Садик у дома – это еще одна его “комната”, часто самая любимая. К сожалению, многие из нас, будучи занятыми на работе, добираются до него только к исходу дня. И как же обидно бывает, когда тьма, а то и непогода вынуждают покидать такое приятное во всех отношениях место. И если противостоять природным явлениям мы часто не в силах, то сделать приусадебный участок удобным для обитания не только в дневное время вполне способны. Ведь наступление вечера мало влияет на нашу жизнь, когда мы находимся в своих жилищах. Щелкнув выключателем и залив помещения ярким светом, мы продолжаем заниматься повседневными делами. А что нам мешает создать такой же уют и комфорт на территории, окружающей дом? Средства и способы для этого имеются. Есть и специалисты, готовые не только грамотно выполнить инженерные расчеты, но и “сделать нам красиво”.
РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
Если ограничиться фонарями около калитки, у дорожки к дому, у крыльца или гаража, то говорить о каком-либо светодизайне в этом случае не приходится.
Конечно, освещать весь участок, может быть, и не стоит — отбирают только интересные перспективы, из окна, например, или со стороны подъездного пути. Кстати, к проектированию следует подходить комплексно и немалую долю электромонтажных работ выполнять еще до того, как проложили дорожки, соорудили альпийские горки и разбили газон. В противном случае придется копать траншеи под кабель “по живому”, грязно вторгаясь в идиллическую картину.
Используя определенные правила композиции, известные художникам и фотографам, специалист по ландшафтному освещению предлагает варианты, наиболее приемлемые и с эстетической, и с практической точки зрения. Разумеется, они учитывают и человека в этой среде: его психологию и индивидуальные привычки.
Выбирая светильники для своего садика, как правило, оценивают их дизайн и прикидывают, будут ли они гармонировать с окружением. Все правильно. Только делая это, обычно представляют, как они выглядели бы ярким солнечным днем, а ведь по-настоящему “хозяевами положения” фонари становятся вечером и ночью.
Что касается функций, то их две. Утилитарная — освещать дорожки под ногами, площадки для игр, беседки, где порой помимо встреч при луне организуют также семейные ужины, а заодно отпугивать злоумышленников (и обеспечивать приемлемые условия для видеонаблюдения). Декоративная — создавать «световую сцену», от которой зависит, как мы воспринимаем дом, растения, садовую мебель. Будет ли все это смотреться как единый ансамбль или как набор ярких пятен, высвечивающих к тому же совершенно не то, что нам хотелось бы?
На вооружении дизайнеров имеется немало приемов для достижения желаемого эффекта:
— разместили источник у самой стены или изгороди — и луч скользит по поверхности, подчеркивая рельефные узоры или изгибы;
— осветили объект фронтально – получили на заднем фоне причудливые тени;
— нисходящим светом акцентируют внимание на каком-нибудь «особенном» объекте (например, растении). Подходит и для “заливки” территории, где расположились гости. Выполняет также охранную функцию (в частности, у дверей);
— таинственную и романтичную “лунную ночь” создает фонарь (со спектром излучения приблизительно таким же, как у нашего естественного спутника), подвешенный в листве дерева или над ним;
— восходящими лучами выделяют деревья и садовые постройки.
Свет и вода – отдельная область творчества. Здесь в ход идут и блики от бегущего ручья, и подсветка струй фонтана, и рыбки, “вспыхивающие” при пересечении разноцветных лучей. Грамотный дизайнер, размещая светильники над или под водой, обязательно воспользуется и эффектом зеркального отражения и, естественно, будет применять только арматуру, специально предназначенную для работы в водном окружении.
Традиционный вариант — на высоких столбах фонари современного дизайна или в стиле ретро (их любят архитекторы, желающие подчеркнуть “родовитость” усадьбы). С инженерной точки зрения они совершенно “неправильные”. Только малая доля света попадает на землю, большая часть распространяется на все подряд: на растительность, на все случайно попадающиеся на пути объекты, кстати, не всегда подходящие для этого.
Из двух видов фонарей, венчающих и консольных, у первых (с лампой на оси мачты) «синусная» кривая силы света, направляемого вбок и вдаль, но не вниз. Лучше применять вторые, с «косинусным» распределением — тогда максимальный уровень будет как раз под столбом (или на дорожке у него). Такой характеристикой обладают также конструкции отраженного света.
Высокие мачты в загородном садике неуместны, но и фонарь на уровне метров трех неминуемо будет попадать в поле зрения и «бить» в глаза. Чтобы уменьшить этот эффект, следует выбирать арматуру с матовыми или «фростированными» стеклами и пользоваться лампами меньшей мощности. Конечно, тогда их надо располагать чаще. Расстояние между ними определяется не только яркостью источников, но и требованиями комфортности. Существует еще две рекомендации: чтобы фонари не ослепляли, угол их светового конуса не должен выходить за пределы 35 градусов от вертикали, а чтобы в глазах не рябило, чередующиеся светлые и темные участки дорожек по освещенности не должны различаться более чем в пять раз. Иногда логичнее и уместнее размещать лампы не на мачтах, а на постройках или деревьях.
