В 2019 году на российский рынок вышел «новый Felisatti» — инструмент хорошо известного бренда, но уже совершенно другой. Поменялась компания, инструмент имеет совсем иную конструкцию… подробнее обо всём этом читайте в интервью с учредителем компании «Фелимакс», которая сейчас представляет бренд в России, господином Паном. А в этой статье мы постарались разобраться, что, собственно, представляет собой новая техника.
Начали с УШМ. У нынешнего Felisatti их три линейки. Первая — базовая (самая простая, заявлена как близкая по конструктивным особенностям к тем, что продавались в России ранее). Вторая — так называемая модернизированная, третья — «с повышенным ресурсом». Последние УШМ можно опознать по букве П в маркировке, срок их службы, по данным производителя, должен быть вдвое-втрое выше, чем у машин базовой серии.
Первая из рассматриваемых моделей — из модернизированной версии, хотя буквы М в маркировке нет. Это представитель одного из наиболее востребованных среди домашних мастеров классов УШМ — лёгкая, компактная, мощностью менее 1000 Вт и с диском 125 мм.
Felisatti УШМ-125/850
Угловая шлифовальная машина
Инструменты этого класса очень часто применяют как вспомогательные при сварочных работах, их приходится держать в руках продолжительное время и постоянно менять хват. Представленная модель с этой точки зрения очень удачная, диаметр корпуса всего 50 мм, а вес — 2,1 кг. Всё это, безусловно, будет способствовать меньшей утомляемости пользователя.
Корпус редуктора окрашен в чёрный цвет, хотя обычно их красят в серебристый, под цвет самого материала корпуса. Производители боятся мелких сколов, которые неизбежно появляются, когда инструмент находится на витринах гипермаркетов и его за сутки могут трогать сотни рук. Отлично заметные на чёрном фоне серебристые сколы портят товарный вид. Чёрная окраска имеет практический смысл только в том случае, когда маскирует пластиковую и тоже чёрную крышку корпуса редуктора. Здесь же всё сделано из металла, так что чёрный цвет, очевидно, всего лишь дизайнерское решение, подвоха тут нет.
Дополнительная рукоятка обрезиненная, обычной конструкции. Кабель питания длиной 2,5 м, типа H05RN-F, с резиновой изоляцией. На нём есть липучка красного цвета с фирменным логотипом, она предназначена для фиксации кабеля в свёрнутом состоянии — это удобно.
Используя стандартную крестовую отвёртку PH2, откручиваем с торца винт крепления крышки корпуса редуктора и вскрываем инструмент. Ряд производителей допускает вмешательство пользователя в данный узел без снятия инструмента с гарантии, поскольку здесь расположены щётки — расходный материал. Все контакты собраны на хорошо себя зарекомендовавших плоских клеммах, но качество обжатия невысокое, видны очевидные признаки значительной рассинхронизации работы обжимающего клеммы оборудования или оператора. Почти из каждой клеммы торчат мелкие провода гибкой жилы, в некоторых случаях расстояние между проволочками разных жил не превышает несколько миллиметров. Это не может не вызвать опасения насчёт риска короткого замыкания, ведь работа инструмента всегда сопровождается вибрацией.
Кнопка «Пуск» в герметичном исполнении, щётки без механизма автоматического отключения.
Статор имеет полную заливку от абразивного износа порошковым лаком красного цвета. И в плане защиты обмоток к этой модели нет никаких вопросов, всё сделано как в дорогих моделях инструмента. Ротор также имеет защиту обмоток от абразивного износа в процессе работы в виде специальной намотки толстым синтетическим шнуром и лаковой пропитки. Такая обмотка при рабочих оборотах в районе 39 000 в минуту, или 650 в секунду встаёт непреодолимой даже для самой мелкой пыли стеной, тем более для частиц крупнее.
