Те, кто занимались строительными и ремонтными работами в конце девяностых и начале «нулевых», ещё помнят бренд, считавшийся когда-то легендой,— Kress. Небольшое семейное немецкое предприятие выпускало технику очень высокого уровня, при этом доступную по цене, а потому очень популярную. Позже бренд приобрела китайская компания Positec, и он на ка- кое-то время фактически исчез с рынка. И вот Kress вернулся, но что он собой представляет? Инструмент производится в Китае, осталось ли в нём хоть что-то от легенды? Или же единственное, что роднит «этот» Kress с «тем» Крессом — шильдик? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы взяли два инструмента одного класса: малую углошлифовальную машину Kress KU701, сделанную в Китае (назовём её условно «этот Кресс») и аналогичную по характеристикам УШМ Kress WS 800, изготовленную в 2004 году в Швейцарии («тот Kress»). Разобрали обе и сравнили конструкцию. Что мы обнаружили и к каким выводам пришли — читайте в этой статье. Также весь процесс подробно задокументирован в видеоролике.
«Тот» Kress и «этот» Kress
Kress KU701
Угловая шлифовальная машина
Внешний вид
Большинству пользователей «тот Kress» запомнился серо-красной или серо-синей цветовой гаммой. Новая УШМ Kress чисто чёрная. Вероятно, с прицелом на то, что её будут держать в промасленных рабочих перчатках с металлической пылью. Корпус с мелким рифлением, держать его удобнее, чем гладкий. Ещё и мощность указана прямо на корпусе в виде рельефной надписи —специально сделали пресс-форму именно под корпус этой УШМ. Когда инструмент проведёт какое-то время в тесной компании с кучей твёрдых и острых железяк, все этикетки неизбежно затрутся и идентифицировать модель будет сложно. А с такой надписью это не составит никакого труда. На «том Крессе» тоже есть подобное решение — серийный номер инструмента выбит на корпусе точками матричным принтером.
Уже одни эти факты наводят на мысль, что на производстве не экономили, но окончательные выводы будем делать после того, как изучим всё внутри.
Помимо цвета, отмечаем первые отличия от WS 800 — у новой УШМ корпус тоньше, удобнее ложится в руку. Зато у «того Кресса» кожух регулируется без помощи инструмента и без каких-либо рычагов. Просто подпружиненный фиксатор, и кожух переставляется с небольшим усилием в удобное положение. Напомним, что УШМ 2004 года выпуска. Однако «этому Крессу» нашлось чем ответить на вызов. Пусть кожух здесь обычный, с фиксацией винтом РН2, но зато их в комплекте два, под круги диаметром 115 и 125 мм.
Отверстия для забора воздуха перекрыты двумя съёмными защитными сетками. Ячейки достаточно крупные, но стружка, которая может повредить обмотки, или мелкий камешек точно в ней застрянут. Идея с такими сетками не нова и прекрасно себя зарекомендовала в применении с известными брендами.
И ещё одно замеченное отличие — фланец имеет рифление по поверхности примыкания диска и резиновое кольцо, которое, разжимаясь, облегчает демонтаж диска с фланца. На старом «Крессе» таких решений нет… да их и не было в то время даже на дорогих моделях, что уж говорить о бюджетной WS 800.
Прежде чем разобрать инструменты, замеряем обороты на холостом ходу. У Kress KU701 заявлено 12 000 об/мин, реально 10 200 — очень хороший результат. У Kress WS 800 заявлены 11 000 об/мин, реально 10 7000 — ещё лучше, почти нет разницы.
Внутреннее устройство
Начинаем разбор. Основной акцент сделаем на новом инструменте, лишь изредка будем возвращаться к старому. В более подробном виде всё показано в видеоролике.
Итак… все крепёжные винты с головкой РН2, никакой экзотики, УШМ разбирается обычной отвёрткой. Сетевой кабель длиной 2,5 м, в изоляции из ПВХ. Сразу обращаешь внимание на аккуратный монтаж: все клеммы в термотрубках, нет ни единого провода, который бы болтался вне специальных мест для его крепления. Провода возле герметичной кнопки «Пуск», что идут на конденсатор, а также один из винтов крепления кабеля питания к кнопке залиты (скорее замазаны) твёрдым герметиком белого цвета, по консистенции схожим с резиной.
Щёточный узел крепится двумя винтами, питание подведено на клипсах. Щётки без механизма автоотключения (на старом Kress то же самое — щётки без автоотключения, кнопка герметичная). Инженерная работа прослеживается и в тяге кнопки «Пуск», в которой есть два прослабления для откручивания винтов крепления сетевого кабеля.
Теперь откручиваем четыре винта крепления крышки корпуса редуктора и снимаем её. Крышка герметичная, с резиновым кольцом по периметру. Внутри достаточное количество смазки. Верхний опорный подшипник ведомого вала игольчатый (а вот и отличие — на WS 800 шариковый). У игольчатых подшипников больше площадь опоры по сравнению с шариковым, но их сложнее менять в случае выхода из строя. Кроме того, нужно добиться высокой твёрдости вала и чистоты обработки поверхности.
