Все небольшие тракторы по предназначению можно разделить на садовые (газонные) и универсальные (договоримся называть их в этой статье мини-тракторами). Газонные, как понятно из названия, в первую очередь пригодны для ухода за газонами, отсюда и основные требования к ним: невысокий вес и использование соответствующих колес, чтобы не испортить дерн. Основной рабочий инструмент садового трактора — стригущая дека с вращающимися ножами. Дека почти всегда входит в комплект, остальное оборудование приобретают отдельно.
Что касается мини-тракторов — тут требования противоположны. Для уверенной вспашки земли нужен мощный двигатель и колеса с развитыми грунтозацепами. Косить они тоже могут, но обычно не настолько красиво, и дека в основной комплект не входит. Круг задач у мини-тракторов гораздо выше, разновидностей дополнительного оборудования больше. Стоимость тоже отличается в большую сторону.
Мини-тракторы вообще нельзя относить исключительно к садовой технике. Полевые работы — это лишь часть их функций, область применения намного шире. Производят их обычно специализированные заводы, многие из которых «малой» садовой техникой вроде газонокосилок вообще не занимаются. Помимо известных компаний, в этом сегменте велика доля «китайцев», особенно в производстве технически простых моделей. Ничего удивительного: сельское хозяйство в Китае развито хорошо, тракторы делают давно, причем в основном для своего рынка, но немало идет и на импорт.
Конечно, для обработки нескольких соток приусадебного хозяйства использование даже небольшого трактора излишне, вполне можно обойтись более простыми механизмами. Совсем другое дело, если надо обрабатывать значительные участки, газоны и парки. Производительность трактора тут выходит на первый план, а она гораздо выше, чем у любой другой техники. Не лишним трактор окажется и для тех, кто круглый год проживает в деревне: очистить осенью дорожки от опавших листьев, а зимой — от снега и льда, провести посевные и уборочные мероприятия, заготовить сено — все это и многое другое можно сделать с помощью единственного агрегата. При этом стоимость его ниже, чем у «взрослых» моделей, расходы на эксплуатацию тоже меньше.
Садовый трактор или райдер?
Основное различие — у трактора двигатель расположен спереди, у райдера сзади. Простые модели тракторов и райдеров отличаются от обычной газонокосилки только наличием сиденья и рулевого механизма. Важный параметр — площадь, которую можно обработать в течение дня с достаточным комфортом. Он зависит от мощности мотора и ширины деки и составляет для таких машин 1500–10 000 м2.
Для «толкаемых» газонокосилок этот показатель обычно гораздо скромнее. Двигатель и трансмиссия. У садовой техники двигатель обычно бензиновый, реже дизельный, трансмиссия — механическая, вариатор или гидростатическая.
Большинство садовых моделей оснащают моторами от хорошо известных производителей — Briggs&Stratton, Kohler, Kawasaki и т. п. Элементы трансмиссии и гидроприводы также заказывают у именитых компаний (трактор — довольно сложный агрегат, и в том, что проще купить готовые узлы вместо собственного их производства, ничего странного нет).
Привод чаще всего задний, реже передний или полный. Почти всегда тракторы оборудуют электростартером, только в самых маленьких моделях можно встретить ручной запуск. Функция круиз-контроля, при которой после установки желаемой скорости не нужно давить на педаль, может быть весьма полезной, особенно при обработке больших участков.
Экзотику типа аккумуляторных моделей с электромотором у нас встретить почти нереально. Она выпускается в крайне небольших количествах, для эксплуатации в закрытых помещениях (теплицах, овощехранилищах) ферм и парковых хозяйств, где запрещено использование двигателей внутреннего сгорания.
Рулевое управление. Здесь выбор вариантов велик. Помимо «классической» компоновки с задним приводом и передними управляемыми колесами, можно найти и модели, у которых поворачиваются задние колеса, и тракторы с шарнирно-сочлененной «ломающейся» рамой. Отдельный класс — райдеры-газонокосилки с задними ведущими и передними свободно поворачивающимися «рояльными» колесами. Такие модели управляются не обычным рулевым колесом, а двумя рычагами. Для поворота одно из задних колес подтормаживают, принцип такой же, как у гусеничной техники. По большому счету, все эти ухищрения и усложнения конструкции служат единственной цели: увеличению маневренности. Некоторые модели способны развернуться практически на месте или обкосить траву вплотную к дереву, объезжая вокруг него. Но и чтобы научиться управлять такой техникой, потребуется привыкать дольше, навыки автомобилиста здесь не совсем пригодны.
Что может садовый трактор?
