Как работают по глубокому и плотному снегу два самых серьезных и мощных снегоуборщика Greenworks из профессиональной 82-вольтовой серии? Речь о самоходном двухступенчатом снегоуборщике GC82 и несамоходном GD82ST. У них больше различий, чем сходства, роднит их только одинаковая батарея напряжением 82 В. Надо сказать, что в аккумуляторном сегменте на российском рынке сегодня ничего производительнее и эффективнее просто нет! Более того, самоходный двухступенчатый аккумуляторный снегоуборщик – явно первый такой если не в мире, то на российском рынке точно.
За последние несколько лет к нам на тест попадали аккумуляторные снегоуборщики с самыми разными напряжениями питания, и все они, даже весьма легкие, компактные и низковольтные, успешно демонстрировали работоспособность по легкому и среднему снегу. Тем не менее, по-настоящему универсальными и действительно пригодными для профессиональной эксплуатации можно назвать лишь модели с максимальным запасом мощности, к которым у Greenworks относятся GD82ST и GC82. Первая модель до недавнего времени была старшей в линейке профессионального оборудования Greenworks Commercial, но после появления GC82 закономерно отошла на второй план. Несмотря на то, что по одиночке они к нам уже попадали, в этот раз мы тестируем их в паре, и поэтому заново пробежимся по конструкции и особенностям обоих аппаратов!
ВИДЕО
СТАТЬЯ
Флагманская модель — Greenworks GC82
Это – настоящий монстр в линейке аккумуляторных снегоуборщиков, мощный и тяжелый, ориентированный в том числе и на плотный, слежавшийся снег. В нём собраны, пожалуй, все мыслимые технологии, существующие на сегодняшний день в сегменте тяжелых самоходных бензиновых снегоуборщиков. Именно бензиновых, потому что аналогов по конструкции и функционалу ни в сетевом, ни в аккумуляторном исполнении мы до сих пор не встречали. Хотя «до сих пор» — не совсем правильное определение, первое знакомство с этой машиной у нас состоялось в конце лета 2022 года, когда мы испытали её в работе на керамзите.
Тест аккумуляторного снегоуборщика Greenworks GC82 на керамзите
Greenworks GC82
Двухступенчатый шнекороторный снегоуборщик
Greenworks GD82ST56 – уникальная трёхмоторная машина: два независимых электродвигателя находятся в колесах ведущей оси, и отдельный мотор вращает шнек и дополнительный ротор второй ступени. Все моторы бесколлекторные, максимально долговечные. Схема с двигателями привода по числу колес дарит снегоуборщику потрясающую маневренность и легкость хода. Два мотор-колеса формируют «электрический дифференциал», который оценит каждый, кому приходилось маневрировать на бензиновом снегоуборщике классической конструкции, где оба колеса жестко соединены между собой осью – такой конструктив заставляет прилагать серьезные усилия при поворотах, причем, как при работе, так и при парковке и транспортировке с заглушенным мотором. У электрического же аппарата колеса не только свободно вращаются одно относительно другого, когда на них не подано питание, но и крутятся в противоположных направлениях, когда оператор нажимает на правый или левый подрулевой «курок». Это позволяет рулить 80-килограммовым снегоуборщиком буквально «на кончиках пальцев», легко контролируя ход его широких 380-миллиметровых пневматических колес с агрессивным внедорожным протектором!
Скорость вращения колес привода и шнека (вместе с крыльчаткой второй ступени, разумеется) регулируется раздельно, каждый своим рычажком (Drive speed и Auger speed). У шнека обороты регулируются ступенчато от минимума до максимума, у колес можно включить три скорости вперед, одну заднюю и нейтраль. У бензиновых машин подобная возможность встречается только в топовых моделях Honda и Ariens. Раздельный режим в Greenworks GС82 обеспечивается как раз независимыми двигателями, и, благодаря ему, оператор может максимально гибко регулировать производительность снегоуборщика, когда нужно швырять снег деликатно и туда, куда требуется, а также экономить заряд аккумуляторов при работе по свежевыпавшему. Зев ковша, кстати, максимальный из известных нам аккумуляторных снегоуборщиков, сопоставимый с бензиновыми моделями сегмента «выше среднего»: ширина ковша — 610 мм, высота – 508 мм, да вдобавок он оборудован съемными сугробообрушителями.