Хорошо вписываются в ландшафт невысокие светильники в виде столбиков или тумб (их еще называют на иностранный манер — боллардами). Приятнее, когда поток света направлен вниз и в сторону, а не в глаза прогуливающемуся человеку.
Этому требованию полностью соответствуют популярные в западных странах pathlights – низкие, с непрозрачным колпаком, отражающим лучи только на гравий или плитку дорожки. Зимой их заносит снегом, если только не расчищать пространство вокруг. Кстати, при желании конструкции легко демонтировать — они заканчиваются снизу пластиковым “колышком”, просто втыкаемым в землю.
Неплохо справляются с задачей небольшие прожекторы у тропинок, направленные на обрамляющую их растительность. Видно и что под ногами (благодаря отражению), и что по бокам.
Помимо традиционного применяют и «маркировочное» освещение, отмечающее дорожку встроенными в нее фонарями (со степенью защиты не менее IP67). Эффект получается интересный, но не практичный. Лучи уходят в небо, оставляя в темноте садовые композиции.
Однако польза автомобильных маркеров неоспорима. Эти “приземленные” светильники высотой сантиметров шесть с прочной металлической крышкой четко указывают границу “проезжей части” на садовом участке, не боятся наездов и не мешают движению автомобилей.
Приемы освещения деревьев выбирают в зависимости от текстуры ствола, «пышности» листвы… Для густой, плотной кроны требуются заливающие прожекторы (одним не обойтись), расположенные на некотором расстоянии от нее. Если листва у дерева ажурная, то свет можно направить противоположно дневному — вверх вдоль ствола. Тогда снизу открывается непривычно-необычный вид сверкающих листьев. А чтобы сохранить естественный ход лучей, прожектор помещают на самой макушке и наводят вниз – большой освещенный участок под деревом смягчает контрасты получившейся картины.
Еще один прием — просвечивать деревья насквозь, создавая теневой рисунок на светлом фоне какой-либо постройки или на земле (эффект «лунного сияния» дают лампы со спектром излучения, близким лунному, например ртутные).
Объем кроны подчеркивают, “вплетая” источники в листву. Применяют хорошо известные нам по новогодним праздникам гирлянды или световые кабели (с находящимися внутри малогабаритными лампочками накаливания) типа Durolight.
Трава и прочая растительность под лампами с низкой цветовой температурой выглядят пожухлыми. Когда же ее значение высоко, как у галогенок с 4000 К (измеряют в Кельвинах), зелень приобретает изумрудный оттенок.
Большие возможности предоставляют гибкие световоды. Они “разводят” электричество и воду – их случайная встреча невозможна, что существенно повышает безопасность таких систем.
Дизайнеры, хорошо освоив ремесло освещения гидротехнических сооружений, предлагают для создания приятной глазу “картинки” располагать лампы таким образом:
— за стеклом в специальной камере на дне или в боковых стенах;
— под водой на глубине не более 15 см;
— в подающей воду трубе (струя светится за счет полного внутреннего отражения);
— вокруг фонтана в прожекторах заливающего света;
— за спадающими каскадом потоками воды;
— в бортах бассейна над водной гладью (для создания на ней мерцающих отражений);
— на поверхности пруда в виде “плавающих” шаров.
Подводное освещение уместно не только монохромное, но и скомпонованное разными цветами как контрастными, так и близкими. Оно тем эффектнее, чем темнее окружение водоема.
Скульптуры всегда располагают на более темном общем фоне. Однако надо помнить, что,нежелательные тени могут сильно исказить первоначальный замысел художника. Можно совсем избавиться от них — несколькими светильниками, “бьющими” с разных направлений, но и это не лучший вариант, поскольку пропадет ощущение объема. Здесь, как и во всем ландшафтном освещении, важно не переусердствовать. Применение слишком мощных ламп создает крайне нежелательный ослепляющий эффект.
Для некоторых садовых архитектурных сооружений, таких, как беседки, например, следует предусмотреть несколько режимов (световых сцен) – функциональный, когда люди, скажем, собираются там поужинать, релаксационный, если есть желание провести время в приятных беседах с друзьями, и “декорационный”, органично вводящий этот объект в общую вечернюю картину “поместья”.
Надо принимать во внимание, что светильники на строении хорошо заметны и днем. Поэтому их дизайн должен гармонировать с его стилем.
Важно расценивать территорию вокруг дома как продолжение интерьера. Тогда, правильно выбрав освещение внутри и снаружи, легко создать иллюзию «растворения» окон и стен, особенно при большой площади остекления.
