Практически все представленные на рынке крупные инструментальные торговые марки начинали свой путь с выпуска готовой продукции на сторонних производственных мощностях под собственным брендом. И только впоследствии они могли выделить достаточные ресурсы для организации разработки новой и улучшения имеющейся техники собственными силами. Одно из исключений — российская компания «Интерскол», созданная более 30 лет назад — в 1991 году на базе ВНИИСМИ — Всесоюзного научно-исследовательского института строительного механизированного инструмента. С такой стартовой базой неудивительно, что «Интерскол» постоянно предлагает новые решения и выводит на рынок модели техники, разработанные либо улучшенные собственными силами.
Интерскол УШМ-2322М | УШМ-2322ЭМ
Двуручные углошлифовальные машины
Интерскол УШМ-2324М | УШМ-2324ЭМ
Двуручные углошлифовальные машины
И сейчас, несмотря на появление множества других брендов, техника «Интерскол» остаётся самой известной в России торговой маркой, предлагающей множество видов инструментов, садовой и силовой техники с электрическими, аккумуляторными и бензиновыми двигателями. Наиболее известно, разумеется, инструментальное направление. И именно в нём у компании чаще всего появляются новые разработки и технические решения.
Для разных работ существует множество видов инструментов, создать что-то принципиально новое «по технической части» тут довольно сложно. Зато улучшить имеющееся — реально почти всегда. И здесь мы представим одно из таких улучшений — новую группу УШМ, выведенную на рынок в 2022 году. Это большие двуручные машины с диаметром оснастки 230 мм, отличающиеся высокой удельной мощностью и минимальным весом в своей категории. Инструменты рассчитаны на профессиональное применение, но, конечно, могут быть интересны и для любительского использования.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УШМ
С технической точки зрения УШМ — довольно простые инструменты. Деталей немного, конструкция отработана, изнашивающиеся части — двигатель да редуктор. Но условия, в которых работают «болгарки», никак нельзя назвать «простыми». При работе детали УШМ постоянно подвергаются высоким и переменным нагрузкам, продолжительность включения может изменяться в широких пределах — от нескольких секунд при резке до минут при использовании инструментов для шлифовки.
Пылевые частицы абразива и обрабатываемого материала — тоже фактор, отнюдь не облегчающий эксплуатацию, особенно если речь идёт о бетоне и других «каменных» материалах.
В общем, «правильная» УШМ должна иметь достаточный запас мощности, быть способна трудиться длительное время, быть защищённой от воздействия пыли и при этом — быть достаточно лёгкой, чтобы облегчить пользователю решение поставленной задачи. Абсолютное большинство предлагаемых сейчас углошлифовальных машин в принципе не соответствуют всем этим критериям, особенно если ещё учитывать фактор стоимости. Разработчикам новых моделей постоянно приходится искать компромиссы и чаще всего они «жертвуют» как минимум одним из требований. Обычно — либо весом, либо защитой от абразивной пыли. Получившиеся модели оказываются достаточно бюджетными, но не способными к работам по камню и к использованию длительное время с высокими нагрузками. На бытовом уровне недорогие УШМ, которые применяются лишь изредка, вполне востребованы, но для профессиональной эксплуатации они малопригодны: слишком быстро выйдут из строя. На профессиональных машинах устанавливают двигатели, рассчитанные на работу в длительном режиме и при этом защищённые от воздействия абразивной пыли и шлама.
УШМ «ИНТЕРСКОЛ»
Углошлифовальные машины традиционно являются самой обширной группой в ассортименте «Интерскол». На текущий момент в ней насчитывается порядка 30 разновидностей,
в сетевом и аккумуляторном исполнении. Все модели относятся к новой, модернизированной линейке. При этом сетевые УШМ оснащены коллекторными двигателями следующих серий: С (скоростные) или ВС (высокоскоростные) с рабочей частотой вращения 35 000 и 45 000 оборотов в минуту соответственно.
