Инструмент в обыденной жизни и в каких-то экстремальных ситуациях – согласитесь, совершенно разные вещи. «Экстремальное» использование неизменно вызывает интерес как у пользователей, так и у производителей или тех, кто занимается продажами. Что вполне логично: это возможность показать настоящие возможности техники, которые в обычных условиях просто негде демонстрировать.
Наш журнал пишет об инструментах и садовой технике, значит, и нам эта тема не чужда. И когда компания Makita сообщила о своём участии в одном из «экстремальных» проектов и пригласила пообщаться с его организатором, мы, естественно, согласились. Поводом для встречи стала передача инструментов и оснастки Makita участникам экспедиции.
Проект носит название «Великий северный путь». Как сказано на сайте организаторов, это комплексная арктическая историко-спортивная экспедиция. Руководитель проекта, с кем нам удалось пообщаться – личность легендарная, Владимир Семёнович Чуков. Подробности его биографии можно посмотреть, например, в «Википедии», здесь упомянем один из наиболее впечатливших нас фактов: это человек, четыре раза (!) автономно (!!) дошедший до Северного полюса на лыжах (!!!).
Был и пятый раз, но тогда Владимир Семёнович просто прошёл Северный полюс и ушел дальше, в Канаду – видать, наскучило ему на одном месте. Да большинство из нас на дачу зимой реже ездят! Пара десятков километров на лыжах в выходной для нас – уже приключение, а сотня километров за два дня – подвиг, к которому нужно заранее подготовиться, иначе не осилишь. Это мы без малейшей тени сарказма, «сотка» — это реально подвиг. Но, как и в тренажёрном зале, что для одного – достижение, для другого – лёгкая разминка.
Факты о планируемой экспедиции
Экспедиционный историко-географический проект «Великий северный путь», посвящённый 400-летию Северного Морского Пути. Осуществляется в рамках комплексной научно-исследовательской программы «Загадки российской Арктики». Руководитель проекта: Президент «Экспедиционного центра «Арктика» РГО, действующий член «Русского географического общества», заслуженный мастер-спорта СССР, заслуженный путешественник России, почётный полярник Владимир Семёнович Чуков. В рамках проекта предполагается пройти по кромке Северного Ледовитого океана, частично повторив путь поморов, предпринявших в начале ХVII века попытку выйти к Студёному морю, и маршруты движения отрядов Великой Северной Экспедиции 1733-1743 годов. Движение будет осуществляться на колёсных плавающих вездеходах «Арктика-М» с шинами сверхнизкого давления, изготовленных специалистами Экспедиционного Центра «Арктика» для работы в сложнейших условиях Крайнего Севера.
Маршрут экспедиции протяженностью более 10 000 км начнётся с берегов крупнейшей сибирской реши Обь, в районе Тазовской губы, где в ХVII веке проходил водный путь в легендарную Мангазею. Выйдя к берегам Карского моря, путешественники возьмут путь на восток, «встречь Солнца» и пройдут вдоль побережья всех арктических морей до Берингова пролива. Далее двинутся на юг, к берегам Охотского моря, где спустя три месяца финишируют в Магадане. Другие возможные «финишные точки» — Анадырь или побережье Берингова пролива. Более подробно с маршрутом, целями и задачами экспедиции можно ознакомиться на сайте проекта www.ec-arctic.ru.
Поскольку наше издание все-таки узкоспециализированное, то интересовала нас в первую очередь именно тема инструмента. Спасибо Владимиру Семёновичу – он подробно и обстоятельно ответил на все наши вопросы.
Наверное, глупый вопрос, но зачем в Арктике инструмент?
На всякий случай. Нефтяные компании там есть, а заправок нет. Отремонтировать машину тоже негде, сервисных центров не предусмотрено. Поэтому везём с собой всё, что может понадобиться для ремонта любого уровня. Причём на маршрут берём только аккумуляторный инструмент, сетевой мы используем во время подготовки машин к маршруту.
Без инструмента в экспедиции не обойтись. В машине может сломаться абсолютно всё, это Арктика, не хайвей. Мы знаем нашу технику до последнего винтика, и можем устранить любую неисправность. Но всегда нужно быть готовым к любому развитию событий, к любым поломкам.
