Перфоратор Kress — это звучит гордо! Как минимум для тех, кто ещё помнит «тот» Kress, сделанный в Германии. Сейчас бренд принадлежит китайской компании Positec и делают его в Китае. В этом выпуске журнала есть статья, в которой мы изучаем конструкцию новой УШМ Kress и сравниваем её с машинкой того же класса, выпущенной в 2004 году. Если коротко — новая модель весьма достойна и заслуживает внимания. Но раз уж Kress прославился в своё время в первую очередь перфораторами, то надо изучить и перфоратор. Правда, это нам придётся делать без привязки к «старому Крессу» — не удалось оперативно раздобыть образец.
Для экспертизы мы взяли модель Kress KU330 — сетевую «вертикалку» мощностью 1100 Вт. Модель имеет весьма многообещающие характеристики, так что посмотрим, насколько богатое внутреннее «содержание» соответствует красивой «форме».
Kress KU330
Двухрежимный сетевой перфоратор SDS-Plus
ВИДЕО С РАЗБОРОМ
ВНЕШНИЙ ВИД
Инструмент упакован в стандартный кейс с металлическими замками. Внутри, помимо инструмента с уже присоединённой дополнительной рукояткой, находится ключ для откручивания технологической пробки в верхней части инструмента. Отверстие с пробкой предназначено для визуального контроля наличия и состояния смазки. В комплекте также тюбик со смазкой для буров.
Первым делом хочется отметить отсутствие регулировки оборотов при нажатии на клавишу «Пуск» и реверса. Пока что ограничимся констатацией этого факта, выводы сделаем в конце статьи.
Весь пластиковый корпус покрыт уже знакомым по УШМ мелким рифлением. Кроме привлекательного внешнего вида, рифление помогает надёжнее удерживать инструмент при работе. На основной рукоятке есть резиновые вставки, покрытые аналогичным рифлением, только с несколько более крупным рисунком. Кабель питания толстый, в резиновой изоляции, жаль только, что коротковат — 2,5 м. Дополнительная рукоятка фиксируется вращением, её легко снять и надеть на инструмент.
Вот ещё интересная деталь — стандартная резиновая накладка на ствол имеет металлическую вставку. Её будет непросто порвать, в отличие от обычной резинки, которая в целом является расходным элементом, таким же как прокладки, щётки или резиновые кольца.
Основная рукоятка подпружинена для снижения вибрационного воздействия на оператора инструмента, однако пружины субъективно кажутся более жёсткими, чем это необходимо.
ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО
Полную разборку перфоратора начинаем с патрона. Снимаем резиновое кольцо с металлической вставкой, оттягивая патрон к корпусу. Стопорные кольца без ушек и скосов, с большим разрезом. Чтобы снять их, нужен специнструмент или сноровистый мастер с длинногубцами (электрики называют их «утконосами»). Кольцо поворачиваем разрезом вверх и выбиваем, уперев губки в края. Кольцо сделано из хорошей стали и очень сильно пружинит, а их тут два… нужно быть вдвойне осторожным, чтобы оно не улетело в непредсказуемом направлении. Подобные манипуляции могли бы оставить следы на стволе перфоратора, но их тут нет, что косвенно свидетельствует о достаточно высокой твёрдости стали ствола.
Далее откручиваем саморезы, скрепляющие половинки основной рукоятки. Внутри всё очень аскетично: конденсатор и самая обычная кнопка с положениями «Включено» и «Выключено». Ломаться тут просто нечему. Демпфер в верхней части состоит из стальной пластины, двух мощный винтов, завинченных в корпус редуктора, и двух спиральных пружин. Клипс тут нет, и для удобства дальнейших манипуляций необходимо отсоединить провода от статора к кнопке, там два винта. Снимаем вторую половинку рукоятки. Далее откручиваем два самореза в торце корпуса двигателя и снимаем крышку щёточного узла. На косичках щёток защитные термотрубки, они предотвращают размахрение косичек при вибрации. Щётки без механизма автоотключения.
Далее нужно открутить четыре винта крепления корпуса двигателя к корпусу редуктора, и тут возникла непредвиденная проблема. Для разборки таких узлов используется ударный винтовёрт, и его моментав 115 Н*м не хватило для отворачивания двух винтов прочностью 8,8. Был использован набор фирменных шестигранников, но в итоге один из винтов крепления сломался. И это несмотря на предварительный локальный прогрев. Обломок удалить не удалось. Позже ситуация повторилась с другим винтом, правда, в меньшей степени — обломок удалось убрать.
Снимаем корпус двигателя вместе со статором. Статор не имеет заливки от абразивного износа, но конструкция минимизирует поток потенциально загрязнённого воздуха, попадающий на его обмотки. Ротор с защитой обмоток от абразивного износа толстой нитью. Задний опорный подшипник ротора стоит в стандартном посадочном месте и сверху прикрыт дополнительным пластиковым элементом. Передний опорный подшипник ротора тут без лабиринтной защиты, но конкретно здесь она не требуется, нет необходимости продувать небольшой корпус редуктора для охлаждения.