А дальше обнаружилось несколько технических решений, которые вызвали удивление. Если посмотреть на крыльчатку охлаждения двигателя со стороны редуктора, то на ней вы не увидите привычных в таких конструкциях рёбер лабиринтной защиты переднего опорного подшипника ротора от пыли. Разумеется, нет и ответных элементов на корпусе редуктора. Это крайне странно, учитывая высокую степень защиты всех обмоток в инструменте. Задний опорный подшипник ротора находится в традиционном резиновом демпфере, который тоже должен иметь юбку, своим краем входящую в ответный элемент перед задним опорным подшипником. Элемент перед подшипником есть, а демпфер — без юбки. В ряде случаев встречается компромиссное решение, когда демпфер вместо юбки имеет бортик, как здесь… но этот бортик должен перекрываться шайбой перед тем же опорным подшипником, и её размер должен по размеру соответствовать юбке резинового демпфера. Здесь эти шайбы есть, целых две штуки, только явно недостаточного диаметра.
Интересно, что на ответном элементе лабиринтной защиты есть некое подобие очень коротких лопастей, которые должны создавать поток воздуха, параллельный ротору в этом месте. Глядя на конструкцию посадочного места и решёток для забора воздуха, возникают опасения, что это техническое решение не сможет работать с должным эффектом. И есть вопросы к переднему опорному подшипнику ротора. Несмотря на герметичное исполнение, его посадочное место отлично просматривается через технологические зазоры, то есть мы видим прямую дорогу для пыли.
Корпус редуктора герметичный, с уплотнительными резиновыми кольцами как на крышке корпуса, так и вокруг переднего опорного подшипника ротора. Сама конструкция предельно облегчённая, местами даже чрезмерно. Так, посадочное место верхнего шарикового опорного подшипника ведомого вала в месте примыкания ведомой шестерни имеет прослабление, толщина стенки тут менее 1,5 мм! Опять же видим некий набор странностей. В основном всё достойно: герметичная крышка редуктора, изготовленная методом механической обработки ведомая шестерня, нормальная лабиринтная защита нижнего опорного подшипника ведомого вала и шариковый подшипник сверху ведомого вала — это отличное сочетание. Но серьёзное облегчение самого корпуса — явный ущерб прочности. Сквозные резьбовые отверстия под дополнительную рукоятку быстро забьются пылью, и рукоятку будет очень непросто переставить на другое место. Посадочное место блокиратора шпинделя очень тонкое, обычно тут стенки минимум в два раза толще. Хорошо, что ход штока блокиратора относительно небольшой, иначе такие конструкции легко ломаются при попытке открутить диск, который «закусило» на фланце.
В качестве резюме хочется выделить ряд моментов. Если использовать эту УШМ только для резки металла, то лабиринтная защита переднего и заднего опорных подшипников ротора, в силу особенностей данной работы, не играет значимой роли. Важна хорошая защита нижнего опорного подшипника ведомого вала, а она тут есть. Не менее важна надёжная защита от абразивного износа, поскольку при резке образуются острые и относительно тяжёлые частицы металла. Все эти вопросы здесь также решены на твёрдую «пятёрку».
Необходима надёжная фиксация вала при замене оснастки, поскольку диски меняют часто. А вот здесь уже могут возникнуть проблемы. Форма крыльчатки и элементы, формирующие воздушные потоки для охлаждения, развиты не совсем так, как в проверенных временем конструкциях. И чрезмерно облегчённая конструкция редуктора тоже настораживает.
Применять модель с такими типами защиты опорных подшипников от пыли по минеральным материалам не стоит, слишком велик риск преждевременного выхода их из строя, несмотря на герметичное исполнение. Обрабатывать древесину тоже не следует, тут продвинутая защита от абразивного износа вообще не нужна, а мелкая древесная пыль вытянет смазку из подшипников раньше положенного срока службы. И если у инженеров, создавших эту модель, была мысль применять её для обработки металла, резки и шлифования в пропорции примерно 2:1 (резка вдвое больше по времени, чем шлифовка), то, если закрыть глаза на ряд моментов по редуктору, можно сказать, что они справились. Отметим, что УШМ стоит в рознице примерно полторы тысячи рублей, поэтому вряд ли нужно воспринимать слишком серьёзно те проблемные моменты, на которые мы указали. Вторая модель в нашем «разборе» — Felisatti УШМ-125/1400Э (М). На мой субъективный взгляд, модели с подобными характеристиками наиболее универсальные по применению. Это связано с высокой мощностью двигателя (1400 Вт), наличием функций электронной регулировки оборотов и поддержания оборотов под нагрузкой. Единственное технологическое и вполне понятное ограничение — это относительно небольшая глубина пропила.