Традиционные лампы накаливания применяют “по инерции”. Они и служат недолго, и спектр их излучения не очень подходит для зеленой растительности. Единственное достоинство – доступность и низкая цена. Однако учитывая, что почти всю потребляемую электроэнергию они превращают в тепло, а не в свет, и что далеко не все из них доживают до положенных 1000 часов, экономия получается сомнительной.
Рачительнее применять галогенные, компактные люминесцентные, металлогалогенные и светодиодные лампы.
Галогенки — это те же лампы накаливания, но благодаря некоторым техническим ухищрениям их излучение по спектральному составу максимально приближено к естественному. Срок службы — 2000-6000 часов. Производители предлагают их в виде не только капсулы (лампочки), но и ее неразборного соединения с отражателем. Разная геометрия обеспечивает угол расхождения луча от 3 до 40 градусов.
Компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) — их еще заслуженно называют энергосберегающими (они в четыре-пять раз экономичнее обычных ламп). Выглядят как привычные нам люминесцентные трубки, многократно «сложенные» или завитые спиралью. Цветность излучения — от теплого белого (немного желтоватого) до холодного (дневного). Имея такой же цоколь, как у ламп накаливания, и практически такие же размеры, КЛЛ заменяют их во всех случаях. Только при низких температурах их нормальное функционирование проблематично. Хотя некоторые производители заявляют, что их модели работают и при 25-градусном морозе. Срок службы энергосберегающих ламп превышает 6000 часов, у некоторых марок достигает 15000 часов.
Металлогалогенные (газоразрядные) лампы отличаются высоким качеством цветопередачи. По сравнению с лампами накаливания их цветовая отдача больше в шесть раз, а долговечность — в десять. Их применяют для освещения больших территорий, фасадов, крон высоких деревьев и в оптоволоконных системах.
Светодиоды сейчас активно вторгаются в области, где доминируют другие источники света. Причина в их уникальных свойствах. Они компактны, почти не нагреваются, не излучают УФ- и ИК-части спектра, надежны (ресурс работы — 100000 часов), виброустойчивы, без проблем работают при морозе и потребляют энергии в 10 раз меньше галогенок. Испускают свет, близкий по составу солнечному или монохромный. Используя светодиоды трех основных цветов (красный, синий, зеленый), легко создать картину любого желаемого тона. Их часто применяют для подсветки ступеней, водяных струй и т.п.
С помощью фильтров, цветных ламп и светодиодов легко сделать все вокруг розовым или голубым. В некоторых ситуациях такое решение будет уместным (подсветка воды, новогодняя “иллюминация” фасадов, оживление зимних заснеженных объектов). Но не следует злоупотреблять цветом при освещении летнего буйства натуральных красок. Скорее всего, в таком случае и кусты, и клумбы, и даже грядки будут выглядеть неестественными и непривлекательными.
Этот фактор особенно важен для низковольтных галогенных ламп, нормально работающих при напряжении приблизительно от 11 до 12 В (эксплуатация вне этого диапазона сокращает срок их службы). Для примера: чтобы падение напряжения в проводах вторичной цепи (сечения 4 кв. мм) не превышало 1В, их длина при мощности светильника 100 Вт не должна превышать 13 м. Для более тонкого кабеля (2,5 кв. мм) это расстояние сокращается до 8 м.
Здесь нас подстерегает еще одна «засада» — качество загородных сетей. Известно, что в сельской местности напряжение часто понижено. Далеко не все трансформаторы обеспечивают галогенки нужными 12 вольтами даже при 220 В на входе. Что уж говорить, когда там всего лишь вольт 180.
Разумеется, имея дело с электричеством, нельзя забывать о технике безопасности. Два фактора заставляют уделять ей самое пристальное внимание. Во-первых, как уже отмечалось, в основном разводка 220-вольтная. Во-вторых, электрическая установка находится вне помещения – а это дождь, снег, мороз… Да и вероятность случайно задеть кабель лопатой здесь отнюдь не нулевая.
Помимо незадачливых садоводов повредить его могут и грызуны, для которых изолирующая оболочка – любимое лакомство. Конечно, пластиковая гофротруба не спасет. Надо брать бронированный кабель или в крайнем случае протягивать его в полиэтиленовой трубе. Глубина залегания – около 70 см.
Ветку цепи, обеспечивающую садовое освещение, как и остальные, защищают автоматическим выключателем, срабатывающим при перегрузках и коротких замыканиях, и УЗО (устройством защитного отключения), разрывающим линию при появлении совсем крошечных токов утечки, сигнализирующих о неполадках и нарушениях изоляции.
Если схему разделяют на несколько групп потребителей (бассейн, дорожки, периметр…), то автоматические выключатели и УЗО желательно устанавливать в каждой из них.