Основное предназначение садовых тракторов и райдеров — уход за газонами, поэтому такие машины поставляются совместно с режущей декой — газонокосилкой. Конструктивных отличий между различными моделями очень много, каждый узел может выпускаться в нескольких различных модификациях. Комбинируя их, производители получают модели, которые могут разниться по возможностям и цене едва ли не на порядок.
Чаще всего дека располагается под сиденьем оператора, между колесами, а высоту кошения регулируют системой рычагов. Деки небольшой ширины просто подвешивают к корпусу, широкие, с двумя-тремя ножами, опираются на грунт с помощью отдельных небольших колес, которые предотвращают «скальпирование» газона («зарывание» ножей в почву на неровностях).
Иногда деку ставят спереди, в основном на райдерах. Это удобнее, особенно для больших территорий: обзор и качество стрижки выше, скорость работы больше, деку можно приподнять вертикально для обслуживания. Можно «загнать» ее под кустарник или другое препятствие, куда трудно подобраться трактору с межколесной декой. К тому же вместо передней деки на райдер иногда ставят фронтальную навеску.
Конечно, есть и недостатки. При прочих равных условиях передняя дека увеличивает длину райдера, несколько снижая маневренность. К тому же при переднем расположении конструкция привода деки и ее самой сильно усложняется. Вообще основной вид привода деки — механический, через ременную передачу или вал отбора мощности, либо использование электромагнитной муфты.
Что касается вариантов обработки травы в режиме кошения — тут все, как у более простых газонокосилок с ручным управлением. Предусматривается несколько ступеней высоты скашивания и режимы выброса травы назад либо в сторону. Самые простые модели этим и ограничиваются, сбор травы и мульчирование у них не предусмотрены или доступны лишь в виде опции. Более серьезные агрегаты штатно укомплектованы травосборником и мульчирующим комплектом, некоторые способны также работать в режиме садового пылесоса. Травосборник почти всегда нужно опустошать вручную, но покидать водительское место не придется: достаточно поднять вверх специальную рукоятку-рычаг и потянуть ее вперед, при этом травосборник повернется и его содержимое будет высыпано на землю. Очень часто встречается звуковой сигнализатор заполнения травосборника.
Для заднего выброса вместо травосборника ставят дефлектор — пластину, которая направляет вылетающий поток травы вниз, либо снимают дно у травосборника. Чтобы перейти в режим мульчирования, специальной заглушкой закрывают отверстия в деке, иногда еще меняют ножи. Дальнейшее расширение возможностей трактора потребует закупки дополнительного оборудования. И вот тут уже надо оценивать возможность его установки на конкретную модель.
Само оборудование может быть навесным, требующим привода от трактора, и прицепным, для работы с которым отдельный привод не нужен. На большинстве тракторов оборудование закрепляют сзади или спереди.
Для работы с «навеской» предусматривают возможность ее питания от бортовой сети 12 В, валы отбора мощности (спереди, сзади, а иногда еще и посередине) и/или гидравлическую систему. В целом, чем мощнее и тяжелее трактор, тем больше у него дополнительных возможностей.
Райдеры редко способны на большее, чем кошение травы или катание за собой некоторых видов прицепного оборудования, но и тут бывают исключения.
Большинство производителей садовой техники изготавливают оборудование под свои модели, поэтому, если предполагается использовать агрегат не только как газонокосилку, перед его покупкой нужно внимательно изучить ассортимент «допов».
Наиболее популярные «допы»
Уход за садом и газонами состоит не только в периодическом кошении травы. Площадку требуется сначала подготовить, разровнять и засеять. Большинство тракторов и райдеров справятся и с этой задачей, тем более что потребуется в основном прицепное оборудование и единственный фаркоп сзади.
Тележка-прицеп. Универсальная вещь, которая может пригодиться во многих случаях. Обычно ее средняя грузоподъемность составляет порядка 350 кг, предусмотрена возможность опрокидывания.
Разбрасыватель семян. Пригоден также для внесения в почву удобрений, а зимой — для разбрасывания противогололедных реагентов и песка. В «садовой» версии выглядит, как крепящийся к фаркопу бункер с парой колес. В нижней части бункера находится горизонтально расположенный диск, связанный с осью колес через редуктор. При движении диск вращается с большой скоростью, а попадающие на него из бункера сыпучие материалы равномерно рассыпаются в стороны.
Каток. Это цилиндр, который катят за трактором, выравнивая и уплотняя почву после обработки и посадки семян. Для увеличения веса при работе внутрь катка заливают воду или засыпают песок.
Аэратор. Конструктивно аэратор схож с катком, только его рабочий инструмент — ряд многолучевых металлических звездочек, прокатываемых по почве и накалывающих в ней отверстия.
Опрыскиватель. Прицепная емкость для жидкости с электрическим компрессором и шлангом. Очень полезен для борьбы с садовыми вредителями в садоводческих хозяйствах.
