Эта история начиналась совершенно обыденно. Сотруднице редакции Любови Балаболиной понадобился вдруг забор. Не какой-нибудь пафосный, с коваными ограждениями и автоматическими воротами, а самый простой и дешевый. Из сетки-рабицы – отгородить от соседей свою территорию в задней части участка. То есть задача перед ним ставилась предельно простая – стоять на указанном месте максимально долго, не гнить и не падать. Имиджевая составляющая, конечно, тоже принималась во внимание, поэтому вариант со строительством из подручного мусора, как это часто делают в деревнях, не рассматривался изначально. Однотипные металлические столбы, окрашенные в какой-нибудь красивый цвет, плюс оцинкованная сетка-рабица… вроде не слишком-то сложно.
Общая длина нового забора должна была составить примерно 130 м. Часть его «территории» (примерно 30 м) занимает старый забор, слепленный по принципу «что попалось под руку тридцать лет тому назад» — асбоцементные и стальные трубы, а то и железобетонные шпалы. А между ними – где доски, а где и металлические листы. Всё это нужно было демонтировать. Тоже работа, согласитесь.
Как всякий занятой человек, Любовь первым делом обратилась в ближайшую компанию, занимающуюся в том числе строительством заборов. Полученная смета сильно удивила сначала её, а потом уже и всех нас. За всё вышеперечисленное компания захотела получить ни много ни мало, а 120 000 руб. Практически по тысяче рублей за метр. За забор из сетки-рабицы, это даже не профнастил. При себестоимости материалов чуть больше 30 000 руб. Судите сами – на столбы идёт стальная профильная труба 50х50х2 мм, каждый столб имеет длину 3 м, вкопан на 1,4-1,5 м. Расстояние между столбами – 2,5 м. Итого получается, что трубы нужно 153 м. Она продается щестиметровыми отрезками, по цене 680 руб./ 6 м. Итого 17 680 руб. Плюс оцинкованная сетка – 13 рулонов (10х1,5 м, толщина проволоки – 1 мм) по 713 руб. Итого 9269 руб. Плюс вязальная проволока (500 руб.) и две банки краски Alpina по 2,5 кг для ржавого металла (3000 руб.). Пластиковые заглушки для столбов (о них мы ещё расскажем) – 1100 руб. Итого – 31 549 руб. за материалы. Всё остальное – очевидно, работа. Но не слишком ли дорого она оценена? На наш взгляд, почти 300% от стоимости материалов, даже с учетом демонтажа – явный перебор.
Очевидно, что ты будешь платить любую указанную сумму за эксклюзивную услугу, которая тебе действительно нужна, и которую никто другой тебе не предоставит. Является ли строительство забора такой услугой? Сомнительно – конкуренция на этом рынке велика. От аналогичной компании до соседа, у которого есть время и желание подзаработать. А потом, надо ли вообще к кому-то обращаться? Кто сказал, что это такое уж сложное дело, которое обязательно надо кому-то поручать?
Так и возник проект «Забор» — мы решили сделать его самостоятельно. Заодно и протестировать какой-нибудь бензобур, подготавливая с его помощью ямы под столбы. На практике всё оказалось куда интереснее – в компании «Мотобур», с которой у нас давно установлены партнёрские отношения, нам предложили опробовать совершенно другую технологию – не вкапывать столбы, а забивать их с помощью специального инструмента – бензинового копёра. Это новейшая разработка компании, которую она планирует представить широкой публике на выставке MITEX-2014. Ну а пока что нам предложили взять опытный образец и утыкать столбами хоть всю деревню (если осилим). Мы, долго не раздумывая, радостно согласились – ведь всегда интересно попробовать что-то новое. Пообещали, что всю работу выполним исключительно силами редакции, без привлечения посторонних. На роль испытателей утвердили Любовь Балаболину (как личность, наиболее заинтересованную в заборе) и Алексея Меснянкина (а нечего редактору только в кресле штаны просиживать, иначе есть риск, что он перестанет в них помещаться).
