В прошлом 2011 году компания «Нева-центр» оказалась одним из «ньюсмейкеров» весенней выставки Gardentool, представив на своём стенде американскую садовую технику Simplicity. Новостью для участников рынка стал свершившийся факт смены партнёра Simplicity в России (раньше эту торговую марку представляла другая компания). Осенью, уже на выставке MITEX-2011, она тоже представила этот бренд вместе с другим своим известным брендом — Texas. При этом всем, кто хотя бы бегло интересовался деятельностью компании «Нева-центр», известно, что список её предложений содержит намного больше торговых марок. О маркетинговой политике компании мы беседуем с её директором Дмитрием ДАВЫДОВЫМ.
Дмитрий, первый же вопрос — почему из всего вашего портфеля выставлены только два бренда? Выставка MITEX многими участниками рынка рассматривается как основная, даже несмотря на существование более «профильной» Gardentool, которая проводится в марте. Обычно здесь стараются показать как можно больше новинок, и не только их… У вас принципиально другой подход?
Да, у нас только эксклюзивных брендов семь, а вообще-то их более 30. При этом стратегия компании — узкая фокусировка рынка, только садово-парковая техника для личного использования, то, что принято называть customer outdoor power products.
Чтобы выжить на рынке с таким узким сегментом, мы должны каждую группу товара, которых у нас очень немного, представлять как можно шире. Ещё лет восемь назад мы старались представлять технику, например снегоуборщики, в традиционных трёх нишах (бюджет, средний класс, hi-end). Но сейчас, учитывая новые тенденции и сумасшедший поток товаров из Азии, мы считаем целесообразным представлять уже шесть классов — помимо привычных, добавлены еще три, произведённые в Азии. Например, бренд Nomad — это своего рода китайский hi-end, максимум функциональности, который может предложить рынок. Средний класс представлен брендом Texas — классическая конструкция, проверенное качество и отлаженный сервис. В бюджетном сегменте мы представляем торговую марку Profi, как пример оптимального соотношения цены и качества.
Что касается нашей экспозиции, то мы считаем, что попытки представить как можно большее количество образцов на выставке уже несовременно и даже несолидно. Мы видим смысл выставки не в том, чтобы максимально плотно забить стенд техникой, а в более тесном контакте с действующими и постоянными партнёрами. С этой точки зрения неважно, какие именно модели и бренды выставлены, гораздо важнее представить свою команду, своё отношение к рынку, его игрокам.
Мы решили, что оптимально будет показать Texas как наиболее заметный бренд на рынке садово-парковой техники, тем более что он давно уже заслужил звание «№ 1» в культиваторах, и новый для нас бренд Simplicity, пусть для москвичей он и не в новинку. По нему мы эксклюзивные представители, поэтому на нём целесообразно было бы сделать особый акцент.
Если говорить о широте линеек, то у вас одних только снегоуборщиков 27 моделей. У вас нет ощущения, что они буквально «мешают» друг другу, когда представлены в таком количестве?
Точнее, 26, и обращаю ваше внимание, что есть ещё очень хорошее предложение по снежным тракторам: полноприводные тракторы, весь спектр навесного оборудования к ним, зимние кабины и т. п. Так что мы к зиме готовы.
Что касается снегоуборщиков, то мы считаем такое количество оптимальным. Линейка состоит из пяти брендов, из них два американских: Simplicity — как пример высшего класса; Canadiana — очень крепкий и достойный средний класс. Плюс три более доступных по цене бренда, о которых уже было сказано, — Nomad, Texas и Profi. К нашим розничным магазинам очень органично добавляется Husqvarna, как раз между Simplicity и Canadiana. Вообще это наш общий подход, и распространяется он на все наши группы.
Сразу вопрос о Simplicity. Этот бренд, как известно, принадлежит корпорации Briggs&Stratton, так же как бренды Murray, Victa, Snapper. И у всех есть, скажем, снегоуборщики. Насколько целесообразно такое количество брендов с однотипными модельными рядами?