Щетка. У разных производителей их цепляют впереди или позади трактора, иногда к щеткам «комплектом» идет еще и емкость для сбора мусора. В таком случае они используются не только для отбрасывания листьев и снега с дорожек, но и для очистки газонов от остатков травы. Щеткам требуется отдельный привод, плюс они зачастую имеют гидравлический или электрический подъемный механизм.
Многие садовые тракторы можно с успехом использовать не только для обслуживания газонов, но и для обработки земли, уборки снега и в строительстве. Но тут уже есть некоторые ограничения. Чем больше «хочется», тем мощнее и сложнее потребуется сам агрегат. И первым делом для эффективной работы придется заменить газонные колеса на «зубастые» тракторные, а это само по себе довольно дорогое удовольствие. Да и «родные» шины повышенной проходимости предлагаются далеко не на все модели. Подобрать другие вполне реально, однако поиск может оказаться долгим. Как вариант — установить на колеса цепи противоскольжения. Еще один момент — для тяжелых работ отнюдь не лишним будет полный привод.
Плуг. Сам плуг может быть вполне обычным или оборотным, если не хочется тратить время на холостые пробеги к началу поля. Нагрузки на трактор при пахоте весьма велики, вероятно, потребуются специальные грузы-утяжелители, иначе даже стронуться с места будет проблематично. Принято считать, что хороших результатов при вспашке небольшими тракторами ждать не приходится, лучше использовать более мощную и тяжелую технику.
Борона. Для того, чтобы разбить оставшиеся после вспашки комья земли, мощности мини-трактора обычно хватает. Главное — не завязнуть во вспаханной почве, а значит, тоже желательны утяжелители, плюс цепи или колеса с грунтозацепами.
Нож-отвал. Пригодится зимой для сгребания снега с дорожек, с его помощью реально также превратить трактор в мини-бульдозер на строительстве. Оборудован ручным, электрическим или гидравлическим механизмом подъема.
Роторный снегоуборщик. Это агрегат, предназначенный для борьбы со слежавшимся снегом и сугробами. Имеет привод, обычно от переднего вала отбора мощности. Для работы зимой некоторые тракторы дооснащают кабиной.
Конечно, этим списком ассортимент дополнительного оборудования не ограничивается. Более сложные модели могут выпускаться и с возможностью крепления другой «навески», но это скорее исключения. Все-таки основные функции садового трактора или райдера — это уход за газонами и уборка территории. Для тяжелых работ привлекают машины другого уровня, у которых работа «по траве» — это только одна из возможностей. И тут уже надо вы бирать: универсальной машиной сделать ровный газон трудновато, а садовый трактор вряд ли покажет серьезные результаты «в поле».
Мини-тракторы
Это большой класс техники, «заточенный» на работу в коммунальной сфере и сельском хозяйстве. Их область применения — любая работа «по площадям», как в поле, так и на асфальте: вспашка земли, уборка, очистка от снега больших территорий, земляные работы… все, что может понадобиться организации любого толка либо небольшому фермерскому хозяйству.
Однако «газонные» деки с вращающимися ножами для мини-тракторов не характерны: слишком странно выглядел бы трактор, аккуратно стригущий траву и тут же продавливающий колесами колею на газоне. Так что аккуратная стрижка — это к садовым моделям, а мини-тракторы используют косилки других типов и для других целей: расчистки участков или сенозаготовок.
Разумеется, многофункциональная машина и стоит гораздо дороже, и весит больше: если у садового трактора или райдера средний вес 100–300 кг, то у «фермера» он может быть от полутонны до двух тонн. Более тяжелые машины в рамках этой статьи мы не рассматриваем, к мини-тракторам их отнести трудновато. Вообще надо отметить, что четкой границы между «садовым» и «мини-трактором» нет. Встречаются такие модели, которые занимают промежуточное положение между различными разновидностями этой техники. О некоторых из них будет подробнее рассказано дальше – в обзорах и крупных планах.
В базовой комплектации универсальные тракторы оснащены колесами большого размера: задние шины имеют развитые грунтозацепы, а передние, поменьше и более ровные, в обычных условиях служат как направляющие. Практически всегда имеется подключаемый передний привод и блокировка дифференциала. Обязательно наличие одного или нескольких валов отбора мощности и гидравлической системы для присоединения навесного оборудования.
Бензиновые моторы в этом классе нехарактерны, обычно устанавливают дизели, обладающие более высоким крутящим моментом. Кабина, позволяющая комфортно работать и в зимнее время, часто входит в базовую комплектацию.
