Переходим к самым дорогим моделям — Caiman WX21 и WX24. У WX21 есть система, называемая «круиз-контроль» (1). Она позволяет ограничить ход кнопки газа специальной кулисой, тем самым снизив максимальные обороты, до которых можно разогнать двигатель. Очень полезная вещь, когда косишь мягкую траву, — максимальная мощность при этом не нужна, а расход топлива сокращается, мотор шумит не так сильно. Да и вибрация, и без того очень слабая, ещё меньше.
В процессе работы выяснилось, что обороты можно регулировать непосредственно кулисой, зафиксировав кнопку, и это даже удобнее. И ещё один момент (только не воспринимайте это как рекомендацию, СИЗ нужно использовать всегда) — звук от двигателя на пониженных оборотах очень тихий. И даже вполне реально поддерживать разговор с идущим рядом человеком, что в случае с максимальными оборотами обычной двухтактной косы весьма затруднительно.
Бензокоса Caiman WX21 укомплектована плечевым ремнём с широкой поставкой под плечо. У модели WX24 круиз-контроля нет, зато есть удобная плечевая система в комплекте (2).
Важный факт: по Caiman WX24 у нас есть длительный опыт эксплуатации. Несколько лет назад наша коллега Любовь Балаболина приобрела её для работы на собственном участке, использовала очень активно, поэтому о многих нюансах работы этой модели мы судим фактически по личному опыту. В разборе представлена модель WX21, «внутри» она практически идентична WX24, только объём цилиндра меньше и поршневое кольцо одно, а не два.
Caiman WX21 | WX24
Бензокосы
Начать отзывы, наверное, стоит с «вылизанного» внешнего вида. Глазу совершенно не за что зацепиться, не найти даже малейшего изъяна в пластике или любом другом элементе конструкции. Об эргономике тут позаботились очень тщательно — углы наклона оптимальны, рукоятки регулируются по отдельности. Крепления все на вид очень надёжные, без намёков на люфты, затягивается всё легко и чётко. Здесь не удастся найти несовпадающего отверстия и других подобных мелких неприятностей. Видно, что продумана каждая вроде бы мелочь, но именно из таких мелочей соткана действительно качественная инженерная работа.
Например, плечевой ремень, а точнее, ранцевая подвеска у WX24. Широкая лямка на спину, надёжные защёлки, есть система быстрого сброса инструмента, когда достаточно потянуть за специальный язычок вверх, и можно быстро снять косу, не снимая подвеску. При этом никто не отменял и привычного карабина.
Рукоятки резиновые, с полостями внутри (3) — это вариант антивибрационной системы. Отметим, что борьба с вибрацией здесь осуществляется по другому принципу, и начинается она с того, чтобы в целом не допустить её появления. Это достигается за счёт гораздо более высокой точности изготовления деталей двигателя (об этом более подробно сказано ниже). Пока что просто отметим, что рукоятки крепятся к штанге кронштейном без резиновых прокладок, как у некоторых других моделей. Переход вибрации в этой точке, конечно, есть, но он сам по себе невелик, потому что уровень создаваемой вибрации изначально ниже, чем у других. А то, что всё же было передано, гасится непосредственно рукоятками.
Рукоятки не только мягкие, они ещё и очень эргономичные. Инструмент направляешь в нужную сторону, что называется, походя. Тут можно провести аналогию с рукояткой хорошего ножа — такое же ощущение удовольствия от работы.
На штанге есть резиновая трубка, внутри которой пропущены провод зажигания и тросик газа. За это место удобно держать инструмент при запуске двигателя. Стоит отметить любопытную особенность работы стартёра: если вы заглушили косу и перешли на другое место, то завести её можно буквально за один оборот, вытянув только 20–30 см тросика. И снимать её с подвески при этом не нужно.
Леска вращается в плоскости кожуха, без перекоса. И двигатель относительно лески и кожуха расположен ровно так, как должно. Оригинально устроены защитный фланец и редуктор. Он очень компактный, внутри — японские подшипники NSK (4). Расстояние от плоскости кошения до редуктора меньше, чем у любой другой из представленных здесь моделей, это снижает нагрузку на подшипники редуктора при работе. Сам фланец имеет лабиринтную защиту с линией разреза сверху, попадание травы в такой узел минимально (5) даже при кошении высокой травы леской «под корень» — подтверждено практикой.
В комплекте — специальный пильный диск с «фирменным» названием Katana Blade, у которого зубья с четырьмя режущими кромками (обычно одна, максимум две). Эта особенность обеспечивает эффективность Katana Blade при работе по мягкой траве на малых оборотах, то есть на WX21 с задействованным круиз-контролем. Другие диски на малых оборотах обычно сминают или укладывают траву.
Ещё один интересный момент — способ крепления зубьев на Katana Blade. Здесь применена фиксация в паз тела диска под углом, такое крепление применяется на дисках с защитой зуба от ударного выкрашивания (6). Работая бензокосой, очень сложно избежать контакта ножа с камнями (не всегда получается полностью удалить их с участка заранее) и столбами ограждения. Мы давно заметили, что Katana Blade более живуча в этом плане (есть опыт работы и другими подобными дисками), но лишь теперь стало понятно, что нам это не казалось и есть вполне разумное объяснение.
