Мы провели тест аккумуляторной углошлифовальной машины CT23001 125HX от Crown (это часть большого редакционного теста аккумуляторных УШМ). Публикуем отзывы.
Crown CT23001 125HX
Аккумуляторная углошлифовальная машина
Аккумулятор и ЗУ
Описание батареи и зарядного устройства также изложены в статье с тестом аккумуляторных перфораторов в этом же выпуске журнала.
Результаты испытаний
Заявленная частота вращения шпинделя — 8000 об/мин, реальная — 6830. Среди всех представленных машин эта — самая низкооборотистая. Удивительно, но производительность при этом у неё очень даже неплохая, видимо, крутящий момент двигателя здесь достаточно высокий. Но круги она пожирает с неистовой скоростью, десять резов арматуры — и круг сокращается в диаметре до 90 мм, можно уже менять. Чем ниже скорость вращения, тем быстрее расход абразива, это факт давно известный.
Объём выполняемой на одной батарее работы тоже солидный. Энергию эта УШМ расходует эффективно. Как-то даже неожиданно для инструмента, который позиционируется как полупрофессиональный.
Разбор и анализ конструкции
Ещё до разбора просматриваются некоторые продуманные конструктивно-дизайнерские решения, влияющие на качество работы УШМ. Это касается, например, съёмных защитных решёток (1) для забора воздуха для охлаждения двигателя и потом корпуса редуктора. Такие решётки эффективно задерживают крупные частицы металла, как раз и представляющие основную угрозу для бесщёточных двигателей.
Защитный кожух с механизмом быстрой смены положения (2), не требующим инструментов, фиксируется кнопкой. Вряд ли нужно объяснять удобство быстрой перестановки кожуха при переходе от шлифования к резанию, и наоборот. Фланец (3) с рифлением на опорной поверхности, что облегчает демонтаж «прикипевшего» диска.
Переходим к разбору. Для начала откручиваем четыре винта, которые фиксируют прижимную шайбу защитного кожуха, и снимаем его. У нижнего опорного подшипника вторичного вала (4) отсутствует лабиринтная защита — её функцию выполняет крепление защитного кожуха.
Снимаем крышку редуктора (5). Тут всё сделано грамотно: видны отлично развитые рёбра, которые обеспечивают жёсткость корпуса, а также играют существенную роль в передаче тепла от нагретой смазки на корпус и потом в атмосферу. При измерении оборотов двигателя был отмечен интенсивный выход корпуса редуктора в рабочий температурный режим — теплоотвод здесь и в самом деле очень эффективный.
Верхний опорный подшипник вторичного вала (6) шариковый, 696Z, посадочное место имеет защиту от проворота внешней обоймы подшипника. Ведущая шестерня (7) на 10 зубьев, ведомая (8) на 37 зубьев, обе термообработаны. Передаточное число редуктора 3,7, значит, обороты ротора на холостом ходу лишь чуть выше 25 000 в минуту. У современных сетевых моделей этот показатель доходит до 45 000 об/мин, но для аккумуляторного инструмента 25 000 — нормальное явление.
Крышка корпуса редуктора (9) герметична и имеет кольцо уплотнения — «О‑ринг». Посадочное место переднего опорного подшипника ротора (10) с внутренними лопастями, которые завихряют поток воздуха, а плотный контакт с корпусом редуктора способствует его активному охлаждению и эффективному переносу тепла от одной детали на другую. На этой же детали сделаны круговые рёбра лабиринтной защиты от пыли переднего опорного подшипника ротора. Ответные рёбра расположены на крыльчатке охлаждения ротора. Идём дальше, к двигателю и блоку управления (11) — а вот и сюрприз от инженеров в виде полностью герметичного пространства, в котором крутится ротор двигателя. Охлаждение тут внешнее, между крыльчаткой охлаждения и магнитами ротора (кстати, их здесь пять, а не четыре, как на предыдущих моделях) стоит подшипник с уплотнительным сальником (12), он входит в корпус статора (13). По его периметру есть ряд отверстий, воздух для охлаждения забирается через них и проходит между катушками статора. Сзади статор герметизирует посадочное место заднего опорного подшипника ротора, который находится в посадочном месте с лабиринтной защитой периметра (14). Статор без датчиков Холла — похоже, они на таких бесщёточных двигателях уже не применяются, во всяком случае, не везде.
Кнопка «Пуск» смешанного типа, ток коммутации до 50 А, соответственно, рассчитана на мощность двигателя не более 1000 Вт.
Плата управления полностью герметична и залита чёрным компаундом (15) в металлический корпус с развитыми рёбрами охлаждения (16). Стоит обратить внимание на термотрубки, которыми скрыты места соединения. Кнопка «Пуск», статор и плата явно были спаяны в процессе сборки, не исключено, что их можно менять по отдельности. Это могло бы резко снизить стоимость ремонта, потому что обычно бесщёточный двигатель и блок управления — это единая деталь, её меняют целиком, и стоит она сопоставимо с новым инструментом.
Модель, безусловно, достойна внимания, вся конструкция свидетельствует о серьёзном инженерном подходе при разработке. Один только полностью герметичный двигатель говорит о многом.
Официальный российский сайт Crown: crown-tools.ru
Тест провели Алексей Меснянкин и Дмитрий Сидоров.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Зима 2020/2021» (№4’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Январь 2021 года