«Болгарки» данного бренда различаются не только размерами оснастки, но также мощностью, особенностями исполнения отдельных элементов, степенью сложности управляющей электроники и рядом иных особенностей. Все модели рассчитаны на работу в продолжительном режиме (S1), имеют усиленную защиту самой «нежной» части — электродвигателя и относятся к профессиональному классу.
В 2022 году компания «Интерскол» расширила свой ассортимент УШМ ещё 4-мя новинками, относящимся к новой, инновационной серии «Квадро». Для начала кратко рассмотрим эти модели.
Представленные здесь четыре модели углошлифовальных машин — новинки, объединённые одной общей принципиально важной особенностью. На них установлены электродвигатели, выполненные по инновационной технологии «Квадро», разработанной компанией «Интерскол». Как несложно догадаться, название «Квадро» намекает на цифру «4». Так оно и есть: имеется в виду внедрение в новинках сразу четырёх важных технических решений. Все они относятся именно к электромотору — его исполнению и защите.
Новые УШМ рассчитаны на работу с оснасткой диаметром 230 мм (самый ходовой размер в профессиональном классе инструмента). При этом они отличаются внушительной для своих габаритов мощностью — 2200 или 2400 Вт. Благодаря применению двигателей «Квадро» компании «Интерскол» удалось значительно снизить вес инструментов без ущерба для других потребительских качеств. Разница в весе по сравнению с аналогами того же размера и мощности составляет почти килограмм. Как следствие, повышается и безопасность: оператор меньше устаёт даже при длительной работе. Более детально об особенностях серии «Квадро» мы расскажем немного позже, а пока перечислим «внешние» особенности новинок.
Разумеется, модели относятся к двуручным — рассчитаны на удержание обеими руками. Здесь ничего необычного нет, одноручных УШМ под оснастку 230 мм не существует в принципе. Основная, то есть задняя рукоятка — поворотная и может быть установлена в одно из трёх положений. Такая особенность встречается далеко не на всех УШМ. Дополнительная, передняя ручка тоже может быть установлена в одну из трёх позиций. Возможность поворота задней и перестановки передней рукоятки позволяет подобрать оптимальное положение рук при работе в разных пространственных положениях. Для удобства удержания зона хвата на задней ручке снабжена мягкими нескользящими вставками.
На всех машинах данной группы установлены так называемые «низкопрофильные» редукторы, облегчающие работу в труднодоступных местах. Электрический выключатель оборудован сдвижным рычажком — блокиратором случайного запуска и выполнен в виде длинной клавиши. После пуска его можно удерживать буквально одним (любым) пальцем, не меняя хват на рукоятке. Доступ к щёткам двигателя упрощён — для их проверки и замены достаточно отвернуть два винта и снять две небольшие крышки на боковинах корпуса. Сетевой шнур длиной 2,5 метра — в мягкой резиновой изоляции, не «дубеющей» на морозе.
Между собой новинки отличаются по максимальной мощности — 2200 или 2400 Вт, а также по степени оснащённости электроникой. Абсолютно все они снабжены системой плавного пуска, снижающей ударные нагрузки на детали и нагрузку на сеть в момент запуска. Заодно эта система позволяет уменьшить гироскопический момент, иными словами, избежать рывка при пуске мотора. Также предусмотрена защита от повторного включения: при временном прекращении электроснабжения для повторного запуска необходимо отпустить и снова нажать клавишу включения.
Модели с индексом «Э» (УШМ-2322ЭМ и УШМ-2324ЭМ) оснащены также блоком электроники с расширенным функционалом. На них, в дополнение к перечисленным системам безопасности, имеются системы поддержания постоянных оборотов под нагрузкой (увеличение тока при снижении частоты вращения ротора двигателя), ограничения оборотов холостого хода и защиты от перегрузки.
На все эти модели установлены моторы серии ВС (высокоскоростные). Частота вращения вала у них — 45 тысяч оборотов в минуту.
Комплектация у всех моделей одинакова: машина, дополнительная рукоятка, защитный кожух, имбусовый ключ («шестигранник») для крепления кожуха, фланец и гайка, крепящие оснастку, спецключ для затяжки гайки, а также документация — инструкция и гарантийный талон. Новинки поставляются в картонных коробках.