Место для штыря фиксации ведомого вала при замене оснастки имеет достаточную толщину стенок, на металле явно не экономили. Стоит сказать про стальную крышку лабиринтной защиты нижнего опорного подшипника ведомого вала. Она сделана именно так, как на инструментах, зарекомендовавших себя у пользователей с самой лучшей стороны.
Далее откручиваем четыре самореза крепления корпуса редуктора к корпусу двигателя. Перед этой процедурой не забываем отсоединить пружины щёток и вытащить их из своих шахт. С некоторым усилием отсоединяем корпусы. Берём ключ на 10 и откручиваем гайку фиксации ведущей шестерни на валу ротора, шестерня удерживается силой трения и гайкой. Отсоединяем ротор от корпуса редуктора и видим очень интересное решение. Со стороны крыльчатки охлаждения нет лабиринтного уплотнения переднего опорного подшипника ротора, в классическом понимании термина. На самой крыльчатке есть рёбра, которые частично перекрывают посадочное место. Передний опорный подшипник ротора удерживается в своем месте специальной пластиной на двух винтах М4, сняв эту пластину, можно снять подшипник. И вотв этой пластине есть дополнительное отверстие, оно сообщается с полостью редуктора, а в отверстии стоит фетровый цилиндрик. Отверстие — не что иное, как сапун, а фетровый цилиндр — фильтр. Разогретый воздух не выдавливает смазку через возможные щели, а свободно выходит через фетр, пропитывая его маслом, как обычный маслонаполненный воздушный фильтр для тяжёлых условий применения у бензорезов. Когда воздух охлаждается, он свободно заходит обратно, не увлекая внутрь мелкодисперсную пыль. Это очень хорошее решение, известное своей эффективностью на ряде инструментов.
И ещё интересный момент. Передний опорный подшипник ротора герметичный, тем не менее имеет защитные шайбы с обеих сторон. Снаружи — понятно зачем, а внутренняя шайба защищает подшипник от мелкодисперсных частиц металла, неизбежно появляющихся в процессе эксплуатации редуктора, чтобы эти частицы не стёрли сальники подшипника раньше положенного срока. В целом редуктор изготовлен весьма достойно!
Переходим к двигателю, и здесь тоже есть отличия между «тем» и «этим» Kress. У KU701 ротор защищён от абразивного износа толстой нитью, пропитанной лаком (так называемая арамидная нить). У WS 800 защита этого же узла реализована в виде сплошной заливки толстым слоем лака. Возьмёмся утверждать, что нить — это более современное решение, защищающее не хуже лака, зато не ухудшающее теплоотвод. В качестве доказательства того, что защита нитью не хуже (что внешне не очевидно), приведём цепочку логических рассуждений. Замеры оборотов, как сказано выше, показали, что ведомый вал вращается со скоростью 10 200 об/мин. Передаточное отношение редуктора у Kress KU701 — 3,56, а значит, ротор вращается со скоростью свыше 36 000 об/мин, или 600 об/с. При такой скорости намотанная нить становится глухой стеной на пути самой мелкой пыли, но не воздуха. Представьте, что вращающаяся дверь торгового центра начала крутиться со скоростью хотя бы два-три оборота в секунду… каковы ваши шансы пройти через неё?
На примере Kress KU701 можно показать, как выглядит нормальная, скажем так, классическая лабиринтная защита заднего опорно подшипника, когда его диаметр близок диаметру коллектора. Вот именно как на этой модели она и должна выглядеть. Резиновый демпфер подшипника своей юбкой огибает подшипник, юбка заходит под ребро ответной части лабиринта, которая находится за опорным подшипником. Визуально не видно ни вала, ни вообще ничего, кроме края юбки. На ответной части лабиринтного уплотнения есть рёбра, по одному на каждую ламель, они создают дополнительный поток воздуха, препятствующий попаданию пыли в узел. При этом посадочное место тоже должно формировать эти потоки воздуха, иначе они пойдут в противоположном направлении. Старор имеет защиту от абразивного износа в виде заливки порошковым лаком красного цвета.
У Kress WS 800 нет такого уровня защиты от пыли: 15 лет назад, когда сделали эту УШМ, подобную защиту логично было бы ожидать на моделях «топового» класса, а WS 800 — бюджетная, для дачно-домашнего применения. Как видим, за столько лет обычной эксплуатации на ней нет признаков сильного износа, что говорит о достаточной эффективности защиты. Тот факт, что на новом «Крессе» мы видим гораздо более совершенную конструкцию, наводит на мысль, что инструмент вполне обоснованно претендует на звание профессионального.
Резюмируя увиденное при изучении инструмента, можно сказать, что он соответствует основной технической задаче и подходит для продолжительной обработки металла, как резки, так и шлифования (с учётом ограниченной мощности, конечно же). Обработка минеральных материалов также не должна доставлять проблем. Тонкий в обхвате корпус положительно сказывается на удобстве в работе. Инструмент грамотно проработан инженерами и может смело называться достойным продолжателем славной инструментальной линейки под брендом Kress.
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Авторы: Артём Сальников и Дмитрий Сидоров.
Обзор опубликован в объединённом выпуске «Осень-зима 2019» (№4’2019)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Октябрь 2019 года