Редакция выражает благодарность
компаниям «Астари» и «Артизан»
за предоставление участка
на Осташковском шоссе
для проведения испытаний
сельскохозяйственнойи садовой техники
Февраль 2018 года наглядно показал, что снегоуборщик – вещь в хозяйстве не только полезная, а совершенно необходимая. Даже убеждённые сторонники здорового образа жизни, любившие после каждого снегопада помахать лопатой, быстро убедились, что ЗОЖ – это хорошо, но отнимает уж слишком много времени. И озаботились покупкой специальной техники.
У любого снегоуборщика есть предел возможностей. Свежевыпавший снег любой из них уберёт без проблем, а дальше, по мере увеличения толщины снежного покрова и его плотности, повышаются требования к возможностям машины. Сначала отпадают одноступенчатые – им, с их гладкими, а зачастую ещё и обрезиненными шнеками, крайне сложно бороться со спрессованным снегом. Да, у них есть свои преимущества: например, только они в состоянии полностью очистить мощёные садовые дорожки, не оставив на них ни миллиметра снега и при этом не повредив покрытие. Впрочем, на это же способны и подметальные машины, так называемые свиперы, но это тема для отдельной статьи. Однако одноступенчатый снегоотбрасыватель – это техника для регулярного применения. Они очень удобны, когда живешь за городом постоянно и можешь работать машиной хоть каждый день. Если появляешься реже, нужен двухступенчатый. И чем реже появляешься, чем больше снега успевает навалить за это время – тем мощнее должна быть техника. А ещё играет важную роль тип шасси – колёса или гусеницы. Принято считать, что для работы с высокой нагрузкой (толстый слой снега, работа на склонах) предпочтительнее гусеницы, они обеспечивают более сильную тягу и реже пробуксовывают.
Мы решили испытать именно гусеничные снегоотбрасыватели, причём премиального класса. Изучив рынок, выяснили, что таких машин немного. Несколько моделей есть у Honda, представлены также Cub Cadet и Stiga. Абсолютной новинкой являются также снегоотбрасыватели Fuji. Для этого теста мы выбрали две модели разного класса: относительно лёгкую Honda HSS 655 ETS против более мощной и тяжёлой Cub Cadet 730 HD TDE.
Honda HSS 655 ETS
Двухступенчатый шнекороторный гусеничный снегоотбрасыватель (снегоуборщик)
Думаете, застрял? Ничуть не бывало – заведи двигатель, и пойдёт вперёд, как ни в чём не бывало. Слой снега толщиной 40 см – не проблема для Honda HSS 655 ETS
Двухступенчатый рабочий механизм Honda HSS 655 ETS, с гладкими шнеками
Рычаг переключения передач – 2 передних, одна задняя
Рычаг регулировки направления и дальности выброса снега
Панель управления – с рычагами включения хода и вращения шнеков, управлением запуском двигателя, его оборотами и включением фары (ближний/ дальний).
За выпускным жёлобом просматривается крышка аккумуляторного отсека
Cub Cadet 730 HD TDE
Трёхступенчатый шнекороторный гусеничный снегоотбрасыватель
Cub Cadet 730 HD TDE в полной боевой готовности, с выставленными на полную длину ножами для обрушения сугробов
Оригинальная трехступенчатая система уборки снега. Центральный шнек развёрнут вперёд по отношению к боковым и работает как своеобразный бур, засверливающийся в толщу снега
Непосредственно за гусеницей – рычаг, с помощью которого снегозагребной ковш наклоняют вперёд или назад
Рабочая длина ножей для обрушения сугробов регулируется. Управление поворотом жёлоба и наклоном «козырька» осуществляется с панель оператора, что очень удобно
А вот и сама операторская панель. Здесь включаются шнеки и ход, переключаются передачи, задаётся направление и дальность выброса. Подкурковые переключатели упрощают маневрирование, отключая одну из гусениц при повороте. Здесь даже подогрев рукояток есть – эта опция оказалась очень полезной во время тестирования
Вилка для подключения снегоуборщика к бытовой электросети при запуске с помощью стартера. Очень удобно, когда заводишь холодный мотор
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Если изучить характеристики машин, то заметна очень значительная разница по многим показателям. Объём двигателей – 420 «кубиков» у Cub Cadet и 160 – у Honda. Ширина захвата – 76 и 55 см соответственно, сильно разнится и количество передач (6/2 у Cub Cadet и 2/1 у Honda). Даже регулировка направления и дальности выброса организована по-разному: на Honda рычаг на жёлобе, к которому нужно тянуться, а на Cub Cadet управление прямо с панели оператора.
Тут уместен вопрос – а почему мы решили, что Honda – это премиум-сегмент? Только из-за известного на весь мир бренда? Нет, дело не в этом – у выбранной нами модели есть пара особенностей, одна из которых не очень приметна, а вторая и вовсе известна только специалистам. Малоприметная – это электростартер с запуском от бортового аккумулятора. Такое нехарактерно для снегоуборщиков – подавляющее большинство имеют электростартер, но на 220 В. Расчёт на то, что подключаешь машину к розетке в гараже, заводишь холодный двигатель и идёшь работать. Если надо завести двигатель, когда рядом нет розетки – пользуйся ручным стартером. А у Honda запуск поворотным переключателем, как на автомобиле.