Огромный батарейный отсек Greenworks GD82ST56 содержит в себе три слота для 82-вольтовых аккумуляторов. Батареи не соединяются ни последовательно, ни параллельно, и в отдельно взятый момент времени работает только одна из трех. Машина работает даже от одного аккумулятора, но очень недолго. Работа идёт эффективнее всего, когда все слоты заполнены аккумуляторами, поскольку электроника снегоуборщика непрерывно и автоматически переключает их по очереди. Несколько минут работает первый, затем несколько минут – второй, после чего аналогично – третий. И далее цикл повторяется. Необходимо это для обеспечения максимального срока жизни аккумуляторов посредством их работы в облегченном температурном режиме. Ведь токи, которые от них берёт аппарат, весьма значительные, около 60 А, если исходить из заявленной мощности 5 кВт. Причем не в пике, а непрерывно! Мало того, что надо тащить по рыхлому и глубокому снегу 80 кг металла (а с полным комплектом новых батарей 8 А*ч – уже за 90 кг), да еще и метать такие объемы, какие способен перекидывать GС82, очень энергозатратно. Перегрев батарей действует на них губительно и отнимает ресурс, поэтому в ориентированном на коммерческое использование Greenworks GС82 три батареи работают по очереди и с небольшими интервалами. Да еще и дополнительно продуваются небольшим вентилятором, работающим от собственного, четвертого по счету моторчика (мы в начале назвали GС82 трёхмоторным, но если уж цепляться за точность, то с учетом продувки он, выходит, аж четырехмоторный!).
Панель оператора у Greenworks GС82 максимально насыщенная, и абсолютно всё управление осуществляется с неё: регулировка скорости и направления выброса, старт ходовых моторов и старт шнека, легкий поворот и манёвры с помощью подрулевых курков, переключающих моторы ведущей оси на взаимопротивоположное вращение, а также поворот желоба и наклон его козырька. Вдобавок стоит отметить, что после регулировки направления выброса желоб автоматически фиксируется, и не теряет выбранный оператором угол от вибрации или давления изнутри, которое оказывает плотный поток снега, разогнанного крыльчаткой.
Greenworks GD82ST – одноступенчатый снегоуборщик
Greenworks GD82ST был лидером по мощности и функциональности в профессиональном 82-вольтовом семействе Greenworks, пока не появился самоходный GС82. Тем не менее, эта модель не сдает позиции и, разумеется, не вытесняется из ассортимента более старшей, поскольку конструктив и фронт работ у них несколько отличаются.
Greenworks GD82ST
Аккумуляторный шнековый снегоуборщик
Greenworks GD82ST – производительный и мощный, но существенно более компактный и мобильный несамоходный снегоуборщик, нежели флагман 82-вольтовой линейки. Вес в 25 килограммов (чуть более 30 — с парой аккумуляторов 5 А*ч), а также быстроскладываемые с помощью безынструментальных рычажных фиксаторов рукоятки позволяют без труда транспортировать его в одиночку, а также перевозить в багажнике любого легкового автомобиля. Все это, безусловно, недоступно 80-килограммовому самоходному «трактору» GС82, на который габариты и вес накладывают определенные ограничения…
Колеса Greenworks GD82ST – небольшие, пластиковые, без заметного протектора, в котором, они, собственно, и не нуждаются. Передвигается снегоуборщик силами оператора. Одноступенчатая схема работает без дополнительной «ускоряющей» крыльчатки, имеющейся у флагманской модели, и тут шнек отвечает как за сбор снега в ковш, так и за выброс его через жерло-снеговод. Это, безусловно, не позволяет создать такую «пушечную» струю, как у самоходного и двуступенчатого GС82. Да и ковш тут меньше: ширина захвата — 560 мм, высота – 330 мм. Тем не менее, есть у Greenworks GD82ST и преимущество перед флагманом, которое заключается в максимальной чистоте оставляемой сзади полосы! Эта модель идеальна для тротуаров и иных дорожек, асфальтированных и покрытых плиткой дворов, больших открытых веранд и т.п. Пока снег не смёрзся, снегоуборщик удаляет его практически без зазора между шнеком и покрытием дорожки, оставляя идеально очищенную поверхность. Такой режим обеспечивается как конструкцией ковша, так и особенностями шнека – он выполнен из эластичной резинотканевой армированной ленты, и при работе идет по поверхности, не повреждая ни ее, ни самого себя.
Аккумуляторный отсек Greenworks GD82ST имеет два слота для батарей, но рабочим является один. Второй предназначен для хранения дополнительного аккумулятора, чтобы он был всегда под рукой для замены, а также для некоторого суммарного увеличения массы снегоуборщика, полезной при глубокой прочистке «до асфальта».
