Лето выдалось холодным и дождливым (как минимум в Москве и прилегающих областях). Вместо того, чтобы наслаждаться клубникой и прочими ягодами, дачникам и жителям загородной местности приходится бороться с травой. Она растёт с поистине неудержимой энергией – выкосишь участок, глядишь – через неделю там опять заросли едва ли не по пояс.
В таких условиях вполне логичен рост спроса на технику для кошения травы. Тем, кто привык к бензиновой технике и умеет с ней обращаться, рекомендуем обратить внимание на бензокосу «Рысь» БТР-52.
Мы провели тест бензокосы «Рысь» БТР-52, публикуем характеристики, фото, видео (в том числе инструкцию, как собирать), советы по эксплуатации и отзывы по результатам проведённых полевых испытаний.
ВИДЕО ТЕСТА
«СДЕЛАНО В БЕЛАРУСИ»
Крупная надпись на упаковке «Сделано в Беларуси» появилась неспроста. Производитель бензокосы «Рысь» – компания «Никкей», причём сборка действительно осуществляется в Беларуси, из китайских комплектующих. О преимуществах этой схемы бизнеса нам рассказывал в своём интервью коммерческий директор российского подразделения компании «Никкей» Николай Запуняко. Если коротко, то суть в следующем: взяли наиболее удачные и проверенные временем решения, предлагаемые китайскими производителями, доработали там, где это было необходимо, и начали завозить в виде комплектующих, проводя окончательную сборку на собственном производстве. Цена ниже, коммуникация с поставщиками, которые находятся совсем рядом, гораздо быстрее и проще. Чем с китайцами. Поэтому для профессионалов рынка работать с «соседями» может быть выгоднее, чем напрямую везти технику из Китая.
Тест бензопилы «Рысь» Промо ПР-5218 на 28-градусном морозе: отзывы
Обычному покупателю эта информация тоже полезна, она объясняет, почему техника «Рысь» стоит недорого. Всегда при виде низкого ценника ищешь какой-то подвох, есть ли он здесь? Вряд ли – производитель прямо заявляет, что это техника бытового уровня, то есть чуда за три копейки никто не обещает. Можно ли это считать обычной китайской продукцией? Тоже нет – в Китае можно приобрести технику разного уровня, в том числе весьма добротную. Что из этого считать «обычным»? «Никкей» говорит, что комплектующие берёт у проверенных производителей с хорошей репутацией, выпускающих товар высокого качества, а экономит за счёт самостоятельной сборки – оснований не верить этому нет. И потом, у нас есть подтверждение – мы ведь уже тестировали бензопилу «Рысь», и результаты этого испытания полностью подтверждают, что качество весьма приличное. Далеко не каждая бытовая бензопила заведётся и сможет работать на 28-градусном морозе. А вот «Рысь» работает. Давайте посмотрим, как будет работать бензокоса.
КОМПЛЕКТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
«Внутри» компании эту модель называют не бензокосой, а бензотриммером. Аббревиатура «БТР» в маркировке именно так и расшифровывается. Это дало нам повод пошутить в соцсетях, что «БТР мы тестируем впервые».
Мы в журнале привыкли называть «триммерами» устройства с двигателем, расположенным снизу – чтобы отличать от кос, у которых мотор на противоположном конце штанги. Но суть от этого принципиально не меняется.
Рысь БТР-52 – представитель наиболее популярного к России типа бензокос (триммеров). Прямая штанга, разнесённые в стороны («велосипедные») рукоятки и обязательная в таком случае подвеска, возможность работы как леской, так и ножом. Причём нож здесь специфический, такие появились в продаже относительно недавно – напоминает пильный диск от циркулярной пилы. Ну и полуавтоматическая катушка с леской, естественно. Двигатель двухтактный и мощный – согласно заявленным производителем данным, свыше 3 л.с.
Рысь БТР-52
Бензокоса (бензотриммер)
СБОРКА И ЗАПУСК
Первое, что удивило – триммер (хоть иногда будем называть его так) продаётся в разобранном виде, в двух коробках. В одной – штанга в сборе с угловым редуктором, в другой – двигатель, защитный кожух, разобранные рукоятки и всё остальное. Решение показалось нам удобным – как минимум довезти покупку из магазина гораздо проще. Хоть на небольшом седане приехал: кладешь коробку с двигателем в багажник, а упаковка со штангой прекрасно помещается в салоне, даже складывать сиденья не придётся.
Процесс сборки сложным не назовёшь. Весь необходимый инструмент входит в комплект поставки, так что собрать инструмент можно хоть в чистом поле. Соединяешь двигатель и штангу четырьмя винтами с головками под внутренний шестигранник. Собираешь рукоятку – сначала крепишь металлические трубки к штанге, потом надеваешь на них пластиковые ручки. Если есть хоть небольшой опыт работы бензокосой, то даже инструкция не понадобится, всё и так очевидно. Фиксируешь в удобном месте проушину под крюк подвески (1 винт). Потом ставишь кожух (4 винта с гайками). По сути, это всё – осталось только режущий механизм установить.
Порадовало, что при сборке не возникло затруднений в виде не совпадающих отверстий и прочих косяков, характерных для изделий низкого качества. Все винты вставляются легко, забивать молотком не пришлось.
Согласно инструкции, для этого триммера нужно использовать топливную смесь в пропорции 25:1. То есть масла нужно вдвое больше, чем обычно – большинство современных «двухтактников» работают на смеси 50:1. Соответственно расходы на масло здесь больше, и запах выхлопных газов чувствуется острее. Это, пожалуй, можно считать недостатком, но при стоимости порядка 6500 рублей с ним легко смириться.