Корпорация ведёт грамотную и продуманную маркетинговую политику и адекватно представляет свои бренды в каждой стране. Линейки продуктов достаточно хорошо разведены и нисколько друг другу не мешают, зато перекрывают весь рынок, выбор найдётся, без преувеличения, для любого клиента. Вот, скажем, Murray — наиболее доступная по цене техника из всей линейки Briggs&Stratton, часть этих моделей производится в Китае. Simplicity — наоборот; пожалуй, это самый дорогой бренд садово-парковой техники. Все производство сосредоточено в США, в Китае не выпускается ничего. Так что линейки разведены настолько удачно, что мы представляем даже не один, а два бренда — у нас есть ещё и Canadiana, эта торговая марка представлена большой линейкой снегоуборщиков. Правда, только ими все и ограничено, никакой другой техники у бренда нет. Если какие-то пересечения и есть, то разве что с маркой Snapper, но и здесь отличия по функциональным возможностям между отдельными моделями весьма значительные, и поэтому мы чувствуем себя вполне уверенно.
На вашем стенде бросилась в глаза ещё одна неприметная, но необычная деталь. Речь о диаграммах, демонстрирующих долю рынка, которую занимает бренд Texas, и о динамикепродаж, в том числе прогноз на 2012 год. Обычно такую информацию относят к коммерческой тайне. Вы не опасаетесь, что раскрытие этих планов подстегнёт ваших конкурентов и заставит их предпринимать какие-то шаги, чтобы не допустить их реализации?
Да, мы тоже размышляли… но рынок есть рынок, и если уж есть чем гордиться, то почему бы не показать? Тем более что позиции и доли рынка, которые мы занимаем, весьма устойчивы – это во-первых. А во-вторых, касательно планов — это ведь даже не прогноз, а конкретная производственная программа, которая запущена на заводе в настоящее время. Пожалуй, это самый простой и исчерпывающий ответ на вопрос о наших опасениях.
Когда 4-5 лет назад на рынке появились первые копии культиваторов Texas, нам предвещали скорую смерть. Однако помните, как у Марка Твена: «Слухи о моей кончине сильно преувеличены». Так что когда нас спрашивают, как мы боремся с копиями, мы говорим: «Взгляните на продажи в России, посмотрите новинки». Ведь Texas за последние два года представил две новые линейки: TX — в прошлом году и LX, которая заявлена как новая линейка 2012 года. Отличия от старых копируемых линеек столь явные и интересные, что вопрос о копиях как-то теряет актуальность. Хочешь быть лидером — работай с лидером, а продавая копии под любыми брендами, ты всегда будешь вторым.
Тем не менее на вашем стенде была представлена и старая модель. К чему такой ход? Ведь обычно, когда появляются новинки, их «предшественников» снимают с производства.
Это совместная продуманная стратегия производителя и импортёра. Старые линейки Lilli и Hobby — без преувеличения, самый копируемый культиватор в мире, он воспроизводится под огромным количеством брендов. Закрыть её — означает отдать рынок пиратам, а это кощунственно, да и глупо. Поэтому тем своим партнёрам, кто хочет продавать модели старых серий, мы готовы предложить Lilli. Если уж продавать дешевле, то классику, оригинал от производителя, а не копию сомнительного качества. Тем более что цена вполне активная. Ну а тем, кто способен продвигать более дорогие продукты, умея объяснять инновации и отличия, мы предлагаем новые направления. Кроме того, выставляя в магазине одновременно серии Lilli и TX, нашему партнёру намного проще представить отличия и особенности новинок.
Ещё вопрос по поводу экспонатов на вашем стенде. В числе прочих был никелированный культиватор с нержавеющими фрезами. Как-то не очень верится, что это серийная модель, но и понять, зачем нужен подобный выставочный образец, тоже непросто. Что это такое и для чего оно понадобилось?
Ага, заметили! Да, это выставочная модель, которую сделали для последней выставки во Франции и затем прислали нам. Texas тем самым заявляет о себе как о реальном производителе, готовом выпускать всё, что угодно заказчику. Согласитесь, если у вас только офис, а до реального производства несколько тысяч километров и пара посредников, довольно сложно сделать на заказ нечто подобное — как единичные образцы, так и целую партию. А вот Texas готов оперативно подстраиваться под требования любого рынка. Вообще говоря, умение слышать местный рынок, на мой взгляд, чрезвычайно важное и, к сожалению, редкое у нас качество поставщика.
Большое количество брендов неминуемо должно усложнять сервисное обслуживание, не так ли?