Управление тут не столь развитое, как у самоходной модели ввиду отсутствия ряда функций. Greenworks GD82ST не имеет привода на колеса и регулировки скорости вращения шнека. Его рукоятка более традиционна для компактных аккумуляторных снегоуборщиков – с нее оператор включает шнек и регулирует направление жерла для выброса. А вот угол выброса (наклон «козырька» на жерле) изменяется непосредственно на самом козырьке, крупной рукояткой с фиксатором, рассчитанной на хват в зимней рукавице. Собственно, все остальные органы управления («гашетка» старта, блокировочная кнопка безопасности, а также рычаг поворота жерла) также рассчитаны на работу в рукавицах, крупные и удобные. Да и для складывания рукоятки и переноса снегоуборщика за транспортировочную ручку ладони морозить тоже не придется.
Результаты испытаний
Способность снегоуборщиков справляться со свежевыпавшим снежком умеренной высоты (что сыпучим в мороз, что вязким в оттепель) очевидна. Для 82-вольтовых машин эти задачи просто смешны. Однако у потенциальных покупателей, особенно привыкших к бензиновой технике, всегда возникает один и тот же вопрос – а способны ли аккумуляторные машины на работу с серьёзной нагрузкой? Бесшумность – огромное преимущество, а что с производительностью?
Для проверки мы в 12-градусный мороз начали расчищать парковочные места на отсыпанной укатанным гравием стоянке в промзоне. Машин на ней нет, поле не чистили с начала зимы (кроме асфальтированной дороги по его периметру), и оно пережило несколько оттепелей, что видно по «срезу исторического слоя» — на срезе снега мягкие пласты чередуются с заледеневшими. Толщина снежного покрова неравномерная из-за воздействия ветра на открытом пространстве: по кромке поля высота снега около 30 см, ну а через полтора десятка метров от периферии к центру толщина вырастает до полуметра. Для самоходного GС82 высота снега является формально предельной по ковшу, а для несамоходного GD82ST она превышает рабочую высоту ковша почти вдвое.
В первый аппарат мы устанавливаем 3 аккумулятора по 5 А*ч каждый, поскольку это является нормой для правильной эксплуатации мощной двуступенчатой самоходной машины, а во второй – два аккумулятора, 5 А*ч и 2,5 А*ч. Используем один – «пятёрку» в активном слоте. Вторая батарея в слоте-хранилище просто добавляет веса.
Стартуем двумя снегоуборщиками одновременно и сразу проявляется разница в тактике работы.
Старшая модель GС82 идёт равномерно, не требуя усилий от оператора. Выбранная предельно малая скорость ведущих колес предупреждает лишние потери энергии на проскальзывание шин в снежной каше. При прохождении по границе определенного для очистки участка можно экономить энергию и на скорости вращения шнека, поскольку с приграничной зоны далеко швырять не нужно. Манёвры легки и приятны благодаря умному приводу колес с разнонаправленным вращением. Под ногами остается сантиметров пять снежной каши, но это особенность конструкции ковша, который идет по не самой ровной поверхности, будучи приподнятым над ней на регулируемых по высоте лыжах.
Младшая (теперь уже младшая) модель GD82ST идет равномерно по снегу высотой до 30 см, но как только он становится глубже, приходится менять тактику на «ударную» — раз за разом таранить снежную стену по принципу «шаг вперед-шаг назад». Тем не менее, несмотря на такой стиль работы и меньшую, чем у двухступенчатой модели, интенсивность выброса, GD82ST методично движется даже там, где высота сугроба вдвое выше верхней кромки ковша. Меньший объем захвата шнеком (а также некоторая эластичность самого шнека) обеспечивают своего рода «автоматическое регулирование нагрузки» — аппарат не перегружается, даже когда оператор с усилием вгоняет его в сугроб раз за разом, что слышно по стабильному звуку двигателя, не теряющего обороты. Да и чистит практически идеально, оставляя за собой ровную и гладкую поверхность.
Результат работы в цифрах:
– Самоходный двуступенчатый GС82 расчистил площадь 120 кв.м, разрядив комплект батарей за 40 минут.
— Несамоходный одноступенчатый GD82ST расчистил площадь 50 кв.м, разрядив один аккумулятор за 25 минут.
Американцы любят измерять результат работы снегоуборщика количеством парковочных мест для автомобилей, и если взять за единицу измерения 11 «квадратов» (из расчета площади 2,5х4,5 метра, которой хватает для комфортного и свободного размещения среднестатистической машины), то получается, что GС82 подготовил парковку для десятка машин, а GD82ST – для четырех.
Тест провели Евгений Балабас и Алексей Меснянкин
Февраль 2023 года