А если сварка понадобится? Неужели генератор с собой не берёте?
Генератор – нет. Стараемся брать поменьше. А что касается сварки, то мы нашли очень интересные решения. Раньше сотрудничали с российскими производителями аккумуляторов, у них взяли на вооружение интересную технологию сварки непосредственно от автомобильных аккумуляторов. Нам ведь если сварка и нужна, то в небольших объёмах. Целый день варить не надо, буквально прихватить что-то, если сломалось. Так вот, два аккумулятора, соединенных последовательно, позволяют варить электродом 2,5 мм около 20 минут. Для наших нужд этого вполне достаточно. А заряжаются они от автомобильного генератора. Штука отличная, но в этом году испытаем нечто ещё более интересное. Там же, в Новосибирске, мы нашли производителей автомобильных инверторов, которые в состоянии «выдать» и 3, и даже 5 кВт. Берёшь «чемодан», подключаешь к бортовой сети… в чемодане розетка, и туда можно даже сварочник включить.
Сколько ни пробовали китайские инверторы – горят. И заявленную мощность держат в лучшем случае кратковременно, на пике при включении нагрузки. Постоянно они её не держат. Новосибирцы выдали нам один инвертор на 4 кВт и ещё один поменьше. Соответственно мы берём с собой небольшой сварочный аппарат. Ну и, естественно, аккумуляторы, которые используем и для сварки при необходимости, и как источник электроэнергии.
Немножко отвлекусь от инструментальной тематики – разработка новосибирцев дала нам возможность кардинально улучшить «жилищные условия». Быт мы теперь устраиваем совершенно по-другому. Если раньше брали с собой шведские горелки, примусы, топили снег, то теперь всё это не нужно. Берём с собой обычные мультиварки: насыпаешь все ингредиенты, закрываешь, и едешь себе по маршруту. Приехал, а у тебя уже горячий обед готов. Мы немного переделали мультиварки – у них потребляемая мощность обычно 700-800 Вт, мы её понизили до 400 Вт. Пусть приготовление пищи занимает больше времени, нам это совершенно некритично. Зато расход энергии аккумуляторов гораздо меньше. Так что по «обитаемости» наши вездеходы теперь не уступают яхтам.
Бытует мнение, что аккумуляторный инструмент не подходит для работы на морозе. А вы его в Арктику берёте! И всё работает?
Аккумуляторы храним в тепле, в карманах курток, и только при необходимости выносим на мороз. Всё прекрасно работает — шлифуем, пилим. Нам ведь работать постоянно не нужно, все случаи носят эпизодический характер. И к тому же во время работы аккумулятор сам разогревается. Если он подсел, то даже заряжать не нужно — засунул обратно под куртку, он отогрелся и дальше работаешь.
Кстати, такой пример приведу. Для видеокамер есть специальные обогревательные подушечки типа «аккумуляторов тепла» — помял и она греет. Когда замёрзла, в кипяток бросил, и снова можно использовать. Но мы и без этого обходимся, никаких проблем.
Сколько аккумуляторов вы берёте с собой, и какие?
Аккумуляторы Makita очень живучие, ими хоть гвозди забивай. В отличие от никель-кадмиевых, у литиево-ионных аккумуляторов нет эффекта памяти, и в этом их колоссальное преимущество. У нас порядок такой: после окончания рабочего дня все аккумуляторы ставятся на зарядку. Так как мы работаем на морозе, то всегда в тёплом кармане держим запасной аккумулятор, потому что в момент работы нам уже не до зарядки — нужно действовать быстро.
Сейчас нам впервые предложили аккумуляторы с ёмкостью 5 А*ч. Внешне они абсолютно такие же, как и на 3 А*ч, но ёмкость у банок разная. Значит, теперь мы сможем ещё дольше работать без подзарядки, для нас это большое преимущество.
Почему именно Makita? И почему выбор инструментов именно такой?
Компания оперативно и легко пошла на контакт. Мы плодотворно сотрудничаем уже много лет.
