Сабельные пилы — инструмент давно и прочно вошедший в арсенал мастеров многих специальностей. В некоторых ситуациях они по-настоящему незаменимы. Современные аккумуляторные варианты сравнялись по мощности с сетевыми моделями и отвязали, в прямом смысле слова, пользователя от сети.
Metabo SSE 18 LTX BL
Аккумуляторная сабельная пила
У Metabo есть ещё одна новинка — компактная УШМ СС 18. Оба инструмента мы использовали, в том числе в автосервисе, для удаления старого крепежа при ремонте подвески автомобиля. Но если компактная УШМ оказалась не самым удобным вариантом именно в таком применении, то сабельная пила, наоборот, выступила наилучшим образом. Ею оказалось очень легко резать болты, расположенные в местах с неудобным доступом — проникнет всюду, пилит быстро и без искр.
Для таких работ надо правильно подбирать оснастку. Традиционные полотна для стали подходят не всегда. Поверхность болтов подвески, как правило, поражена коррозией, а у неё куда более высокая твёрдость. Зубья полотна затупятся раньше, чем дойдут до «свежего» металла. Да и когда дойдут — ржавчина-то никуда не делась, она остаётся на краях пропила и постоянно попадает в зону реза, вынося обычным полотнам приговор. А ещё крепеж часто бывает не обычный, а высокопрочный, который сложно пилить, даже когда он новый. Поэтому мы взяли полотно для чугуна с напайками из твёрдого сплава на каждом зубе и с мелким для такого типа полотен шагом зубьев. И вот это полотно работает великолепно — быстро, эффективно, и прослужит оно в таком применении очень долго. Только краска слезет, других признаков износа не будет.
Очень понравилась эргономика: линия реза проходит через среднюю часть рукоятки, пилой удобно манипулировать, все органы управления находятся под рукой, включая механизм быстрой и бесключевой смены полотна, а также настройки хода опорной подошвы. Рычаг фиксации полотна внешний — он расположен сбоку на корпусе, его не нужно пальцами «ловить» где-то в глубине пилы, когда шток максимально утоплен. Корпус редуктора полностью покрыт чехлом из толстой резины, в районе зажима есть светодиодная подсветка области реза.
Для разбора нужно снять резиновый чехол, перед этим демонтировав рычаги смены полотна и положения подошвы. В торцевой части есть винт, открутив его, можно снять пластину фиксации и затем рычаг установки положения подошвы. Та же пластина фиксирует ось рычага, её снимать куда сложнее, нужно найти оптимальное положение полуснятого чехла, чтобы освободить его из отверстия. Ещё сложнее правильно вставить его обратно, попутно совместив с возвратной пружиной, но это единственная сложность в разборке.
При снятом чехле открывается полный доступ к корпусу редуктора. Он сделан из алюминиевого сплава и имеет развитое оребрение для отвода тепла от нагретого в процессе работы механизма. Если посмотреть внимательно, то можно увидеть отличное инженерное решение: воздух, проходя вокруг (да, именно вокруг, мы вернёмся к этой особенности двигателя), проходит между резиновым чехлом и корпусом редуктора, забирается в районе основной рукоятки и проходит через всю пилу, не просто охлаждая двигатель, но ещё и сдувая опилки из зоны резания и не давая каналу хода штока забиться опилками.
Откручиваем четыре винта крепления крышки корпуса редуктора к корпусу редуктора, снимаем крышку. Привод штока имеет примерно такую же конструкцию, как на лобзиках, — это самое распространённое решение.
Шток трубчатый, шлифованный до высокой степени чистоты поверхности. Опоры штока — две бронзовые втулки с большой площадью опоры, перед штоком для герметичности установлена сменная манжета. Привод штока — стальная П‑образная пластина, крепится к штоку методом контактной сварки. Крышка корпуса редуктора имеет уплотнительную прокладку и герметична по отношению к крышке. Для снятия ведомой шестерни (она же — привод штока, она же — противовес) необходимо два отверстия в ней совместить с винтами снизу и, поворачивая шестерню, открутить все три винта. Винт по центру трогать не надо, он для снятия нижнего опорного шарикового подшипника. Между пластиной привода стока и ведомой шестернёй стоит стальная закалённая втулка с игольчатым подшипником.
Снимаем шестерню и видим ещё одно интересное решение. Как известно, лучше всего жёсткие статические и динамические нагрузки воспринимает подшипник скольжения, именно поэтому их применяют в наиболее нагруженных узлах. Тут же стоит сдвоенный шариковый подшипник и под ним — втулка с большой площадью опоры. Это работает так: когда нагрузки нет, втулка задействована по минимуму и вал преимущественно крутится на шариковом подшипнике. При возникновении нагрузки она перераспределяется на втулку, разгружая шариковый подшипник и при этом минимизируя износ втулки без нагрузки.
На этом сюрпризы конструкции не закончились. Располовинив корпус двигателя, видим герметичный блок электроники, не силовую кнопку «Пуск» с возможностью отсоединения от блока и двигатель. Статор имеет просто чудовищные по толщине провода обмотки, никак не меньше 2,5 мм², управляется этот бесщёточный двигатель не через датчики Холла, а анализируя возбуждение в незапитанных обмотках от магнитов ротора. Очень любопытна балансировка ротора — с первого взгляда можно подумать, что её тут нет. Но она таки есть! В торцах, куда вставлены магниты, есть заглушки в виде трёх секционных решёток, секции частично заполнены материалом, который и играет роль балансировки. Снаружи этого не видно.
Ещё одно любопытное решение — воздух для охлаждения двигателя проходит не через сам двигатель между ротором и статором, а снаружи статора. Торец двигателя закрыт наклейкой, под ней посадочное место заднего шарикового опорного подшипника ротора. Воздух с возможной пылью просто не попадает в двигатель вообще, а конструкция крыльчатки практически исключает попадание пыли в передний опорный подшипник ротора. Пила уже была в работе до нас, снаружи её пришлось буквально отмывать специальным составом, а внутри всё было чистенько, будто только с полки магазина.
Вроде бы небольшой и не слишком сложный инструмент, а сколько он дал поводов удивиться: продуманной до мелочей конструкции, отличной эргономике, достаточной мощности. Впрочем, разбор инструментов Metabo — это «всегда праздник»: какой ни возьми, вечно находишь что-то новое и интересное.
Благодарим автосервис @cardoc за помощь в проведении теста.
Российский сайт Metabo («Метабо Евразия»): www.metabo.ru
Автор: Дмитрий Сидоров.
Обзор опубликован в объединённом выпуске «Лето-осень 2020» (№3’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Сентябрь 2020 года