Ещё один замеченный недостаток – на корпусе двигателя нет обозначений, в каком положении рычага воздушная заслонка закрыта, а в каком открыта. Вообще-то проверяется легко – снимаешь воздушный фильтр, и сразу видно, что и как. Но обычно такую информацию указывают либо на этикетке, либо и вовсе в виде наплывов на корпусе, она важна. После зимы напрочь забываешь, где у рычага какое положение… а если заводить холодный мотор, не закрыв заслонку, то можно залить свечу. Ничего страшного, но небольшая потеря времени как-то сбивает с рабочего настроя. В общем, не мешало бы устранить этот недостаток информации.
Но к самому двигателю никаких претензий. Усилие на пусковом тросе достаточно велико, всё-таки объём цилиндра здесь приличный, 52 «кубика». Но заводится без проблем, «на горячую» – с первого рывка. Есть насос для предварительной подкачки топлива в карбюратор (праймер) – очень полезная штука. С ним запуск холодного двигателя по трудоёмкости почти не отличается от горячего. Подкачал топливо, дернул шнур два-три раза – мотор чихнул. Открыл рычагом заслонку, дернул ещё раз – завёлся. А без праймера подкачивать топливо приходится, дергая всё тот же пусковой шнур, и там уже не два-три раза, а все десять. Это утомляет. Так что насос сильно упрощает работу.
Очень понравилось, что рукоятки виброизолированы — кронштейн крепления отделён от штанги резиновой прокладкой. Если вдруг покажется, что «трясет» сильнее, чем хотелось бы, то имеет смысл воспользоваться антивибрационными перчатками.
РАБОТА ЛЕСКОЙ
«Велорукоятки» подразумевают обязательное наличие как минимум ремня на плечо. Здесь – полноценная ранцевая подвеска, с кучей регулировок и «быстрой» застёжкой, которую легко расстегнуть даже в перчатках. Катушка полуавтоматическая, леска очень толстая – 2,4 мм. Пожалуй, предельно толстая для катушки такого типа.
Установить «предел эффективности» для катушки не удалось. В нашем распоряжении просто не оказалось травы, достаточно жёсткой, чтобы она оказала заметное сопротивление леске. Июнь месяц, погода дождливая, трава прёт бешеными темпами, она вся зелёная и сочная – ну и что она может противопоставить трём лошадиным силам и леске толщиной 2,4 мм? По нашим ощущениям, разве что какой-нибудь матёрый чертополох или борщевик могли бы оказать хоть какое-то сопротивление. Но к борщевику без костюма химзащиты приближаться не стоит, если не хотите получить тяжелые химические ожоги. А чертополох нам как-то не попадался. Да если и попадётся, то он сейчас тоже зелёный.
РАБОТА НОЖОМ
Нож заинтересовал нас гораздо больше, чем леска. Тонкий, лёгкий, отлично сбалансирован, с твердосплавными напайками. Как мы уже говорили, такие модели появились относительно недавно, и они явно набирают популярность. Наш опыт эксплуатации бензокос с такими ножами говорил, что они подходят и для травы, и для кустарника. И мы решили проверить нож сначала на длинной мягкой траве, а потом на густых кустах.
Спросите, причём здесь мягкая трава? Может, прозвучит странно, но для лески именно такая, длинная и мягкая, является заметной проблемой. Она настолько мягкая и гибкая, что леска не перерезает её, а приминает. Нож оказался очень эффективным.
Но больше всего нам понравилось, как он работает по кустам. Стволы в палец толщиной, а то и больше, срезает без какого-либо ощутимого сопротивления, с негромким «дзиньканьем». Однако есть два важных момента, связанных с техникой безопасности, о которых нужно помнить.
Первое – нож не подходит для работы возле заборов, фундаментов или в местах, где есть риск наткнуться на камни или металл. Столкновение с торчащим из земли куском арматуры он может не пережить, подобный «контакт» крайне опасен как для самого косильщика, так и для случайных прохожих. Сетка-рабица тоже представляет серьёзную опасность. Поэтому перед началом работы ножом тщательно изучите местность.
Второе – нож работает в одном направлении, при движении справа налево. Как циркулярная пила, которая режет только при движении «от себя», так и этот нож является односторонним. При установке необходимо учитывать направление вращения.
Наш тест показал, что попытка резать в обратном направлении не страшна, когда работаешь с травой или тонкими побегами кустарника, но если в траве попадётся, например, пень, то он может спровоцировать отскок инструмента. Мы специально сняли на видео, как это происходит, посмотрите внимательно. И учитывайте этот момент при работе ножом.
РЕЗЮМЕ И ОТЗЫВЫ
БТР-52 «Рысь» — простой, мощный и удобный инструмент. Предназначен для частных пользователей, потому что позиционируется как бытовой.
«Рысь» позиционируется производителем как техника бытового класса, что предполагает ограничения на время непрерывной работы. Выработал бак – дай инструменту остыть, потом можешь продолжить. Да, он очень мощный, но это не значит, что им можно работать в три смены без перерывов.
Таким образом, этот бензотриммер явно рассчитан на частных пользователей, кому надо расчищать густые заросли травы и кустарника. Вот представьте – купили вы, допустим, участок под строительство дома, а там не пройти, всё заросло. Берёте этот «БТР» и спокойно, с перерывами на чай-кофе и т.д., выкашиваете всё, что мешает. Цена вопроса – порядка 6500 рублей, это явно дешевле, чем нанимать кого-то для этой работы. Да и сам инструмент ещё не раз пригодится в хозяйстве, траву в любом случае надо косить регулярно, если не хотите джунглей у себя на участке. Особенно при нынешней погоде.
Применил БТР и зачистил территорию вокруг своего участка – теперь это может каждый! Абсолютно легально, без дополнительных лицензий и каких-либо разрешений от государства. И цена радует!
Тест провели Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин
Июнь 2017 года