Безусловно. Опять же на примере снегоуборщиков, у нас пять торговых марок, в рознице их шесть, т. е. мы обслуживаем более 30 моделей. Расширение линейки обычно ведёт к ослаблению позиций по сервису, и не учитывать это невозможно. Мы активнейшим образом перестраиваем сервисную структуру, совершенствуем систему взаимодействия с поставщиками и системы логистики в целом, меняем саму концепцию сервисного обслуживания. Для нас сейчас более важна не оптимизация запчастей по цене или стоимости её логистики, а скорость и точность доставки. Просто наполнять склад запасными частями уже недостаточно, и в настоящее время мы отлаживаем дополнительные бизнес-процессы, связанные в том числе и с быстрыми авиаперевозками из любой страны-производителя, и с быстрой таможенной очисткой, и т. п. При этом мы не забываем и о старых, проверенных временем процессах, у нас по-прежнему развиваются программы создания сервисных складов по всей территории России.
Интересно было бы узнать, насколько широко представлены ваши бренды в разных регионах России…
Texas представлен практически везде, причем более или менее равномерно. Новые бренды представлены не так равномерно, но это и неудивительно, Texas ведь на рынке уже более 12 лет.
Думаю, что через год-два мы выровняем нашу географию продаж по всем остальным брендам, и то, что у нас уже сейчас реализовано по Simplicity и Nomad, мы пока только начинаем по технике Profi. Это самый молодой наш бренд, мы вывели его «в свет» в начале 2011 года.
Если говорить о географии продаж, то мы вправе излучать оптимизм по результатам нашей 20-летней работы. Да, мы — узкоспециализированная федеральная компания, и какая-либо отдельная «география присутствия» нам неинтересна. Поэтому мы так и отстаиваем нашу мультибрендовость, ведь каждый регион России имеет свою ярко выраженную специфику.
То есть ассортимент в разных регионах определяют преимущественно дилеры?
Партнёры, а не дилеры — для нас это принципиально важный момент. Слово «дилер» звучит практически, как «вассал», у нас в компании оно запрещено, и у нас принципиально другой формат отношений. Мы сотрудничаем не потому, что когда-то кто-то кому-то пообещал, и мы подписали какие-то договора, а потому, что это взаимно интересно, и интерес этот необходимо доказывать ежеминутно. А по сути вопроса — да, конечно же, мы не пытаемся жёстко диктовать условия в плане ассортимента, но всегда ищем решения, взаимовыгодные и интересные всем участникам процесса, в том числе конечным покупателям.
Близится весна и новый сезон садово-парковых работ. В связи с этим вопрос — какие новинки вы предложите рынку в ближайшее время?
Мы сейчас видим интересную тенденцию — волну отката от китайской техники, причём не только в России. Люди уже наелись дешёвым инструментом и стали более разнообразны в своих предпочтениях. Причём это касается как конечных пользователей, так и наших партнёров, продающих технику, — дешёвый продукт им уже не интересен, на нём много не заработаешь. Возьмём те же неоднократно упомянутые снегоуборщики (простите, но когда же о них говорить, как не зимой) — ситуация на рынке такова, что, конечно, объём китайского оборудования гораздо выше, чем американского, но динамика продаж и наших заказов иная. И это уже другой тренд — в сторону более высокого роста продаж «некитайской» техники. Кстати, именно этот факт даёт нам основание делать позитивный прогноз на летнюю технику Simplicity.
В модельном ряду Texas революционной можно считать новую линейку LX. Это практически уникальные машины, не имеющие аналогов в мире: двигатель с вертикальным коленвалом, установленный на цепном редукторе! Это позволяет использовать множество различных навесных орудий — раз и предлагать конкурентные рынку цены — два. По сути, получилась машина функциональная в той же степени, что и профессиональные модели, но более лёгкая и с менее дорогим «газонокосильным» двигателем.
Еще одна новость — мы продолжаем поддерживать марку Brill. Два года назад, как известно, её купила компания AL-KO Kober, и сейчас мы с радостью сообщаем, что она приняла стратегическое решение развивать бренд Brill так же активно, как и предыдущий владелец. «Второе дыхание», одним словом. Так что и у этого традиционно немецкого производителя весной ожидаются интересные новинки.
Вообще новостей много, приходите к нам на стенд на выставке Gardentool — узнаете много интересного. Да и нам что-нибудь расскажете…
Интервью подготовил Алексей МЕСНЯНКИН
Статья опубликована в выпуске журнала «GardenTools» серии «Потребитель» №12’2011/2012 (ЗИМА 2012)