«Классический» мини-трактор по основным элементам конструкции ни в чем не изменился за последние десятилетия. Дизельный мотор, механическая коробка передач, привод гидросистемы отдельным насосом, переключение и подключение различных систем с помощью рычагов, простая панель приборов — при выборе между комфортом и ремонтопригодностью для «рабочей лошадки» важнее второе. К тому же эти тракторы часто покупают для коммерческого использования, пусть и в относительно небольших масштабах, значит, вопрос цены тоже важен. Любое усложнение конструкции поднимает цену, стоимость обслуживания и ремонта. А ведь рано или поздно любой узел может выйти из строя, и если простую технику реально починить прямо в поле, то для сложных узлов может потребоваться долгий и трудоемкий ремонт в условиях мастерской.
Конечно, существуют и более комфортабельные мини-тракторы, но стоят они дороже и обычно относятся к «тяжеловесам». Объясняется это не только соображениями стоимости. Садовые тракторы рассчитаны на относительно небольшие нагрузки. Для вспашки (самой тяжелой работы) их используют крайне редко, да и ширина вспашки обычно невелика. А вот небольшой мини-трактор перегрузить на тяжелых работах несложно, и чем он меньше, тем легче это сделать. Если механические элементы при этом, скорее всего, выдержат (в крайнем случае ремонт «механики» относительно прост и неразорителен), то увеличение запаса прочности более сложных узлов неизбежно повлияет и на цену, и на вес.
По этой же причине на мини-тракторах чаще всего применяют механические коробки передач, причем без синхронизаторов. Передачу выбирают в зависимости от режима работы, чтобы ее сменить, нужно полностью остановить трактор. Дизельный мотор позволяет трогаться с любой передачи, тем более что трактор — не гоночная машина, допустимая максимальная скорость у него редко превышает 20–30 км/ч. Для выбора оптимальной скорости движения в коробку вводят понижающую передачу (демультипликатор), при этом общее число передач удваивается, так что, к примеру, формулу (3 + 1) х 2 следует читать так: «Три передние и задняя передачи, каждая из них может быть повышенной или пониженной. Итого шесть передних и две задние».
Универсальность и возможность подключения различного оборудования от разных производителей объясняются использованием стандартизованных сцепных устройств. Чаще всего на мини-тракторах встречается задняя трехточечная сцепка 1 категории, т. е. три регулируемые тяги (верхняя и две нижние) и ВОМ, расположенные на определенном расстоянии друг от друга. Возможна дополнительная передняя трехточечная сцепка. Прицепное оборудование крепится к тягам, для установки навесного еще потребуется присоединение ВОМ и/или гидросистемы.
На мини-тракторах применяются ВОМ различных типов. Зависимый (синхронный) ВОМ имеет привод от муфты сцепления, независимый — от двигателя, их можно использовать в том числе и для привода стационарного оборудования, вроде насосов. Скорость синхронного ВОМ зависит от частоты вращения колес, он может быть удобен, например, при разбрасывании удобрений или посеве. Некоторые конструкции позволяют использовать один и тот же ВОМ в различных режимах.
Дополнительное оборудование для мини-тракторов
Само собой, можно использовать такое же прицепное оборудование, что и у садовой техники, ведь для него требуется только наличие сцепки спереди или сзади. Но поскольку мини-трактор больше приспособлен к тяжелым работам, производительность будет выше. Устанавливаемое навесное оборудование зависит от наличия ВОМ и гидропривода. Сзади оба эти элемента есть практически всегда, спереди и посередине — немного реже, либо они ставятся в качестве опции. ВОМ с успехом заменяет двигатель для любой «навески», а если требуется ее поднять или опустить, проблему решает гидросистема.
Бесполезно даже пытаться перечислить все возможные варианты «навески». С помощью трактора можно проводить все виды полевых работ, от вспашки до уборки, сбора урожая и заготовки сена. Коммунальным службам пригодятся различные приспособления для уборки территорий и очистки их от снега. В строительстве трактор может заменить мотобур, экскаватор, бульдозер, погрузчик, в стационарном режиме — использоваться как привод насосов, генераторов или даже в качестве лесопилки. Для перевозок подойдут прицепы, причем здесь они с куда более высокой грузоподъемностью: одна-две тонны — не предел, хотя более тяжелые прицепы могут потребовать установки дополнительной тормозной пневмосистемы.
На мини-тракторах допускается передвижение и по дорогам общего пользования, но предварительно их надо обязательно зарегистрировать в Гостехнадзоре и получить специальные «права» соответствующей категории. Не исключено, что придется основательно доработать машину: например указатели поворота, необходимые на дорогах, ставятся не на все модели мини-тракторов.
Автор: Максим ГРИБОЕДОВ
Статья опубликована в выпуске журнала «GardenTools» серии «Потребитель» ЛЕТО 2011 г. Архив pdf доступен по ссылке: https://master-forum.ru/category/magazine/