Felisatti УШМ-125/1400Э (М)
Угловая шлифовальная машина
При покупке такого инструмента, как угловая шлифовальная машина, имеет смысл выбирать максимально оснащённую модель. Тогда можно резать металлы, в том числе те, которые нельзя сильно перегревать, просто снизив обороты; можно шлифовать с использованием всей доступной номенклатуры оснастки, в том числе дисками на липучке. Можно даже использовать специальную оснастку для обработки древесины. Мастера с её помощью делают просто невероятные по красоте предметы. По своим характеристикам эта модель точно подходит под все указанные критерии.
У этой машинки более толстый корпус, чем у младших моделей, что логично — тут намного более мощный двигатель, а мощность имеет прямую зависимость от линейных размеров ротора. Кабель резиновый, есть липучка для его фиксации в свёрнутом состоянии, как у всех УШМ Felisatti. Защитный кожух обычный, с фиксацией положения винтом с головкой PH2. Рукоятка тоже обычная, сверху покрыта слоем чёрного эластомера для улучшения хвата и уменьшения скольжения.
Снимаем крышку корпуса, открутив один винт с головкой PH2. Первое, на что сразу об ращаешь внимание после разбора младшей модели, — все клипсы в термотрубках, и здесь нет торчащих мелких проволочек. Второе, что замечаешь, — клипсы щёток сильно деформированы. Похоже, причина в том, что клипсы явно не предназначены именно для этой модели, они выступают за пределы крышки корпуса, а на производстве просто загнули то, что торчит, и силой засунули крышку на место. Впрочем, инструмент работает!
От предыдущей модели эта отличается ещё и наличием электроники управления: есть и регулировка оборотов, и поддержание их под нагрузкой. Вся электроника в герметичном исполнении. Щётки без механизма автоматического отключения.
Статор с качественной заливкой обмоток порошковым лаком, ротор также имеет защиту от абразивного износа в виде специальной навивки толстой нитью, пропитанной лаком. Надо сказать, что все модели данного производителя, которые нам удалось изучить, имеют грамотную защиту статора и ротора от абразивного износа.
У крыльчатки два ребра лабиринтной защиты переднего опорного подшипника ротора. Задний опорный подшипник ротора стоит в резиновом демпфере, перед подшипником есть деталь, которая является ответным элементом лабиринтной защиты от пыли. Юбки на резиновом демпфере или ребра вокруг посадочного места подшипника в корпусе нет. Так что этот элемент вряд ли способен выполнять заявленные функции.
При отсоединении ротора от корпуса редуктора снимается и ещё одна деталь, она выполняет роль посадочного места переднего опорного подшипника ротора, ответной части лабиринтной защиты подшипника и дополнительного элемента охлаждения корпуса редуктора. Воздух от двигателя, проходя через лопасти, формируется в более эффективный поток и охлаждает саму деталь. Она стыкуется с корпусом редуктора через тщательно отфрезерованные поверхности и отбирает тепло от редуктора, выполняя роль радиатора охлаждения. Такое решение очень хорошо себя зарекомендовало на многих аналогах других производителей. Правда, изготовлена эта деталь очень уж экономно в плане расхода материалов. Она настолько тонкая, что выгибается на пределе упругих деформаций при захвате лапками съёмника для демонтажа ротора. Если сервисный мастер возьмётся демонтировать ротор привычным способом, упирая деталь в губки тисков и нанося удар по оси ротора вниз, то гарантированно её сломает.
Корпус редуктора полностью герметичный, на крышке корпуса есть резиновое кольцо. От предыдущей модели конструкция редуктора выгодно отличается — тут нет никаких прослаблений, и единственное место, дающее повод для незначительных опасений, — штифт блокировки вала для замены оснастки. В крышке корпуса редуктора установлен ведомый вал, который опирается на два шариковых подшипника. Здесь непривычно большое расстояние от ведомой шестерни до верхнего опорного подшипника. Такое инженерное решение, безусловно, хорошо скажется при шлифовании обдирочными кругами — самой тяжёлой с точки зрения нагрузок на опоры ведомого вала работе. Однако вылет штока блокиратора вала тут больше, чем обычно, к такой конструкции нельзя прилагать больших усилий.