Для дальнейшей разборки потребуется резиновый молоток. Берем инструмент в руки, ротором вертикально вверх, и начинаем аккуратно постукивать по корпусу редуктора. Это необходимо для выхода подшипников промежуточных валов из своих посадочных мест. Аккуратно отсоединяем крышку корпуса редуктора вместе с ротором двигателя. Для снятия ротора необходимо осторожно постучать по шестерне медным молотком, или через прокладки выдавить его на прессе. Внутри — густая смазка, её тут более чем достаточно, как и в остальных узлах редуктора и ударного механизма. Передний промежуточный (вторичный) вал привода вращения опирается на шариковые подшипники. На этом валу стоит традиционная для таких перфораторов роликовая муфта для защиты от заклинивания. Задний промежуточный (вторичный) вал привода механизма удара опирается на большой шариковый подшипник вверху и игольчатый — внизу. По сути, этот узел является консольным коленвалом, на который надет шатун с поршнем привода ударного механизма. Все шестерни косозубого зацепления, массивные и термообработанные после механической обработки. Посадочные места дополнительно прошлифованы. Корпус герметичный, крышка стоит на прокладке из картона.
Далее необходимо отсоединить корпус ствола перфоратора от корпуса редуктора. Там тоже четыре винта прочностью 8,8. Как и в случае с винтами корпуса двигателя, ломается один из крепёжных винтов, но обломок удаётся выкрутить после дополнительного локального прогрева. В таких узлах везде применяется резьбовой герметик преимущественно серого цвета. Он и должен быть серым, нейтральным, средней фиксации, вибрационностойким. Но такое ощущение, что здесь он фиксирует винты с явно избыточным усилием.
Перед отсоединением корпуса редуктора от корпуса ствола откручиваем крышку в верхней части корпуса редуктора, используя для этого специальный ключ, входящий в комплект перфоратора, — это стандартный ключ для фланцевых гаек УШМ с диаметром диска 125 мм. Также откручиваем винт переключателя режимов работы и снимаем внутреннее стопорное кольцо фиксации переключателя. Сам переключатель с кольцом уплотнения, стальной, со следами термообработки, сломать такой узелкрайне сложно. А ещё весь этот узел понравился тем, что он предельно прост и его даже теоретически нельзя собрать неправильно или повредить при манипуляциях.
Разъединяем корпус. Внутри, как и в редукторе, смазка в большом количестве. Поршень и шатун пластиковые, это страховка на случай заклинивания — обломки шатуна или поршня не смогут повредить шестерни привода механизма вращения. Это стандартная мера безопасности в современных моделях.
Поршень легко снимается с оси и извлекается в определённом положении. Сам ствол вынимаем из корпуса ударом резинового молотка. Ствол опирается на большой шариковый подшипник спереди и традиционную втулку сзади. Внутри — следы хона, как и должно быть. Большая пластиковая деталь сразу за ведомой шестернёй привода вращения ствола — фиксатор долота в определённом положении. Положений для фиксации восемь, с шагом 45°. Во всех современных моделях эта деталь именно пластиковая, при возможном разрушении она не повреждает остальные механизмы. А вот все детали привода переключения режимов и фиксации стальные, сделаны очень качественно.
Любопытно выглядит механизм фиксации ствола от линейного перемещения. Ствол упирается в стопорное кольцо на внешней стороне ствола. Здесь установлено резиновое кольцо, которое стопорит ведомую шестерню. По сути, кольцо необходимо только при фиксации шестерни при разборе, поскольку в дальнейшем нагрузки на него нет никакой. Вокруг ствола навиты две спиральные пружины, одна возвращает переключатель режимов в исходное положение, а вторая прижимает ведомую шестерню с кулачками к ответной части. Кулачки со скошенными гранями, поэтому при определённых нагрузках возможно проскальзывание, и это служит дополнительной защитой от заклинивания. Ударник извлекаем с помощью демонтажа расположенного внутри ствола стопорного кольца через два отверстия — хорошо знакомый сервисным мастерам метод.
Несмотря на ряд проблем с винтами крепления, в целом стоит признать конструкцию удачной. Все механизмы, которые изнашиваются в процессе работы, легко доступны для обслуживания — если знать, как это делается. Впрочем, перфоратор никогда не был простым для разбора инструментом, поэтому придраться тут не к чему.
Многие инженерные решения свидетельствуют о достаточной надёжности узлов и агрегатов. Конструкция простая, технические характеристики явно занижены — это говорит о желании создать по-настоящему простой и надёжный инструмент. Приведём аналогию из мира автомобильных двигателей: «атмосферник» намного проще и надёжнее, менее требователен к качеству «расходников» и частоте ТО, но имеет меньшую мощность. Турбированный двигатель намного мощнее при том же объёме, «злее», но сложнее конструктивно, требует частого ТО, более качественных масел и при этом менее надёжен, ресурс у него меньше. Так вот, Kress KU330 — явный и очевидный «атмосферник».
Что касается заниженных характеристик, то многие производители для инструмента такой конструкции и с такими параметрами указали бы максимальный диаметр бурения не 26 мм, как Positec, а все 28, а то и 32 мм. При серийном бурении диаметр всегда намного меньше максимального, здесь можно смело утверждать, что KU330 подходит для серийного бурения отверстий диаметром 8–20 мм.
Последний момент — отсутствие реверса и регулировки частоты вращения. Зачем нужен реверс на перфораторе такого класса? При бурении бетона он не востребован, так что для основной работы реверс такому перфоратору точно без надобности. И альтернатива шуруповёрту из него, если честно, так себе. Отсутствие регулировки тоже выглядит как попытка упростить конструкцию и сделать её более надёжной, убрав не самую востребованную функцию. В итоге получился инструмент простой и надёжный — мы такой подход только приветствуем.
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Автор: Дмитрий Сидоров.
Обзор опубликован в объединённом выпуске «Осень-зима 2019» (№4’2019)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Ноябрь 2019 года