Катушка тоже очень удобна (7): крышка снимается без труда, фиксируется надёжно, есть легко различимая маркировка направления вращения намотки лески, втулки выхода лески не просто металлические, но ещё и с пазом, чтобы проще было её заправлять. Внутри восемь широких зацепов, их будет достаточно сложно износить даже при самой интенсивной работе. Защитная «юбка» имеет три точки крепления к кожуху, клипсы широкие, но довольно тугие. Рукой снять «юбку» сложновато, удобнее это делать широкой отвёрткой с плоским жалом. Но по крайней мере не боишься сломать клипсы, пластик достаточно эластичный.
При отсоединении штанги от двигателя видно сцепление и его чашка. Чашка (8) сделана куда толще и глубже, чем у других моделей из этой статьи. То же самое касается и ширины колодок сцепления (9).
На фото (10) отлично видна двойная, а то и тройная защита топливного бака от горячего глушителя. За отражающим теплозащитным экраном (11) есть пластина толщиной не менее 5 мм. И добавим сюда воздушный зазор между баком и этой пластиной — примерно 3 см (12).
Система очистки воздуха (13) устроена просто и удобно: легко откидывающаяся крышка на клипсе, внутри кольцо из плотного поролона, надетое на специальные выступы внутри коробки. Крышка фиксируется надёжно, при открывании фильтрующий элемент не слетает, в то же время снимается легко.
При снятии крыльчатки видны элементы активного оребрения картера двигателя (14). Благодаря этому оребрению двигатель намного эффективнее охлаждается потоком воздуха, который создаёт крыльчатка. Весьма вероятно, что эта конструктивная особенность связана с круиз-контролем. Когда пользователь задействует эту функцию, двигатель продолжительное время работает на сниженных оборотах. Обычная система охлаждения тут может не справиться.
Стартёр стальной штампованный (15), с одним пластиковым кулачком. Пластик кулачка — это высокоармированный стекловолокном полиамид.
Карбюратор (16) «обычный» Walbro (вообще-то, компания Walbro — один из мировых лидеров в производстве карбюраторов для малой садовой техники), с трубчатой заслонкой и «обраткой».
Откручиваем два винта крепления головки цилиндра к блоку двигателя. Вот тут и видно различие в стенках цилиндра (17). Такого качественного хонингования нет ни на одной из представленных в статье моделей. С технологической точки зрения так отхонинговать цилиндр намного сложнее, поскольку требуется более частая смена насадок хона и работа с другой, менее производительной по съёму материала амплитудой. Зато очевидно, что такому двигателю притирка практически не нужна, нет дополнительного износа от трения.
Коленвал (18) состоит из трёх деталей. Везде стоят игольчатые подшипники, на шатуне есть две проштамповки для смазки опорного игольчатого подшипника. Очень хорошо видны шлифованные валы и торцевые поверхности (19) коленвала. Такое высокое качество обработки гарантирует точность посадки вала и долгий срок службы сальников. Из всех этих «мелочей» (на самом деле довольно дорогостоящих) складывается низкая вибрация двигателя и в конечном счёте самого инструмента.
Поршень проточен очень чисто, явно с использованием самых современных методов механической обработки. Такие характерные следы, как здесь, остаются при высокоскоростном точении с применением пластин из поликристаллического алмаза. Шатун кованый, поршневое кольцо одно, и оно чугунное. У WX24 два поршневых кольца, тоже чугунных. Вообще чугунные поршневые кольца в этой статье появляются впервые, у всех предыдущих моделей они стальные. Чугун лучше — благодаря микропористой структуре на его поверхности лучше задерживается масло, меньше потери на трение. Он быстро притирается, что опять же сокращает расход топлива и повышает КПД.
На фото (20) хорошо видны подшипники опоры коленвала — это NSK. В правом верхнем углу фото отлично видна дополнительная, третья трубка с клапаном на конце. Такие клапаны применяются для выравнивания давления внутри и снаружи бака — вместо отверстия в крышке (сапуна), через который топливо может вытекать Ещё стоит отметить изобилие консистентной смазки во всех узлах (21). По ощущениям, очень качественной, с хорошей адгезией.
Выводы
Всё, что изложено выше, даёт ответ на вопрос, почему косы Caiman стоят так дорого. Обратите внимание на вес (меньше 5 кг) — в руках, как игрушка. Но игрушка мощная, универсальная, легко справляющаяся не только с травой, но и с кустарником (Katana Blade и наш опыт эксплуатации одной из этих моделей подтверждают — мощности здесь достаточно даже для густых зарослей травы и кустарника). Продолжаем: тихая, удобная в эксплуатации (вспоминаем круиз-контроль), явно с большим сроком службы. Тот случай, когда продумана и исполнена на высшем уровне каждая мелочь.
Осталось только понять, что всё это возникло не на пустом месте, здесь поработали инженеры, обработка осуществлялась явно не напильником на коленке, а с помощью высокоточных станков. Всё это не может не сказываться на стоимости. Разница в цене в четыре и пять раз в сравнении с самой дешёвой косой в этой статье — да, ощутимая. Разница в уровне технического исполнения, полагаем, теперь тоже понятна любому, кто внимательно прочитал всю статью. «Внутри они одинаковые» (аргумент, который до сих пор иногда можно услышать от нерадивых или нечестных продавцов) — теперь вы сами видите, что это не так!
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Экспертиза бензокос. Дорого или дёшево: в чём разница?
Бензокоса Brait BR‑330
Бензокоса Yanis BC42‑ES
Бензокоса Hyundai Z450
Автор: Дмитрий Сидоров.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Весна 2020» (№1’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.