Tecamech PD75 ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый 1-цилиндровый 2-тактный; 52 см3; 1,75 кВт (2,5 л.с.) «Бензопих» состоит из гидравлического ударного механизма, двухтактного бензинового двигателя (аналогичного тем, что ставят на мотокосы) и рукояток с рычагом газа. Топливом служит бензино-масляная смесь в пропорции 40:1. Обслуживание самого двигателя сводится к стандартным процедурам: фильтр, свеча, топливо. Шток ударного механизма рекомендуется смазывать консистентной смазкой раз в день. Ещё необходимо контролировать уровень жидкости в ударном механизме и не допускать падения уровня ниже отметки в специальном окошке. Как видите, ничего сложного. Инструмент несимметричен – двигатель выступает на одну сторону. Это очень полезная особенность, когда приходится забивать столб вплотную к какому-либо препятствию, например, стене соседского сарая. Ведь инструмент должен располагаться вертикально, в таком положении риск смять края трубы минимален. «Стаканы» на конце штока сменные, в зависимости от формы и диаметра трубы их меняют. Без «стакана» инструмент весит 18 кг – достаточно приличный вес, но работать тем не менее легко, ведь нагрузки на руки после того, как установил копёр на трубу, практически нет. Кстати, и вибрация не досаждает – забив за один день больше трех десятков столбов, никаких неприятных ощущений я не испытывал. |
И вот мы, вооруженные «бензопихом» (так мы сразу же обозвали копёр) и, на всякий случай, мотобуром, выгружаемся из машины в деревне. Купить профильную трубу, нарезанную трехметровыми кусками, оказалось делом несложным – знай себе плати, а там и порежут, и привезут. Выгрузить на месте тоже не слишком тяжело, она вполне подъёмная. Покрасить в два слоя – дело нехитрое и знакомое всем, так что на этом моменте заострять внимание не имеет смысла. Демонтаж старого забора реализовали лихим кавалерийским наскоком по методу Тома Сойера – здесь очень кстати оказались проезжающие мимо «гости с юга», охочие до металлолома. Они сами с энтузиазмом выкапывали столбы, лишь бы побольше металла вывезти. Более того, они ещё и заплатили за вывезенный металл, что дополнительно снизило себестоимость проекта.
Все эти мероприятия суммарно заняли примерно два дня – с учётом необходимых для высыхания краски технологических перерывов. Но первая партия из 14 столбов была полностью подготовлена уже к вечеру второго дня, и мы приступили к установке.
Эти столбы мы ставили в предварительно просверленные мотобуром лунки. Диаметр бура взяли наименьший – 10 см, средняя глубина – около 70 см. На подготовку такой лунки уходило не более полминуты, с учетом того, что бур надо поднести на место, запустить двигатель и после убрать в сторону. Так что эта технологическая операция нас не сильно тормозила. Далее ставим столб в лунку, один снизу придерживает его в вертикальном положении, контролируя с помощью уровня, а второй со стремянки забивает бензопихом. Секунд 15-20 – и готово. Изредка – чуть дольше, некоторые столбы шли ощутимо медленнее. Скорее всего, где-то внизу попался более плотный грунт.
Способ применения «бензопиха» — один снизу контролирует столб, чтобы он не сильно отклонялся от вертикали, а второй в это время забивает его. Но когда столб уже плотно вошел в грунт, «добить» его легко одному |
На следующий день мы решили попробовать обойтись без мотобура – было ощущение, что он в технологической цепочке явно лишний. Для этого взяли более длинную стремянку (ещё 3000 руб.) и попробовали забивать столбы сразу, без забуривания. Получилось – копёр загоняет их вполне уверенно, причем времени уходит не намного больше. Так что все оставшиеся столбы устанавливали именно таким образом. Для наглядности мы даже сняли небольшой видеоролик, по которому легко понять, что процесс достаточно быстрый и не слишком трудоёмкий.
Процедура натягивания сетки на столбы не отличается сложностью, поэтому на ней подробно останавливаться не будем. Более интересны наблюдения, относящиеся непосредственно к копёру и его применению. Первое – по нашему прогнозу, этот инструмент уже в ближайшее время отнимет у мотобуров заметную долю рынка. И этому есть очевидное объяснение – с ним работа идет гораздо быстрее и легче. И результат надёжнее – столбы можно заглубить ниже уровня промерзания, где им не страшны зимние пучения грунта.
ВИДЕО
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
Во время работы есть риск замять края трубы. Чем тоньше стенка, тем выше риск. Сотрудники компании «Мотобур» предлагают заваривать торец, убивая тем самым двух зайцев. Во-первых, после такой процедуры его уже не сомнет во время забивания. Во-вторых, внутрь не попадет вода. Мы решили пойти более простым путем – сильно замятые края срезали болгаркой и на все столбы поставили специальные пластиковые заглушки. Они делаются специально под трубы любого профиля и размера, стоят копейки, устанавливаются очень легко. Да и внешний вид после установки – отличный!
Торец с замятыми краями аккуратно срезаем болгаркой и ставим такую вот пластиковую заглушку… | |
… и получаем такой вот результат на каждом столбе. Быстро, просто и красиво! |
Граница теперь на замке
Фото из «дембельского» альбома: как выяснилось, два солдата из стройбата заменяют экскаватор!
Тест провели: Алексей МЕСНЯНКИН и Любовь БАЛАБОЛИНА
Дополнительную информацию и контакты смотрите на www.motobur.ru
Сентябрь 2014 г.