заливайте в бак для масла не отработку, а специальное масло для цепей… в конце концов не перегружайте инструмент, не заставляйте его работать в режиме, который ему явно не под силу, — и сэкономите себе массу времени, которое иначе может уйти на общение с сервисным центром.
Российский сайт компании «Хускварна»: www.husqvarna.com/ru
Автор: Алексей Меснянкин.
Обзор опубликован в объединённом выпуске «Весна 2019» (№1’2019)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Июль 2019 года