А вот нюанс, который внешне на «Хонде» вообще не заметен, но прекрасно известен специалистам: у неё нет ремней в приводе, трансмиссия здесь почти как у мотоцикла: полноценная коробка передач с дисковым сцеплением. Здесь исключена ситуация, когда ход включен, а гусеницы не крутятся из-за пробуксовки приводного ремня. Напомним, что обычно на снегоотбрасывателях используют именно приводной ремень, есть он и на Cub Cadet.
В свою очередь, у Cub Cadet есть некоторые интересные особенности, которых нет у Honda. Во-первых, у него уникальная конструкция рабочего механизма, названная трехступенчатой. На первом этапе два боковых шнека сгребают снег и направляют его к центру ковша. Здесь его измельчает центральный шнек, ось вращения которого перпендикулярна оси вращения боковых шнеков. Дальше предварительно измельчённый и уплотнённый снег отпраляется к вертикальной крыльчатке, которая и выбрасывает его через жёлоб (третий этап). По мнению производителя, такая система более эффективна при работе с плотным слежавшимся снегом благодаря своеобразному эффекту «забуривания» — центральный шнек работает как сверло, вгрызаясь в толщу снега.
Ещё одно отличие от Honda HSS 655 ETS – система изменения балансировки, которую также называют системой переноса веса. Речь об изменении пространственного положения снегозагребного ковша относительно гусениц, такой механизм встречается только на гусеничных машинах. Колёсным он в принципе не нужен по понятным причинам – там наклонить или приподнять ковш не составляет труда.
Рычаг системы устанавливают в одно из четырёх положений в зависимости от рабочей ситуации. В положении «утрамбованный снег» центр тяжести снегоуборщика смещается вперёд, и он сильнее прижимается к земле. В позиции «гравий» машину используют для очистки от снега поверхностей с покрытием из гравия и щебня, поднимая ковш чуть выше. Третье положение (ковш ещё выше) предназначено для работы в обычных условиях. А последнее служит для транспортировки машины (ковш поднят максимально вверх).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ, ОТЗЫВЫ
Условия для теста были неоднозначными. Вроде бы лёгкими — поляна, которую не чистили всю зиму, снег глубокий (до 40 см) и довольно рыхлый. Но рядом – бруствер, который нагрёб расчищавший дорогу трактор. А вот он должен был стать сложным испытанием. Собственно, таким он и стал.
Смотрите видео и всё увидите.
С рыхлым снегом обе машины справились успешно. Система наклона ковша на Cub Cadet показала свою эффективность – машина с первого же прохода докопалась до травы. Honda весит меньше, и аналогичной системы, меняющей наклон ковша, у неё нет – разве что вручную наклонять, за рукоятки. Поэтому машина периодически стремилась примять снег гусеницами, на земле оставался тонкий слой. Как выяснилось чуть позже, к этому нетрудно приноровиться, так что дальше дело пошло намного увереннее.
Разница между дисковым сцеплением и ремённой передачей в этот раз никак себя не проявила. Полагаем, что она могла бы оказаться заметной, если бы снег был мокрым и тяжёлым. Тогда нагрузка на все системы была бы гораздо выше. А тот, что мы убирали, мало отличается от свежевыпавшего – рыхлый, и убирать его нетрудно, несмотря на почти полуметровую глубину. Он даже летит недалеко, метров на 10 максимум, быстро теряя скорость. Так что проверять, соответствует ли дальность выброса заявленной, мы даже не пытались. Эта цифра в любом случае – некоторая условность, она может быть достигнута не в любых условиях, и обычно далеко летит именно мокрый тяжелый снег. Ну и где нам было искать его, когда после снегопада ни одной оттепели не было, и температура ни разу не поднялась выше минус 10 градусов?
Самой сложной задачей оказалось пробить дорогу через бруствер, образовавшийся после расчистки дороги. Это полностью ожидаемо, возможности снегоотбрасывателей не безграничны. Дело в том, что габариты снегозагребного ковша всегда больше, чем у шнеков. Поэтому шнеки могут быть сколь угодно зубастыми, но если снег уже спрессован или вовсе заледенел, то машина упрётся в него краями ковша или подрезным ножом и будет буксовать на месте. Сами шнеки и лёд бы проломить могли, но они ведь не дотягиваются до земли. Поэтому не надейтесь, что легко справитесь с сугробами. Из длительного опыта тестов мы сделали такой вывод: предел возможностей снегоуборщика – это когда снег не поддаётся уборке качественной пластиковой снегоуборочной лопатой, и его приходится долбить. Так что лучше не допускать такого и убирать снег почаще, пока он ещё не успел слежаться.
Что касается результатов теста, то здесь с уверенностью можно сказать, что Honda HSS 655 ETS – отличный выбор для загородного дома с большой прилегающей территорией, дорожками и подъездными путями. А Cub Cadet 730 HD TDE, при его более высокой мощности и производительности, прекрасно подходит на роль машины для коммунальных служб.
Снегоуборщик: советы по выбору. Двигатель, трансмиссия, обслуживание, обзор основных параметров и прочее
Автор статьи: Алексей Меснянкин, редактор журналов серии «Потребитель»
Автор видео: Илья Маренков, компания «МВ Групп»
Февраль 2018 года