Вот и Makita представила свою версию «аккумуляторного бензореза» — отрезной машины с компоновкой бензореза, но с питанием от аккумулятора, под диск диаметром 230 мм. Это уже четвёртая такая модель на российском рынке, и она тоже попала к нам на испытания. Знакомимся с её реальными возможностями. Публикуем результаты теста и отзывы.
Makita DCE090
Аккумуляторная отрезная машина
Компоновка рукояток, как у бензореза, делает DCE090 очень удобной для отрезных работ, но шлифовать ею невозможно. В этом фундаментальное отличие от углошлифовальных машин. Если же сравнивать с бензорезами, то у DCE090 меньше глубина реза, потому что круг здесь 230 мм, а бензорезы «начинаются» от 350 мм. Естественно, возникает вопрос: а зачем в принципе нужна такая машина? Затем, что у неё есть свои, и довольно значимые, конкурентные преимущества.
Подобные машины очень востребованы у спасательных служб. От электросети не зависят, могут работать в помещениях, в том числе в задымлённых, где бензорезы глохнут. Подготовка к работе занимает секунды — вставил батареи, и готово. «Дозаправка» тоже моментальная, ведь сменить аккумуляторы гораздо быстрее, чем залить топливный бак. Перерывы на охлаждение двигателя не нужны, может работать в режиме 24/7, только успевай подавать новые батареи. Понятно, что для работы в таком режиме требуется очень большой запас аккумуляторов, но если учесть всё изложенное выше, то понятно, что в некоторых ситуациях альтернативы в принципе нет. И как раз спасательные службы с такими ситуациями сталкиваются регулярно.
Впрочем, DCE090 найдёт применение и на строительной площадке — как альтернатива большой сетевой УШМ. Не нужно тянуть провод к тому месту, где возникла необходимость что-либо отрезать, и резать гораздо удобнее, чем «болгаркой» (впрочем, это мы уже повторяемся).
Рабочее напряжение двигателя новой машины — 36 В, обеспечивается за счёт последовательного соединения двух 18‑вольтовых батарей. В этом заключается важное конкурентное преимущество Makita — энергоёмкая техника, вроде газонокосилок, мощных цепных пил, а теперь и отрезной машины, работает от обычных «шуруповёртных» батарей. А если учесть, что шуруповёрты уже давно идут в комплекте с двумя аккумуляторами, то такое решение позволяет существенно экономить при покупке новых моделей Makita — батареи-то уже есть и в достаточном количестве. Но здесь же кроется и потенциальная проблема (на недостаток она не тянет, но внимания может потребовать). Если установлены батареи разной ёмкости, то время работы определяется запасом энергии в меньшей батарее. Аккумуляторы по мере эксплуатации постепенно теряют ёмкость, и если использовать аккумуляторы разного «возраста» и разной «степени усталости», то вполне может получиться так, что один разряжен полностью, а второй — едва ли наполовину. Даже если заявленная ёмкость у них одинакова.
Но отследить эту проблему несложно — на корпусе отрезной машины расположены две светодиодные индикаторные линейки, показывающие состояние каждой батареи.
Машина оснащена системой подачи воды для охлаждения диска. Справа на корпусе — стандартный быстросъёмный штуцер с краном, допустимо подсоединить обычный садовый шланг. Вода подаётся на диск с одной стороны. Возможно, это несколько снижает эффективность осаждения пыли, но зато такая конструкция проще и меньше риск повредить тонкие трубки, проходящие поверх защитного кожуха.
Замена круга осуществляется примерно так же, как и на УШМ — нужно заблокировать шпиндель специальной кнопкой, после чего открутить винт, прижимающий фланец. Для этого нужен ключ или торцевая головка, и они должны быть под рукой. Какого-либо штатного места для хранения ключа на корпусе отрезной машины не предусмотрено.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Вопрос «Какой объём работы он выполняет на одном комплекте батарей?» — стандартный для любого аккумуляторного инструмента. Мы испытали Makita DCE090: установили алмазный отрезной круг и резали всухую неармированный бетон М200 на полную глубину. Кстати, глубина реза у DCE090 (и у других машин этого класса) больше, чем у УШМ — 85 мм против 68 мм, несмотря на аналогичный диаметр диска — 230 мм. У «болгарок» довольно массивный и габаритный редуктор, на отрезных машинах он компактнее, что позволяет глубже утопить диск в разрезаемый материал.
У нас с собой было два комплекта аккумуляторов ёмкостью 6 А*ч. Мы сделали три попытки реза, две из них дали результат 3,5 погонных метра реза, ещё одна — 4,5 м. При этом в тех случаях, когда результат был меньше, аккумуляторы показывали разный остаточный заряд: один сел полностью, а на втором горели два индикатора из четырёх. Объяснение лежит на поверхности: одна из четырёх батарей явно имеет меньшую ёмкость — видимо, прошла больше циклов «заряд-разряд». Естественно, за результат мы берём большую цифру, 4,5 м, потому что она абсолютно реальна. Но при этом надо помнить, что, если установленные батареи имеют разную ёмкость, объём работы определяется меньшей из них. Когда она сядет, машина остановится, несмотря на остаток заряда во втором аккумуляторе.
Этот момент демонстрирует ещё одно преимущество DCE090 — можно использовать батареи любой ёмкости, буквально что попало под руку. Но при этом, конечно же, предпочтительнее брать аккумуляторы высокой ёмкости — на них и время работы больше, и высокотоковую нагрузку они переносят лучше, и работа идёт быстрее.
Официальный российский сайт Makita (Макита): makita.ru
Тест провели Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Зима 2020/2021» (№4’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Ноябрь 2020 года