В подходящих местах на территории участка следует предусмотреть розетки для подключения садовой техники и инструментов. Они, как и любые электрические приборы и устройства, используемые в саду, должны обладать соответствующей степенью защиты от пыли и влаги (код IPХХ). Первая цифра в обозначении характеризует наличие и размер щелей, куда могут попадать любые твердые тела или пыль. Так, IP3Х означает защиту от проникновения предметов размером больше 2,5 мм, IP4Х – больше 1 мм, IP5Х – свидетельствует о частичной пыленепроницаемости, а IP6Х – о полной.
Приусадебный участок – зона повышенной электроопасности: вода и сверху течет, и под ногами нередко лужи… Вторая цифра в IP-коде у электроприборов должна быть не меньше 5 (защита от струй со всех сторон); 4 соответствует “разносторонним” брызгам, 3 – когда они падают под углом до 60 градусов от вертикали.
К светильникам, расположенным у воды или погруженным в нее, предъявляются более строгие требования:
IPХ6 – противостоят динамическому воздействию потоков воды;
IPХ7 – безопасны при временном погружении на глубину до 1,5 м;
IPХ8 – способны работать в воде неограниченно долгое время (при обычных бытовых величинах глубины и давления).
Подбирать оборудование следует с учетом условий эксплуатации. Так, уличные светофоры, продуваемые всеми пыльными ветрами и поливаемые не только дождями, но и брызгами из-под колес машин, обладают IP54 или IP65. А понижающий трансформатор для садовых светильников, «спрятанный» прямо в грунт, должен иметь степень защиты IP68.
Самое простое решение – поставить проходные выключатели (и внешне, и по цене они практически не отличаются от обычных). Один, например, у калитки, другой – у входа в дом. Тогда, заходя на участок с улицы, включают фонари, а прогулявшись по освещенной дорожке до двери, выключают.
Конечно, это не торжество современных технологий. Хочется чего-то электронного и автоматического? Пожалуйста. Называется «сумеречный датчик». Как только начинает смеркаться, он сам подает питание на лампы. На рассвете (а летом это часа в 3-4) – отключает. И они не будут гореть напрасно при ярком солнечном свете, ожидая, пока хозяин не соизволит проснуться и щелкнуть тумблером.
Предпочитаете не зависеть от естественного хода событий, а самому их планировать? Тогда покупайте таймер и программируйте сколько угодно включений за ночь. Кстати, есть модели, автоматически учитывающие постепенное изменение длительности дня и корректирующие однажды выставленное время зажигания и гашения светильников.
Некоторые таймеры способны имитировать присутствие людей. Они коммутируют цепь не точно в заданное время, а в случайные моменты в некотором диапазоне вокруг него (например, плюс-минус час или полчаса). Создается впечатление, что в доме кто-то есть.
Если вы считаете, что нет нужды транжирить энергию, когда никто не ходит по дорожкам и не любуется световыми эффектами, тогда задумайтесь о приобретении “умной” электроники – инфракрасного датчика движения. Он замечает любое живое теплое существо, появившееся в его поле «зрения», и тут же включает фонари или прожекторы. Ушел человек – они погасли. Есть модели, «чувствующие» на расстоянии более полутора десятков метров. Прибор несложно настроить так, чтобы он не реагировал на домашних животных.
ИК-датчик движения – это еще и общепризнанное средство охраны. Для этой цели специально разрабатывают более чувствительные, точные и дорогие устройства, однако и бытовые детекторы вполне справляются с поставленной задачей. Нежданный “гость”, проникнув в полной темноте на участок, будет неприятно удивлен, попав в лучи прожекторов. Он почувствует себя “неудобно” и поспешит ретироваться, чтобы не тревожить хозяев и соседей.
Мечтаете, чтобы фонарики светили, совсем не потребляя дорогое электричество? Каким бы это ни казалось фантастичным, есть и такие. Днем они с помощью солнечных элементов аккумулируют энергию, а ночью используют ее, мягко рассеивая тьму. Лампы – компактные люминесцентные или светодиодные. И пусть они блистают не так, как “сетевые”, да и “выдыхаются” к исходу длинной ночи, зато удобны. Сами включаются и выключаются. И никаких проблем с монтажом – располагайте их, где считаете нужным, часто просто воткнув в землю колышек, на который они посажены.
У них есть аналоги, где в качестве топлива применяют ламповое масло, ароматизированное и, если требуется, с добавками, отпугивающими комаров. Они горят столько, сколько нужно – надо всего лишь вовремя подливать масло (или керосин).
Можно сэкономить и обойтись своими силами, не приглашая светодизайнера. Однако приведенные в нашей статье советы и рекомендации иллюстрируют лишь часть проблем. Когда речь заходит об искусстве, нет однозначного решения. Оно зависит от опыта специалиста, применяемых им ремесленных и художественных приемов и от того, какой световой «шедевр» он создает.