У этой модели заявленная скорость вращения сильно не дотягивает до реальной. Изначально мы не планировали проводить измерения, но насторожились, подсчитав количество зубьев на ведущей и ведомой шестернях и вычислив передаточное число. Выходило, что при заявленных 11 000 об/мин ротор должен вращаться со скоростью свыше 50 000 об/мин, а этого не может быть. Измерили — оказалось, ротор вращается с вполне нормальной скоростью, а максимальная частота вращения шпинделя чуть меньше 9000 об/мин. При этом минимальная скорость вращения шпинделя на первой позиции регулятора — 2100 об/мин. Очевидный акцент в сторону низкой скорости, что позволяет аккуратно шлифовать материалы, требующие деликатного подхода.
Шестерни сделаны методом механической обработки материалов, термообработаны и отшлифованы в нужных местах.
В целом модель производит двойственное впечатление. Высочайшее техническое оснащение, отличная защита всех обмоток самыми передовыми способами защиты, наличие правильных элементов для охлаждения корпуса редуктора, качественно сделанные шестерни с разведением точек опоры на ведомом валу — хорошее сочетание для реально надёжного инструмента. И все это техническое великолепие соседствует с гнутыми клипсами щёток, очень тонкими деталями, отсутствием технически заложенной защиты заднего опорного подшипника ротора. С последним достаточно легко мириться, если использовать инструмент только для работ по металлу — герметичный подшипник сам по себе достаточно стойкий к воздействию специфической металлической пыли в этом месте. В целом модель интересная, и если её немного доработать, то можно довести до уровня достойного конкурента известным брендам!
Последняя из рассмотренных при подготовке этой статьи УШМ отличается очень высокой мощностью — не исключено, что это претендент на лидерство по мощности среди всех существующих на данный момент моделей с 230-м диском. Задачи, которые обычно решают таким инструментом: продолжительная резка и шлифование материалов с большими объёмами съёма. Столь высокие заявленные характеристики неизбежно должны привести к тому, что потенциальный пользователь будет ожидать от инструмента серьёзных результатов. Ну что же, посмотрим, каков он внутри.
Felisatti УШМ-230/2800 МП
Угловая шлифовальная машина
Внешний осмотр вполне соответствует ожиданиям: толстый резиновый кабель питания для защиты от ударов и случайного повреждения при наступлении на него ногой. Кабель фиксируется в смотанном виде фирменной липучкой красного цвета. Основная рукоятка тут имеет возможность вращаться на 180 °C шагом 90°, то есть есть три положения для работы. Это весьма востребованная функция для большого и тяжёлого инструмента, поскольку позволяет удобно удерживать его в любых режимах работы, будь то резка или шлифование. Дополнительная рукоятка обычная, покрыта слоем эластомера, что тоже очень удобно. Кожух из толстой стали регулируется и снимается посредством винта с внутренним шестигранником на 5. Фланец и гайка обычные.
При разборке первым делом откручиваем пять саморезов, скрепляющих половинки основной рукоятки, и разъединяем их. Все винты и саморезы имеют головку со шлицем PH2, что упрощает процедуру сборки и разборки инструмента. Клавиша «Пуск» имеет всем хорошо знакомый формат, и тут есть технологическая возможность, заменив один элемент, создать функцию фиксации клавиши во включённом положении. Кнопка к контактам статора крепится на клипсах и легко отсоединяется. Провода внутри достаточно длинные для полноценной работы механизма поворота основной рукоятки, места для движения проводов тоже предостаточно. Кнопка фиксации положения основной рукоятки тугая, что, безусловно, защитит от случайных нажатий при манипуляциях с инструментом. Хотя клавишу можно сделать и несколько шире, если работать в кожаных рукавицах сварщика, в обычных перчатках таких проблем не возникнет. Под хорошо известными крышками стоят щётки. Они очень грамотно сделаны, с двойными косичками проводов. Учитывая весьма высокую заявленную мощность в 2800 Вт, мера совсем не лишняя. Малейший плохой контакт в таких двигателях ведёт к перегреву щёточного узла вплоть до расплавления и попадания обломков во вращающийся коллектор. Тут таких проблем возникнуть не должно.
Откручиваем четыре винта крепления корпуса редуктора к корпусу двигателя и вынимаем ротор, предварительно вынув щётки из гнёзд щёткодержателя. В этот момент хотелось закричать: «наконец-то»! Наконец-то увидели нормальный конструктив, соответствующий самым тяжёлым условиям эксплуатации… подробности далее.