ДВИГАТЕЛИ «КВАДРО»
Как уже говорилось, эти двигатели — новая, инновационная серия, разработанная компанией «Интерскол». От конкурентов они отличаются четырьмя принципиально важными особенностями. Кстати, три из них присущи всем УШМ «Интерскол», предлагаемым в настоящее время.
Но одна из особенностей — новинка. Увидеть её можно, только разобрав мотор и распилив ротор — как на фото (1).
Фактически, это две взаимосвязанные особенности. Как легко увидеть на фото, пластины ротора имеют сложную форму — многолучевой «звёздочки», промежутки (пазы магнитопровода) заполнены обмоточным проводом.
Эффективность двигателя зависит и от формы пластин, и от плотности укладки меди. Благодаря компьютерному моделированию вырубки пластин сердечников якоря и статора, а также увеличению плотности намотки провода, удалось уменьшить размеры моторов, а заодно и вес, не потеряв в мощности.
Именно это решение является эксклюзивным — оно применяется только на моторах «Квадро».
Любому электродвигателю для отвода тепла, возникающего при его работе, необходим обдув потоком воздуха. В случае с УШМ такой воздух гарантированно будет нести в себе мелкие абразивные частицы шлама и пыли, которые, в частности, способны скапливаться в застойных зонах внутри корпуса, ухудшая теплоотвод, а также сталкиваться с обмотками вращающегося ротора, бомбардировать обмотки статора, проникать в подшипники, в общем — вызывать абразивный износ. Это комплексная проблема, требующая комплексных же инженерных решений: правильной организации потоков воздуха — без застойных зон, уплотнения подшипников и физической защиты обмоток ротора и статора.
Наиболее эффективный из множества вариантов такой защиты — пропитка обмоток ротора и статора специальным клеем — компаундом. Данная процедура обеспечивает скрепление витков в единое целое и предотвращает разрушение эмалевой изоляции обмоточного провода при механическом и термическом воздействии. Для пропитки обмоток компания «Интерскол» использует полиэфирный компаунд класса «H», который выдерживает длительную эксплуатацию при температуре до 180 градусов Цельсия (2). Обмотка якоря пропитывается дважды. Это позволяет получить на 15% больше мощности без изменения массогабаритных характеристик двигателя, а также значительно повысить перегрузочную способность (3).
Типичное исполнение ротора УШМ «Интерскол» показано на фото (4). Первое, что бросается в глаза,— «сетка» из нитей над медными обмотками, для обычных электромоторов такое исполнение не характерно. Назначение сетки — защита обмоток от соприкосновения с частицами шлама: при приближении к вращающемуся ротору любая такая частица ещё на подлёте будет «отбита» от обмотки. Сетчатое исполнение удобно ещё и тем, что практически не препятствует отводу тепла от обмотки и таким образом обеспечивает возможность работы УШМ в длительном и даже непрерывном режиме.
Многие другие производители обеспечивают физическую защиту более простым методом — полностью заливают обмотку лаком. Эта мера тоже обеспечивает защиту, но существенно ухудшает теплоотвод. Долго работать подобными машинами нельзя — они перегреваются.
Эффективный отвод тепла от греющихся элементов возможен только за счёт эффективной работы вентилятора (так у электродвигателей обычно называют пластмассовую крыльчатку на роторе). Собственно, именно он является едва ли не ключевым элементом всего мотора — без него никакие технические ухищрения и модернизации не помогут. На УШМ «Интерскол» применяются крыльчатки с «завёрнутыми» лопастями сложной формы (5).
При работе они создают высокоскоростной турбулентный воздушный поток, направляемый в зазор между двумя самыми горячими узлами — ротором и статором. В итоге двигатель получает мощное охлаждение, обеспечивающее возможность длительной работы УШМ. Впрочем, не стоит забывать, что высокой эффективности добиваются за счёт комплексного подхода к расчёту и изготовлению всех деталей инструмента.
Автор: Максим ГРИБОЕДОВ
Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2022» (№1’2022)
журналов «Инструменты» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Ноябрь 2022 года