Что касается выбора, то нам нужно три комплекта инструмента, потому что идём на трёх машинах. То, что нам передали сейчас, это лишь часть от необходимого. Что-то нам давали раньше, некоторые инструменты мы используем не первый год. Иногда отдаём на ремонт в сервис и потом эксплуатируем дальше. А что-то даже потерять безвозвратно успели – например, утопили одну бензопилу. Но тут претензий к компании Makita быть не может, у бензопилы положительная плавучесть не предусмотрена. Сами виноваты, но в экспедициях всякое может произойти.
Когда мы оборудовали мастерскую для сборки вездеходов, Makita предоставила электроинструмент, оснастку, генератор и моечную машину. Испытания проходят в Подмосковье, и после них вездеход, естественно, нужно мыть. Сейчас мы используем исключительно оборудование Makita и очень им довольны. Инструмент всё время в ходу.
В этот раз мы впервые берём на маршрут сабельные аккумуляторные пилы. Раньше мы на них не обращали внимания, даже не знали о существовании такого инструмента в принципе — в России он не сильно популярен. Брали с собой ручные ножовки, а ими ведь не везде подлезешь – например, их невозможно вставить в отверстие, чтобы сделать пропил. Порой приходилось работать только полотном, даже без ручки. Сейчас, когда мы открыли для себя сабельные пилы Makita, ножовки брать не будем.
Вы начинали с лыж, Амудсен ходил на собаках. Теперь — вездеходы, спутниковая навигация и аккумуляторный инструмент. Современные технологии сделали экспедиции по Арктике комфортнее?
Мы ходим в Арктику уже четыре десятка лет и были свидетелями и участниками внедрения всего этого процесса, начиная с навигации. Когда мы начинали, то были моложе, для нас была важна романтика. Определять теодолитом точку стояния в дрейфующих льдах, — это ведь процесс, это искусство… внутри всё замирает, когда ты ловишь солнце, потом сидишь и считаешь, чтобы определить, где же ты в Северном Ледовитом океане находишься…. И вдруг появился GPS. Сейчас мы даже не берём с собой теодолит, но в планируемой экспедиции ориентироваться проще — мы идём по берегу. Да мы уже даже карты не берём, вот до чего дошло.
Когда мы начинали, не было ни снаряжения, ни питания, ни средств связи, ни навигации — ничего! И при этом мы четыре раза ходили на Полюс, а пятый — в Канаду. Теперь на Северный Полюс начали возить туристов. Привезли сотню человек, они прошли пять-десять-двадцать километров, и уже покорители, герои. Но подумайте, кто вас привёз? Те люди, которые здесь создали базу. И самолёт прилетел, потому что погода отличная. А вы попробуйте пройти по Арктике на лыжах по дрейфующим льдам! Сейчас даже у меня такое в голове не укладывается. К чему я это всё? Да к тому, что современные технологии, с одной стороны, делают жизнь комфортнее, а с другой стороны, создают опасную иллюзию защищённости и ощущение у непрофессионала, что он всё может. Во времена СССР в Арктику выпускали исключительно людей, обладающих определённым уровнем умений и знаний. Сейчас система подготовки и контроля толком отсутствует, много людей неподготовленных. Но мы-то знаем, что можно ожидать от этого региона, и стараемся быть готовыми к любым сюрпризам. Инструмент вносит весомый вклад в успех всего предприятия, от него зависит очень многое, поэтому используем только ту технику, в которой мы полностью уверены.
Наш рассказ о «похождениях «Макиты» в Арктике» на этом не закончен. Мы договорились встретиться с Владимиром Семёновичем и его командой в феврале, когда они будут отправлять вездеходы в Новый Уренгой. Надеемся, к тому моменту уже будут первые отзывы о новых инструментах. А потом, глядишь, встретимся и после экспедиции. Надо же в деталях выяснить, какие испытания выпали на долю инструмента. А то читаешь описания подобных мероприятий, и везде инструменту посвящена пара фраз, вроде: «Инструмент зарекомендовал себя с самой лучшей стороны». А конкретика-то где? Да про еду в походах больше пишут. Конечно, мы не против и еды, но журнал у нас пока что про инструмент. Будем менять сложившуюся традиции, следите за обновлениями!
Автор: Алексей Меснянкин, редакция «Потребитель», сайт www.master-forum.ru
январь 2016 года