Ротор имеет специальную навивку толстой нитью, которая выполняет функцию защиты от абразивного износа. При вращении ротора со скоростью около 30 000 об/ мин нить сливается в плоскость. Через такую защиту легко проходит воздух для охлаждения обмоток и не проходит даже самая мелкая пыль. Есть тут и лабиринтная защита от пыли заднего опорного подшипника ротора, она выполнена по традиционной схеме для таких узлов в больших УШМ. Один элемент стоит перед задним опорным подшипником, ответная часть с ребром выполнена вокруг посадочного места в корпусе. На самом элементе есть небольшие лопасти, это инженерное решение последнего времени, они формируют воздушный поток параллельно ротору в этом месте. Обратите внимание, как правильно делается такой узел, чтобы эти лопасти работали: он имеет два ряда рёбер, внешнее ребро накрывает кольцо сверху, а за посадочным местом открытое пространство с рёбрами жёсткости посадочного места. Если убрать один из этих пунктов, узел будет работать не так, как планировалось. Крыльчатка охлаждения имеет кольцо, закрывающее лопасти по кругу, — известное решение в таких случаях. Что любопытно, лабиринтной защиты переднего опорного подшипника нет. И такое решение было весьма распространённым десять лет назад, более современные модели уже эту защиту, как правило, имеют.
Статор защищён от абразивного износа заливкой порошковым лаком. Хотя, этот процесс сложно назвать заливкой, скорее нанесением порошка и дальнейшим спеканием.
Корпус редуктора не герметичный, колец уплотнения или прокладок тут нет. Посадочное место штифта фиксации ведомого вала имеет достаточную толщину, однако всё же одно «но» есть — посадочное место следовало бы дополнительно усилить. Из-за увеличенного расстояния между опорами ведомого вала пришлось увеличить вылет штифта, и его посадку тоже стоит усилить во избежание случайной поломки при демонтаже сильно прикипевшего диска со стальным телом.
Соотношение передаточных чисел редуктора 12:42, или 4,42. Проверка частоты вращения шпинделя прибором показала полное соответствие заявленного и реального значений. Обе шестерни изготовлены методом механической обработки со шлифовкой посадочных мест. Верхний опорный подшипник шариковый, да ещё и в герметичном исполнении. Это решение дополнительно защищает подшипник при сильном износе шестерён и появлении в смазке редуктора стальных микрочастиц. Гораздо чаще встречается простая стальная защита на сепараторах. Нижний опорный подшипник не имеет лабиринтной защиты со стороны защитного кожуха. Аналогично переднему опорному подшипнику ротора это решение было распространено раньше, и в современных моделях такая защита есть. Более того, сюда можно установить защиту прямо по месту, с ребром, перпендикулярным оси ведомого вала.
Пятнадцать лет назад это была бы абсолютно передовая модель по всем параметрам. Но за это время появились новые материалы из тех, для обработки которых используют УШМ, изменились, порой кардинально, свойства давно привычных. Соответственно изменились способы применения инструментов. Приведём простой пример, как раз связанный с угловыми шлифовальными машинами с диаметром диска 180–230 мм. Более тридцати лет назад этот инструмент использовали исключительно для работ по металлу. Соответственно, ему совершенно не требовалась защита от минеральной пыли. Ещё пятнадцать лет назад знаменитая тротуарная плитка не была настолько распространена, встречалась лишь изредка в частных домовладениях или на площадках возле дорогих магазинов. Поэтому защита от абразивной минеральной пыли стала применяться не сразу, и первым её получили задний опорный подшипник ротора и нижний — ведомого вала. И уже в наше время эти решения дошли до последнего в этой системе переднего опорного подшипника ротора. Рискнём предположить, что с учётом всех описанных особенностей конструкции при применении на металлобазах эта УШМ будет не то чтобы вечной, но прослужит очень долго. То же самое можно сказать и про умеренную работу с минеральной пылью, особенно на открытом воздухе или в помещениях с активным воздухообменом.
Однако, как всегда, есть и вторая чаша весов. При цене, едва превышающей 6000 рублей, как-то гораздо менее критично смотришь на то, что можно было бы счесть недостатками.
Обзор опубликован в объединённом выпуске «Осень-зима 2019» (№4’2019)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.